Пять лет подряд в августе десятки талантливых школьников из России (а теперь и стран — ​партнеров «Росатома») уходят в арктическую экспедицию. В этом году на атомном ледоколе «50 лет Победы» открылся самый северный в мире лекторий. В чем суть проекта и что узнали слушатели, мы расскажем в серии материалов. Первый — ​интервью с гендиректором Российского общества «Знание» Максимом Древалем.

Расширяем масштабы мечты

— Каковы ваши впечатления от экспедиции?

— Кто бы во времена Руаля Амундсена мог подумать, что добраться до Северного полюса можно будет с таким комфортом? На ледоколе мы едим в ресторане, ходим в баню, любуемся прекрасными видами… А еще 100 лет назад, в 1926‑м, такая экспедиция была каторжным трудом, сопряженным с невероятным риском. В общем, чувства смешанные: и радость, что мечта сбылась, и гордость за Россию, и детское удивление. Я точно запомню эти 10 дней на всю жизнь.

— Почему Общество «Знание» решило стать партнером этого проекта «Росатома»?

— Наши цели совпадают. Когда школьники высаживаются на полюсе, их представление о возможном и невозможном меняется: расширяются границы и масштабы мечты. И это близко к тому, что делает Общество «Знание». Если путешествие на вершину мира станет для детей отправной точкой путешествия к вершине знаний, то это очень правильный вектор.

— Общество «Знание» — ​проект многогранный. Обозначьте его суть и масштаб.

— Когда мы начинали, у нас было 100 лекторов и 10 сотрудников. Сегодня лекторов, просветителей уже 30 тыс. Они работают с разными аудиториями в самых разнообразных формах: спектакли, кино, лекции, игры. Задача лекторов — ​не только делиться знаниями, но и вдохновлять, мотивировать слушателей.

— Как в советском Обществе «Знание»?

— Тогда знание само по себе было уникальным, малодоступным, его передача уже являлась абсолютной ценностью. Сейчас информации — ​океан, но ориентироваться в этом океане все труднее. Непонятно, где достоверные факты, где откровенная ложь. И на первый план выходит роль проводника, наставника. Поэтому мы щепетильно отбираем лекторов: они не только обладают знанием, но и своим примером демонстрируют его ценность. Нужно показать, что благодаря знаниям лектор справляется с трудными задачами, чтобы у слушателя возникла мысль: я тоже так могу. Потому мы начинали со школьников, студентов. Сегодня же Общество «Знание» — ​это и учителя, и родители, и ученые, и госслужащие, и военные, огромная работа ведется в зоне СВО и на приграничных территориях. Фокус на молодежи, но и другие аудитории нам важны.

— Тысячи лекторов, наставников — ​это огромная команда. Как вы справляетесь? У «Знания» большой штат?

— Сотрудников немало, есть представительства и филиалы во всех регионах. Но «Знание» — ​это больше чем команда проекта. У нас много соратников — ​например, «Росатом», в прошлом году ставший лауреатом главной просветительской награды страны Знание.Премия. Мы с вами транслируем общие ценности. И таких компаний­-партнеров множество. В одиночку у нас бы ничего не получилось.

Войти в систему

— Предположим, кто‑то из наших читателей захочет присоединиться к вашей команде. Как стать лектором «Знания»?

— Основной способ — ​участвовать в проекте Знание. Лектор, раньше он назывался Лига лекторов. Это кузница просветителей. Желающих достаточно, мы тратим много сил на отбор, обучение, и после каждого этапа у лекторов увеличивается аудитория. Лучшие переходят на федеральный уровень — ​со съемками на ТВ, трансляциями на всю страну. И каждый сезон мы организуем для победителей проекта обучение в Центре знаний «Машук». Только после этого они становятся лекторами «Знания» федерального масштаба и получают доступ к онлайн­-платформе.

Кстати, не обязательно читать лекции — ​можно писать сценарии для игр или просветительские статьи.

— Как вы выбираете темы, направления, по которым готовите лекторов и просветителей?

— Во-первых, мы всегда спрашиваем у аудитории, чего бы ей хотелось. Во-вторых, смотрим, какие темы наиболее подвержены манипуляциям. Например, в пандемию коронавируса мы включились в жизненно важную тему вакцин, вирусов. Делали все, чтобы люди принимали решения, основываясь на научных фактах, а не на слухах и страшилках. Сейчас актуальны темы СВО, интерпретации исторических событий — ​огромное количество фейков вокруг них. Просвещение по этим темам мы ведем для всех возрастных групп, но прежде всего для детей. Есть такая восточная мудрость: «Хочешь победить врага — ​воспитай его детей». Запад это хорошо понимает.

Еще одна большая тема — ​профориентация школьников. Детям нужно помочь узнать, почувствовать, потрогать как можно больше профессий. И основываться не на стереотипах, а на реалиях.

— Лектор самостоятельно выбирает темы или должен учитывать ваши приоритеты?

— Мы, конечно, в хорошем смысле вмешиваемся в разработку лекций, потому что важно убедиться в достоверности информации. Помогаем с кросс-­проверкой материалов, с совершенствованием подачи. Лучшие практики стараемся тиражировать.

— Для этого требуется мощный аналитический центр.

— В Обществе «Знание» есть подразделения, которые заняты вопросами социологии, аналитики, методологии, есть специалисты по «упаковке». Мы стремимся все меньше действовать операционно и все больше влиять на просветительскую отрасль методически.

Полярный вау-эффект

— Есть у вас любимый контент?

— У «Знания» много документальных фильмов, лекций и экскурсий по уникальным местам нашей страны. Это и природные памятники, например реки, и нерядовые объекты — ​космодром, те же ледоколы. В последнее время я много езжу, и у меня открылась тяга к изучению России. У нас много просветительских фильмов о многообразии культур, национальностей, конфессий. Постоянно выходят новые, я смотрю все это и сильнее и сильнее влюбляюсь в Россию.

— По каким темам контента пока недостаточно? Что нужно развивать?

— Мы поняли, что мало работали с родителями. Есть огромный запрос на контент о взаимоотношениях поколений: как лучше понимать детей, как помочь ребенку, если у него проблемы в школе, и проч. Сейчас мы это направление усиливаем.

— Удалось ли вам посетить занятия самого северного лектория? Можете выделить лучшие лекции?

— Мне кажется, получились все. Когда лекция проходит на ледоколе — ​это точно вау-эффект. Если перед тобой выступает гениальный химик Артем Оганов, как не заразиться его увлеченностью? Мне очень понравилась идея снять в экспедиции документальный фильм, показать путешествие через истории ребят. Общаясь со школьниками на борту, я понял, сколькому я могу научиться у них.

Кстати

28 ноября в кинотеатре «Иллюзион» состоялась премьера документального четырехсерийного фильма «Ледокол знаний», снятого в одноименной международной экспедиции этого года. Производство — Общество «Знание» и «Росатом». Сериал можно посмотреть на онлайн­-платформе «Кинопоиск».

Лекции на борту

Алексей Нешта
Cпециалист бизнес-­направления «Накопители энергии»

«Знаменитый русский публицист Виссарион Белинский сказал: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». Потому мы с вами заглянем на пару веков назад и посмотрим, с помощью каких технологий осваивали Арктику».

В лекции Алексея Нешты говорится и о современных технологиях — ​изменивших мир литийионных аккумуляторах.

Полина Лион
Директор департамента устойчивого развития, «Росатом»

«Мало кто из сегодняшних школьников поймет шутку о том, что домашний телефон всегда занят, потому что кто‑то сидит в интернете. Объем мировой экономики за последние 25 лет вырос на треть и достиг 125 трлн долларов. Население планеты выросло на 2 млрд, а объем ежедневно потребляемой человеком информации уже равен 160 газетам. Что ждет нас в недалеком будущем?»

Лекция Полины Лион — ​это погружение в глобальные макротренды, которые определят жизнь человечества к 2050 году.

Андрей Акатов
Старший преподаватель кафедры инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии, Санкт-­Петербургский государственный технологический институт

«Я буду говорить об ионизирующем излучении, в первую очередь о таких его видах, как рентгеновское и гамма-­излучение. Оба — ​квантовые, оба — ​такие же, как свет, но при этом гораздо более высокоэнергетические».

Как ионизирующее излучение помогает исследовать шедевры живописи и строить трубопроводы? Чем еще радиационные технологии полезны человечеству? Рассказывает Андрей Акатов.

Артем Оганов
Кристаллохимик, материаловед, профессор Сколтеха и профессор РАН

«Историю человечества формировали и будут формировать материалы в его арсенале. Каменный век, бронзовый век, железный век — ​это эпохи, разграниченные появлением материалов, которые обеспечивали качественный скачок цивилизации. Вот и сейчас можно сказать, что мы живем в полимерном веке, а можно — ​что в кремниевом».

Как ученые создают материалы с памятью, как восточный шершень помог придумать сверхэффективные солнечные панели и как достижения химиков повлияли на творчество Клода Моне? Ответы — ​в лекции Артема Оганова.


Паблик Российского общества «Знание» во «Вконтакте» регулярно пополняется новыми лекциями из «Ледокола знаний».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
Через трения к звездам: программа по дебюрократизации набирает скорость
Синхроинфотрон
Чудеса и не только: как атомщики перевоплощаются в чародеев
Синхроинфотрон
Копнули глубже: как физики и химики помогают палеонтологам и археологам
Новости
Старт на пятерку: топ-5 достижений НЦФМ по версии «СР»
Федеральный номер «Страна Росатом» №48 (656)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №48 (656)

В кооперации с «Росатомом» заработал самый северный в мире
лекторий — стр. 10

Программа по дебюрократизации набирает скорость — стр. 14

Как атомщики перевоплощаются в чародеев — стр. 28

Скачать
Спецвыпуск К 65-летию «Атомфлота»
Скачать
Спецвыпуск К 65-летию «Атомфлота»
Скачать
Последние записи
Показать ещё