Весь год «СР» подробно освещала проекты «Территории культуры «Росатома» — ​выставки, показы мод, фестивали, концерты, театральные премьеры. На исходе декабря мы спросили руководителя программы Оксану Конышеву, чувствует ли она себя министром культуры страны Росатом и как в будущем году в этой стране отметят юбилей атомпрома.

Москва и далее везде

— Какие проекты и достижения уходящего года вы бы выделили особо?

— Для меня событие года — ​это участие наших артистов в знаменитой выставке «Россия» на ВДНХ. А именно — ​выступление Детского симфонического оркестра атомных городов. В нем играют музыканты из 18 городов. Они собираются в Москве, в течение недели репетируют и отправляются на небольшие гастроли. Ребята играли в подмосковных госпиталях перед выздоравливающими бойцами, ездили в Сочи, где выступали на Всемирном фестивале молодежи. Также на выставке «Россия» дали концерты участники проекта «10 песен атомных городов» и вокальная группа «Матреха» из Снежинска. Кроме того, там же показали наш спектакль­читку «Россия делает сама» о создании первой атомной бомбы. Мы подготовили его к 75‑летию атомной отрасли, но он не потерял актуальности.

— Хорошо, это в Москве. А что в атомградах?

— Так это ведь ребята из них собираются в коллективы и показывают возможности наших городов на уровне страны. После гастролей юные музыканты и их педагоги возвращаются домой, делятся приобретенным опытом, новыми знаниями.

Еще хочу отметить творческую лабораторию «Театр Наций — ​театрам атомных городов», она проходит шестой год подряд. Но в 2025‑м мы переформатируем этот проект ради мегасобытия, подробностей которого пока не раскрою, пусть это будет сюрпризом. Сейчас можно подвести итоги этих шести лет. Лаборатория прошла во всех профессиональных театрах атомных городов по три раза. Что это значит? Крупнейшие специалисты прокачали не только творческие навыки сотрудников местных театров, но и технические: для звукорежиссеров и светотехников были проведены отдельные мастер­классы. В рамках лаборатории в каждом театре придумывают эскизы спектаклей. За шесть лет набралось 65 эскизов, каждый по 20 минут. На их основе режиссеры поставили 15 спектаклей, которые вошли в репертуар театров атомградов. Еще шесть премьер на подходе, то есть треть эскизов вырастает в полноценный спектакль, украшает театральную жизнь наших городов.

Книга побежала

— А какой проект вы бы назвали самым прорывным?

— Есть такой — ​это «Бегущая книга». Название веселое, и у многих возникает вопрос: куда эта книга бежит и от кого? Мы не авторы названия, не имеем права его менять. Проект родился в 2017 году в Лесном, где библиотекари вместе с волонтерами в Общероссийский день библиотек 27 мая вышли на улицы, чтобы обратиться к жителям с вопросами о науке и искусстве. Если прохожий отвечал правильно, ему дарили книгу от партнеров проекта или сертификат на нее, если нет — ​приглашали в библиотеку. Так горожанам напоминали, что она по-прежнему является центром получения знаний. Вскоре представители библиотечного сообщества подхватили акцию и в других атомных городах. В 2018‑м мы подумали: а почему бы не предложить последовать примеру библиотекарей атомградов их коллегам со всей страны? Включились в пиар проекта, и идея зашла на ура. А в этом году мы сделали невероятный рывок в количестве участников: более 2,4 тыс. библиотек со всей страны поучаствовали суммарно в двух забегах — ​весной и осенью. Ранее их было максимум 800. Считаю, что это мощный рост, достигнутый без каких-либо дополнительных вложений в раскрутку.

«Бегущая книга» в Обнинске. Жители отвечают на вопросы библиотекарей
Работа по душе

— Расскажите о вашей команде. Знаю, у вас небольшой штат сотрудников. Они все успевают?

— У каждого свое направление, которое ему по душе. Мы действуем по принципу «полюби свой проект, и тогда он взлетит и понравится не только тебе». Коллеги в нашем коллективе легко могут сказать: «Мне не нравится это направление, можно я им заниматься не буду?» — ​и выбрать дело по душе. Так распределяются обязанности.

— Как вы оказались в «Росатоме»?

— Когда госкорпорация подписывала соглашение с Минкультом, я работала в министерстве, была начинающим специалистом. И меня в качестве менеджера пригласили реализовывать совместную программу. В 2006 году она называлась художественно­просветительской программой «Новое передвижничество». Первые мероприятия в атомных городах мы провели именно под ее эгидой. Спустя два года мне поступило предложение перейти на работу в «Росатом».

— Не чувствуете себя министром культуры страны Росатом?

— Хороший вопрос. Министром я себя не чувствую, даже не думала о себе в таком качестве. Но я благодарна судьбе и руководству госкорпорации, которое дает возможность заниматься любимым делом и понимает, как важна эта область.

Культура без границ

— К списку атомных городов России присоединился Энергодар. Вы еще не начали там работать?

— Я была в Энергодаре, это прекрасный южный город. В прошлом году мы со всех наших городов собрали книги, чтобы оснастить его библиотеки. Библиотекари приезжали в Энергодар, рассказывали коллегам, как все устроено в российских библиотеках, как нужно модернизировать библиотечный фонд. Трижды делали уличные фотовыставки. Но пока, увы, не можем проводить массовые мероприятия. Как только меры безопасности позволят, мы обязательно привезем туда наши проекты.

— Как вы считаете, закрытость части атомных городов мешает развитию в них культуры? Есть разница, например, между режимным Саровом и открытым Волгодонском?

— Кардинальной разницы нет. Есть определенные ограничения, которые накладывает закрытая территория. Скажем так: не каждый может просто прийти и предложить свой культурный продукт. С другой стороны, культурная жизнь в ЗАТО довольно насыщенная. Точно так же работают российские прокатчики, приезжают с гастролями артисты и театры.

Я бы сказала про другое ограничение — ​удаленность атомградов от крупных трасс и железнодорожных путей. Есть города, которые находятся близко к путям сообщения, к ним и заезжают чаще. Если же они находятся далеко от крупных городов и Транссиба, возникает проблема. Краснокаменск, Билибино и Певек — ​для них гораздо труднее что-то сделать. В этом году в Краснокаменск съездил студенческий театр ГИТИСа. Ребята потом сказали, что такого внимательного зрителя они не видели, пожалуй, нигде и никогда. То есть запрос на культуру мощный. Наши проекты дают жителям отдаленных атомных городов ощущение, что о них заботится большая корпорация.

Подготовка к празднику
Детский симфонический оркестр атомных городов выступает на выставке «Россия»

— Давайте поговорим о планах на 2025 год. Чего ожидать жителям атомных городов?

— 2025‑й будет знаковым для всей страны. Во-первых, это год 80‑летия Победы. Естественно, пройдет множество мероприятий федерального, регионального и муниципального уровня. А еще это год 80‑летия атомной отрасли. В рамках двух этих юбилеев мы представим огромное количество проектов, причем не только в 31 атомграде, но и в других городах 10 регионов страны. Задача — ​выйти на региональный уровень, чтобы рассказать жителям регионов об атомной промышленности. Сделать это художественными средствами — ​серьезный вызов для нашего маленького творческого коллектива.

Большая часть еще планируется, но кое о чем могу упомянуть. Один из проектов — ​это рассказ про династии атомщиков. Уже в этом году фотохудожник начал снимать большие семьи в атомных городах и продолжит свою работу в следующем. Еще наш партнер, Государственный музейно­выставочный центр «РОСИЗО», планирует открыть в 2025 году посвященную юбилею отрасли художественную выставку, которая, мы уверены, станет знаковым событием в Москве. Точно продолжим историю, связанную со спектаклем­читкой «Россия делает сама», продемонстрируем его на разных площадках. Задумали интересный проект — ​рассказ про атомную промышленность с помощью музыки. В общем, попытаемся зайти с разных сторон, чтобы заинтересовать максимальное количество людей историей атома.

Звездные выпускники

Ежегодно участниками творческих проектов становятся сотни жителей атомных городов, по большей части совсем юных. Рассказываем о четверке выпускников программы «Территория культуры «Росатома», для которых она стала путеводной звездой.

Илья Аноприев, Железногорск

В 2007 году Илья вместе с двоюродным братом Дмитрием Муратовым основал рэп-группу «Da.Бро». В 2017‑м их заметил художественный руководитель проекта «10 песен атомных городов» Тимур Ведерников и предложил Илье войти в состав солистов проекта. В марте 2023 года на Первом канале стартовала трансляция 11‑го сезона популярного вокального шоу «Голос». Молодой человек прошел слепые прослушивания и присоединился к команде Владимира Преснякова. В настоящее время артист выступает под сценическим псевдонимом ANOPRIEV.

Софья Повеквечных, Нововоронеж

Девушка — ​трехкратная победительница проекта «Территория успеха: в объятиях природы». В 2024 году фотографии Софьи Повеквечных стали иллюстрациями к сборнику стихов «Жить» поэта Егора Шихарева из Москвы. В книгу вошли 19 снимков, сделанных на экологическом форуме в Дагестане, куда съезжаются финалисты проекта. Сейчас Софья учится в Российском государственном университете им. Косыгина на направлении «фотоискусство и мультимедиадизайн», профессионально занимается фотографией, член Союза фотографов дикой природы.

Ольга Ильина, Курчатов

Участие в проекте «Территория успеха: мода» вдохновило Ольгу Ильину и ее маму на открытие театра мод в Курчатове. Театр работает с 2021 года, его воспитанники разрабатывают коллекции одежды. Ольга преподает дефиле и фотопозирование, ставит художественные номера. В 2023 году на гала-показе она вместе с мамой представила свою коллекцию одежды на ВДНХ, а в январе 2025‑го на гала-показе проекта «Мода» покажет авторскую коллекцию по мотивам произведений художника Константина Коровина. У Оли доброе сердце: с августа она работает волонтером в медсанчасти № 125 Курчатова, выполняющей функцию госпиталя для раненых военных, ухаживает за лежачими больными.

Илья Кравцов, Снежинск

Мальчик родился в музыкальной семье: мама преподает игру на фортепиано, папа — ​на гитаре. Помимо этих инструментов, Илья освоил лиру и турецкую лютню. Принимал участие в проектах «U-235. Новые песни», «Музыкальная академия атомных городов», во Всероссийском конкурсе юных исполнителей на народных инструментах школ искусств городов «Росатома». Он победитель многочисленных конкурсов. «Территория культуры «Росатома» неоднократно поддерживала музыканта, оказывала помощь в организации поездок на конкурсы. Его кумир — ​испанский гитарист Пако де Лусия, и однажды Илье посчастливилось выступать с маэстро на одном фестивале.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: