Ускорение на спаде: что топливный дивизион показал на MIMS Automobility Moscow

На российском авторынке сокращение спроса, но на проходившей в мае Международной выставке запчастей, автокомпонентов, оборудования и товаров для техобслуживания автомобилей MIMS Automobility Moscow уныния не наблюдалось. Представители топливного дивизиона «Росатома» продемонстрировали свою продукцию в сегменте очистки выхлопных газов, аккумуляторной химии и возможности развития бизнеса.
Альянс экологичных решений
Бизнес-направление «Специальная химия» в ТВЭЛ занимается автокомпонентами и материалами для литийионных аккумуляторов. Его руководитель, гендиректор компании «Русатом Химия» Михаил Метелкин, рассказал, что в прошлом году ТВЭЛ приобрел 50 % крупнейшего в России поставщика систем очистки выхлопных газов «Формат Экологичные решения» (ФЭР). Будучи активом международной компании Faurecia, ФЭР работал со всеми отечественными и зарубежными автомобилестроителями, сейчас — только из стран СНГ.
Предприятие топливного дивизиона «Экоальянс» выпускает начинку каталитических нейтрализаторов выхлопных газов, а ФЭР — металлические корпусы. Оба работают в одной технологической цепочке в рамках контракта на оснащение модели «Лада Искра», в остальном у каждого свои контрагенты. «ФЭР донастроил наше предложение авторынку, теперь оно комплексное», — отметил Михаил Метелкин.
Куда расти
Совместно с «Русатом Химией» «Экоальянс» намерен увеличить производство до 2,5 млн катализаторов в год. Как сообщил гендиректор Тарас Пекарский, с Фондом развития промышленности подписан договор о кредитовании по комфортной, ниже 10 %, ставке. Фонд выделит порядка 85 % суммы, необходимой для закупки автоматизированного оборудования. Благодаря ему производительность вырастет в два-три раза. «Когда в 2026 году будем разрезать ленточку на открытии нового цеха — пригласим, — пообещал Тарас Пекарский журналистам. — Полагаю, российский рынок восстановится к концу 2026 года, продажи будут порядка 1,6–2 млн автомобилей в год. Думаю, мы сможем целиком обеспечить растущие спрос и производство». Михаил Метелкин добавил: «После введения экологического стандарта «Евро‑6» в машинах нужно будет по два катализатора, и мы хотим быть готовыми к росту потребностей рынка».
Еще одно направление развития «Экоальянса» — углубление локализации производства. Построить собственное производство керамических блоков со множеством каналов, на которые наносится катализатор, можно за три — пять лет, считает Тарас Пекарский, но только при господдержке, иначе проект не будет прибыльным. Государство должно решить, вкладываться в такое производство или положиться на импорт катализаторов из Китая. Сами блоки недороги, дорого и очень сложно разработать технологию: подобрать оборудование, найти рецептуру керамики и правильное сырье, которое не будет деформироваться и выдержит все технологические операции.
ФЭР развивается за счет поставок систем очистки выхлопных газов для китайских машин. Таким образом компания загружает свои мощности, а автопромышленники увеличивают уровень локализации производства, это важно для присутствия на российском рынке.
Предприятие топливного дивизиона «Точмаш-авто» выпускает мехатронику: реле, кнопки, датчики, в том числе для выхлопной системы — и планирует развиваться за счет производства корпусов батарей для электромобилей.
В рамках бизнес-направления «Специальная химия» открылась лаборатория электролитов для литийионных батарей. Там провели реинжиниринг зарубежных аналогов и разрабатывают собственные композиции. Успехи есть: электролиты, полученные в небольших объемах, отправляют производителям кардиостимуляторов. В этом году в Москве стартует опытное производство электролита мощностью 3 т в год. «Мы приступаем к проектированию предприятия мощностью 10 тыс. т в год. Выбираем площадку», — сообщил Михаил Метелкин и добавил, что коллеги по «Спецхимии» изучают возможность использовать в анодах не графит, а металлический литий: — Это продукт нашего Новосибирского завода химконцентратов. Мы планируем модернизировать производство, чтобы повысить его конкурентоспособность. Когда придет эра литиевых анодов, мы должны быть на этом рынке с понятным и интересным предложением».
«С учетом того что «Росатом» совместно с КамАЗом создает автомобиль «Атом», мы охватываем оба сегмента рынка: электромобилей и машин с двигателями внутреннего сгорания», — подытожил Михаил Метелкин. Он уверен, что оба сегмента прибавят за счет гибридного транспорта. Это уже происходит в Китае. В стране с крупнейшей электромобильной индустрией последние года полтора устойчиво растет спрос на гибриды. Они дороже авто с двигателями внутреннего сгорания и электромобиля, зато сочетают достоинства обоих: экологичность, увеличенный запас хода, но главное — нет риска остаться и без зарядки, и без топлива на удаленных от заправочной инфраструктуры территориях.
Ситуация на рынке
В этом году российский авторынок просел из-за высоких ставок автокредитов, пояснил Тарас Пекарский. Продажи падают — тают заказы на компоненты. Спрос на продукцию ФЭРа для некоторых моделей сократился почти втрое. Гендиректор компании Татьяна Громова ждет, что до конца 2026 года будет найдено какое-то решение, иначе российский автопром замрет, а с ним и все участники технологической цепочки.
Производители автокомпонентов считают, что сейчас формируется отложенный спрос и, когда рынок восстановится, им придется срочно наращивать выпуск продукции. Это станет новым вызовом. «Но мы уже привыкли к такой жизни. По сравнению с 2022‑м, годом самого сильного падения, все не так печально, — сказала Татьяна Громова. — Заводы работают, адаптировались к российским поставкам и знают, как вести себя в сложных ситуациях. Надеемся, что рынок вернется к цифрам порядка 1,6 млн штук к концу 2026 года и люди будут покупать сделанные в России машины».