Современные карбонарии: как прошел форум «Композиты без границ»

Что объединяет балалайку, болид, скейтборд, портфель школьника и леденцы? Ответ корреспонденты нашей молодежной редакции нашли в музее «Атом», где 16–17 ноября проходил форум «Композиты без границ» — ​впервые в формате молодежного фестиваля.

Все два дня в холле музея работала выставка. Любители красоты и скорости разглядывали композитные автомобили: хот-род Flying Brick («Летающий кирпич» — ​модель авторства предпринимателя и гонщика Сергея Кабаргина), родстер «Крым» (проект Конструкторского бюро молодежи на базе Московского государственного технического университета им. Баумана), болиды проекта «Формула студент», гоночные мотоциклы.

Глава композитного дивизиона «Росатома» Александр Тюнин, подписав соглашение о сотрудничестве с Сергеем Кабаргиным, посидел во Flying Brick и вышел воодушевленным. «Я загорелся, в Питер обязательно съезжу, погоняю. Обещали, что 280–360 км/ч машина покажет. Вы посмотрите, какая она красивая — ​огонь просто», — ​поделился он впечатлениями.

«В спорте композиты сейчас номер один. Если хочешь что‑то выиграть, без них не обойтись. Года три назад мы связались с композитным дивизионом «Росатома». Попробовали — ​понравилось», — ​рассказал Сергей Кабаргин.

На других стендах выставлялись доски для серфинга, каяки и байдарки, скейтборды и сноуборды — ​все из композитов. Рядом отдыхали между выступлениями инструменты первого и единственного российского карбонового оркестра: три черные балалайки (бас, альт и обычная) «Карбонъ­оркестра» дожидались своего часа.

Дух фестиваля определила реплика из выступления и. о. директора департамента коммуникаций «Росатома» Андрея Тимонова на церемонии открытия: «Композиты — ​это энергия!» Зарядиться энергией можно было на разнообразных мастер-классах, квестах и викторинах. Участники композитного диктанта, который провел блогер, автор youtube-канала «Химия — ​просто» Александр Иванов, получили за правильные ответы «карбоновые» леденцы. Нас заверили, что они полностью безопасны и съедобны, в чем мы тут же убедились. Никогда еще знания не были так сладки на вкус.

Продолжая грызть «карбон науки», мы присоединились к панельной дискуссии «Старые вопросы, на которые отвечают новые материалы». Узнали, что одними из первых пользователей композитов были пираты с их деревянными протезами, а в Древнем Египте делали композитные (из глины и соломы) кирпичи. Перспективы отрасли очертил технический директор композитного дивизиона «Росатома» Юрий Свистунов: «Когда мы полетим осваивать дальние миры, то не возьмем с собой стройматериалы, чтобы строить дома, — ​мы возьмем технологии изготовления материалов».

В центре — деревянный каяк, по бокам — композитные

Завершился первый день модным показом аксессуаров — ​портфелей и сумок. Возможно, будущие школьники будут хвастаться друг перед другом композитными портфелями. Такие точно легко переживут катание на ледяных горках.

На пленарных дискуссиях второго дня фестиваля выступали производители. Эти директора компаний и конструкторских бюро — ​настоящие фанаты спорта. Некоторые из них — в прошлом профессиональные спортсмены. Но выпускать технологичные сноуборды даже круче, чем на них кататься. Хотя кататься тоже приходится — ​продукцию надо тестировать. «Пока едешь с горы, испытываешь двойственные чувства: с одной стороны, в восторге от того, что ты это сделал, с другой — ​подмечаешь все реальные и гипотетические недостатки», — ​признался Дмитрий Кулешов, основатель бренда лонгбордов и сноубордов Pepper Boards.

В некоторых видах спорта оборудование из композитов уже эталон. Например, мотоспорт давно стал соревнованием инженеров: Рафаэль Амерханов, руководитель проекта «Мотокомпоненты» композитного дивизиона, рассказал, как дебютировал их мотообвес: с усовершенствованным байком участник, который раньше никогда не побеждал, пришел первым. По подсчетам, облегченный обвес дал выигрыш в одну секунду за круг. Это очень много: безумно дорогие улучшения двигателей давали преимущество 0,2 секунды за круг, а тут в пять раз больше.

Нам удалось познакомиться с пилотом Игорем Потапкиным, который с Федором Конюховым этим летом покорил на двухместном паралете Северный полюс. Обтекатель летного аппарата был сделан из углеродных материалов и стеклотканей композитного дивизиона «Росатома». Полет продлился 10 часов, но, по словам Игоря Потапкина, мыслей о еде и сне не было вовсе: все внимание захватили белоснежные пейзажи Арктики и наблюдение за обстановкой. Композиты отработали на ура. Путешественники высадились на льдине, откуда их забрал атомный ледокол «50 лет Победы», направлявшийся в Мурманск.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: