«Сонату для фестиваля я придумал, когда за грибами ходил»: история виртуоза из Снежинска

Илья Кравцов — ​гордость уральского атомного города. В свои 15 он гитарист с безукоризненной и быстрой техникой исполнения, лауреат крупнейших конкурсов всероссийского и международного уровня, композитор. Журналист «СР» обсудила с молодым исполнителем его любовь к барокко, фламенко и рыбалке, а с его отцом, известным снежинским музыкантом и преподавателем Сергеем Кравцовым, — ​воспитание трудолюбия в талантливом ребенке и продвижение в музыкальном мире.

В садик с гитарой

Заниматься музыкой Илья начал с детсада. Играть на фортепиано его учила мама, а на гитаре — ​папа, оба — ​преподаватели Снежинской музыкальной школы. Глава семейства к тому же дирижер и аранжировщик ансамбля оригинальной музыки городского Дворца культуры «Октябрь».

«Мы с женой Ольгой заметили, что у сына отзывчивость к музыке и прекрасный слух, — ​вспоминает Сергей Кравцов. — ​Уже в три с половиной года он подходил к фортепиано, прикасался к клавишам и что-то напевал. Жена записала Илью в музыкальную школу к опытному педагогу Марии Лесиной, а когда та ушла на пенсию, перевела в свой класс. Я же приступил к урокам, когда Илье исполнилось пять с половиной. Так он и учился на двух отделениях — ​гитары и фортепиано, с успехом осваивал обе программы, но со временем решил, что гитара важнее».

Ольга, Илья и Сергей Кравцовы

«Я хорошо помню свой первый урок на гитаре, — ​говорит Илья. — ​Мы начали разучивать упражнение «Колокола». Я играл по двум открытым струнам и был в полном восторге».

Талантливая подмена

Параллельно с общеобразовательной гимназией № 127 мальчик пошел в музыкальную школу. Ходил и в мамин, и в папин класс. Но больше времени проводил в папином. Тот решил отшлифовать исполнительскую технику сына до идеала.

«Я придумал комплекс упражнений, чтобы Илья научился играть на любой скорости даже самые техничные вещи, — ​рассказывает Сергей Кравцов. — ​Позже это помогло ему без страха быстро разучивать сложные произведения и непринужденно их исполнять. Однако я переживал из-за того, что сын, как очень послушный ребенок, выполнял все задания, но особого рвения к занятиям не показывал. Даже когда он начал выигрывать первые конкурсы, мне казалось, что до музыки ему нет дела».

Все изменилось в 2022 году. На областном конкурсе благотворительного фонда «Новые имена» им. Иветты Вороновой, президентом которого является Денис Мацуев, Илья стал лауреатом I степени. Как стипендиат, он получил право на стажировку в творческой школе фонда в Суздале.

«Тогда его словно подменили, — ​говорит Сергей Кравцов. — ​Там все-таки уникальная атмосфера, дети очень талантливые, педагоги прекрасные. Когда Илья вернулся домой, мы у него гитару отобрать не могли, он играл и днем, и ночью. Прогресс был колоссальный. За всю мою бытность педагогом в музыкальной школе у меня было больше 100 учеников, среди них много талантливых ребят. Но не было ни одного столь же одаренного, как мой сын».

Фламенко — ​это судьба

Илья никогда не работал в одном стиле, исполнял на гитаре самую разную музыку: классическую, современную, русскую народную. Но больше всего любил барокко и фламенко.

«Барокко нравится гармоничностью и свободой формы, — ​поясняет гитарист. — ​Жаль, что на современных инструментах я не могу передать звук тех времен на 100 %. А фламенко — ​это испанская музыка, давшая начало одноименным песне, танцу и инструментальному и вокальному стилю. В классической гитарной музыке тембр мягкий, звук округлый, а здесь жесткий, с характером. Мои любимые исполнители в этом жанре — ​испанцы Висенте Амиго и Антонио Рей, а также русский музыкант Григорий Горячев. Висенте Амиго — ​обладатель премии «Грэмми», Антонио Рей — ​победитель множества конкурсов. А Григорий Горячев — ​один из немногих гитаристов в мире, продолжающих традиции сольного фламенко на концертных выступлениях. Сейчас он живет в США».

Благодаря фламенко в творческой судьбе снежинского подростка случился важный поворот: его пригласили на престижный международный фестиваль «Мир гитары». Он проводится в Калуге с 1998 года.

«Сын с 11 лет начал играть фламенко. Когда он научился исполнять сложнейшие произведения испанца Пако де Лусии, одного из самых известных в мире гитаристов, меня распирало от гордости. Я сделал видеозапись и выложил ее в интернет, — ​делится Сергей Кравцов. — ​Ролик попался на глаза композитору Сергею Рудневу и очень ему понравился. Он пригласил Илью приехать к нему в Тулу и сыграть сольное отделение в его концерте».

Кравцовы на одном из первых совместных выступлений

«Сергей Иванович стал первым композитором, с которым я познакомился лично, и одним из самых любимых, — ​говорит Илья. — ​Он великолепно владеет не только классической гитарой, но и русской, семиструнной. И очень много делает для возрождения этой школы: пишет пьесы, занимается гитарными обработками русских народных песен и переложениями русских композиторов. Тогда в Туле мы с Сергеем Ивановичем сыграли дуэтом. Наше выступление увидел его друг — ​директор международного фестиваля «Мир гитары» Олег Акимов. И пригласил меня на свой фестиваль».

Признание кумира

Одна из миссий «Мира гитары» — ​продвижение юных талантов. Лучшие молодые гитаристы получают возможность выступить с мировыми знаменитостями. Каждый год фестиваль завершает концерт фламенко. В прошлом году его открывал Илья Кравцов — ​большая честь для 14‑летнего музыканта. И этот шанс он использовал на 100 %. После того выступления в прессе и музыкальном сообществе Илью стали именовать виртуозом. Он сыграл дуэтом с испанской знаменитостью — ​Хуаном Рамоном Каро.

«Я воспринимал это как личный триумф — ​играть с самим Хуаном Рамоном, — ​рассказывает Илья. — ​Я столько раз видел записи его концертов, слушал диски! Я был в эйфории».

«Да, на «Мире гитары» случилось невероятное, — ​продолжает рассказ его отец. — ​Ведь Хуан Рамон — ​признанный исполнитель и композитор фламенко — ​согласился сыграть свое произведение с моим Илюшей. Чтобы выучить программу, у сына было чуть больше недели, он готовился по видеозаписи, которую ему прислал сам Хуан. На генеральной репетиции с первого раза сыграли великолепно. А после выступления маэстро вышел за кулисы и прямо при всех участниках, кто там находился, встал на колено и поцеловал Илье руку. Я был в шоке».

Карьера юного виртуоза продвигалась и благодаря помощи атомной отрасли. В 2018 году Илья Кравцов на музыкальном фестивале проекта «Территория культуры «Росатома» «U‑235. Новые песни» в Сосновом Бору познакомился с Алексеем Лихачевым. Девятилетнего мальчика допустили на фестиваль в порядке исключения, он был на три года младше самых юных участников и поэтому выступал вне конкурса.

«Илью пригласили выступить вне конкурса, а он там Гран-при взял, — ​говорит Сергей Кравцов. — ​И тогда Алексей Евгеньевич вручил ему денежный приз. Мы купили первую в жизни сына концертную гитару, он на ней до сих пор играет. После этого госкорпорация много раз оплачивала транспортные расходы и взносы на участие моего ребенка в конкурсах и фестивалях разного уровня».

Также Кравцовы дважды становились финалистами фестиваля творческих традиций «Семья семей», который уже несколько лет организовывает команда «Территории культуры «Росатома».

Тоска по рыбалке

Снежинскую музыкальную школу по классу фортепиано и гитары Илья Кравцов окончил с красным свидетельством. После 8‑го класса гимназии семья решила, что он должен продолжить учебу в Екатеринбурге, в Уральском музыкальном колледже при Уральской государственной консерватории им. Мусоргского. Там мальчик учится с сентября. Изучает, как и прежде, фортепиано и гитару. Он еще не определился, кем будет, исполнителем или композитором, поэтому ему нужны оба направления: большинство сочинителей используют фортепиано как тренажер для отработки новых мелодий. Уезжать из дома сначала побаивался, не знал, как приживется на новом месте.

На конкурсе «Синяя птица» с ведущей Дарьей Златопольской.

«По дому скучаю, но понимаю, что это новый и важный этап моей жизни, — ​отмечает Илья. — ​Пора стать самостоятельным. Моя мама училась в этом же колледже, только с пятого класса, а потом с легкостью поступила в Уральскую консерваторию. С родителями я постоянно на связи, разговариваем часами. А еще я сначала переживал, что из-за переезда не смогу по выходным ходить на рыбалку. Но и это поправимо. Когда был дома на новогодних каникулах, оторвался по полной программе: под завязку забил морозилку окунями. Даже 31 декабря рыбачил. Самым большим моим уловом на праздниках стало 40 рыбин. Мы и на сковороде их жарили, и уху варили».

Талант на экспорт

Совсем скоро Илья Кравцов дебютирует в новом статусе — ​композитора. Его произведение исполнят студенты консерватории Гвидо Кантелли на фестивале для гитаристов Il mondo della chitarra, который много лет проходит в итальянском городе Новара. Мероприятие длится несколько месяцев, включает в себя концерты, мастер-классы, семинары и конференции, посвященные гитаре.

«В 2023 году в Калугу на фестиваль «Мир гитары» приезжал специальный гость — ​мастер классической гитары и педагог Бруно Джуффреди, который в том числе преподает в консерватории Гвидо Кантелли, — ​рассказывает еще одну историю Илья. — ​Видимо, он меня запомнил и держал в поле зрения. Свою сонату для квартета гитар я выложил во «Вконтакте». Господин Джуффреди ее прослушал, поставил лайк и написал, что хотел бы включить эту вещь в программу фестиваля. Мне уже даже афишу прислали, где указана моя фамилия как автора музыки».

Пока Илье Кравцову важны не гонорары, а признание. Знаменитому итальянцу свою сонату он просто подарил, просить деньги даже в голову не пришло. Музыку для гитары юный композитор пишет давно, но раньше делал это скорее для развлечения. А год назад решил заняться сочинительством всерьез.

«Сонату для фестиваля я придумал в Снежинске, когда в лес за грибами ходил, — ​вспоминает Илья. — ​Я часто мысленно перекладываю на музыку пение птиц, летние и особенно зимние звуки уральского леса. Обычно мелодия просто остается у меня в голове, а тут я все записал в нотах. Потом поочередно сыграл каждую из четырех партий и свел воедино. Рад, что моя музыка вызвала такой отклик».

Для многих гитаристов самим сочинять музыку — ​необходимость. Готовых произведений, написанных специально для гитары, очень мало. В основном музыканты исполняют произведения для скрипки или клавира, и всякий раз их нужно адаптировать.

«Если брать, например, направление «концерт с оркестром», то там очень много материала для фортепиано и флейты, а для гитары почти нет, — ​констатирует Илья. — ​По сравнению с другими инструментами она задвинута. По мнению многих, гитара — ​это просто бренчалка. А я не знаю ни одного инструмента, который звучал бы так же захватывающе. Поскольку мой слух позволяет мне читать партитуру и слышать музыку, я могу сам обрабатывать произведения, написанные для других инструментов, и перекладывать их на гитару. Собираюсь пополнить репертуар творениями композиторов, живших с 1600 по 1800 год, этот период мой самый любимый. Нахожу тех, которых не проходят в музыкальных школах, хотя их работы не хуже шедевров Вивальди, Генделя и даже Баха. Мне это интересно как исполнителю, думаю, что и слушатели оценят. Планирую переложить на гитару «Фантазии» француза Жана­Фери Ребеля, композитора и скрипача эпохи барокко, и чакону его итальянского коллеги Антонио Бертали, творившего в XVII веке. Еще хочу поработать с несколькими неизвестными концертами Вивальди: они великолепны, но их мало кто слышал в мире современной музыки».

После окончания колледжа Илья Кравцов продолжит заниматься музыкой, планирует поступить в консерваторию.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: