Встречаем хлебом-солью, лещом-игристым: атомграды учат гостеприимству

Почему туризм в закрытых городах ​вовсе не оксюморон, как упаковать предложение, чтобы получить финансирование, и легко ли изменить психологию бюджетников? Говорим об этом с инициаторами «Гостеприимного акселератора» и бизнесменами из пяти пилотных атомградов, вошедших в новый проект «Росатома».

«Гостеприимный акселератор» — ​это часть комплексного проекта «Росатом» — ​экосистема возможностей: туризм и гостеприимство». Реализует его команда Автономной некоммерческой организации (АНО) «Энергия развития».

Пилотные площадки — два закрытых города (Железногорск и Трехгорный) и три пристанционных (Удомля, Полярные Зори и Волгодонск). Эксперты «Энергии развития» посетили их и пообщались с предпринимателями.

Заимка под Трехгорным

Одним из первых гостей принимал Илья Решетов в селе Верх­Катавки Челябинской области, что находится в 40 минутах езды от Трехгорного. Илья Решетов устроил гостевую заимку: два просторных деревянных дома, русская банька, чаны для парения на свежем воздухе, а вокруг — ​потрясающие виды на хребет Зигальга с вершиной Большой Шелом Уральского горного массива.

В нескольких километрах — ​Южно­Уральский государственный природный заповедник и два национальных природных парка. «Круглый год через наше село едут туристы, которые хотят пройти горные маршруты, — ​рассказывает Илья Решетов. — ​Горный массив большой, по всему хребту люди путешествуют. А у нас они ищут услугу заброски в горы — ​до мест стартов походов. Часто спрашивали, можно ли где‑то переночевать, в баню сходить. Мы с братом решили предоставить такую услугу».

Гости Ильи Решетова в ожидании заброски в горы
Железногорск — ​не Сочи

За несколько месяцев эксперты ознакомились почти с четырьмя сотнями проектов малого и среднего бизнеса. Курирует работу Вита Саар — ​руководитель направления «Туризм и гостеприимство» в АНО «Энергия развития». В туризме Вита Саар с 2007 года. Девять лет проработала в аналитической издательской службе «Банко». Потом три с половиной года была директором по развитию курортного комплекса «Ливадийский» в Крыму. Год назад пришла в «Росатом».

«Доказано, что развитие территорий через туристические инструменты эффективно, — ​поясняет Вита Саар. — ​Однако идея делать это в тех же ЗАТО (закрытые административно­территориальные образования. — ​«СР») мне сначала показалась нереальной, оксюморон какой‑то. Но позже мы с коллегами увидели, на чем надо делать акценты. Например, в таких ЗАТО, как Железногорск или Трехгорный, не идет речи о масштабировании въездного потока. Это все‑таки не Сочи и не Крым. Но у жителей есть потребность в качественных ресторанах и кофейнях, местах для прогулок, отдыха. При этом во многих городах даже элементарных гриль-зон и беседок под аренду нет. Эту задачу надо решать. Единственная по-настоящему туристическая перспектива закрытых городов — ​уходить во внешний периметр, как это сделал Илья Решетов. Большинство атомных ЗАТО соседствует с заповедниками, горами, водоемами, турбазами, курортами».

Лещи из Волгодонска, куклы из Удомли

В городах без режимных ограничений ситуация другая. Въезд разрешен, и никаких препятствий для развития сферы гостеприимства нет.

«В стратегии развития «Росатома» прописано, что к 2030 году надо почти вдвое увеличить количество персонала на АЭС и на других предприятиях, — ​продолжает Вита Саар. — ​Будет большой прирост населения в городах, ведь приедут не только сотрудники, но и члены их семей. Развитие внутреннего туризма на этих территориях подстегнет рост экономики, разовьет сферу услуг. Начав исследование, мы понимали, что его возможный исход — ​вердикт о том, что развивать этот рынок в атомградах бессмысленно. Что тенденция, которая в последние годы захлестнула всю страну, здесь не актуальна. Но мы увидели обратное: живой интерес населения и бизнес-сообществ и настороженные, но открытые к диалогу администрации городов».

Вита Саар — ​искушенная путешественница, она объехала 36 стран и более 50 регионов России. Всякий раз возвращалась домой с гостинцами и сувенирами. Атомный вояж не стал исключением.

«Из Полярных Зорь я привезла слайсы из арктических ягод и вереска, купажированные чаи и форелевую икру с местной фермы, — ​перечисляет Вита Саар. — ​В Трехгорном запаслась печеньем «Уралочка». В Волгодонске — ​лещом и цимлянским игристым, это традиционное угощение донских казаков. Правда, ни в одном ресторане в меню мы его не нашли, там все больше салат цезарь подают. Хорошо бы возродить традицию. У меня осталось много впечатлений. В Удомле видела великолепных кукол, сделанных местными мастерицами. А еще поразил водоем­охладитель на Кольской АЭС. В нем разводят благородную рыбу. Он и зимой не замерзает, можно купаться, а это, на минуточку, Арктика! Вокруг него можно столько всего создать интересного. Во многих городах остались горнолыжные трассы с советского времени. В стране это дефицитное направление, на 30 % потребность в услуге не закрыта. Если построить там современные курорты, они будут востребованы».

Три группы проектов

Проанализировав инфраструктуру досуга и гостеприимства в пилотных городах, эксперты отобрали 24 лучших проекта. Разбили их на группы. Первая — ​инфраструктурные, они предполагают создание новых городских пространств, точек притяжения для жителей и гостей города. Это самое дорогое направление акселератора. Цель «Энергии развития» — ​реализовать его не за счет городских бюджетов и градообразующих предприятий, а за счет госпрограмм, нацпроектов и региональных бюджетов.

Вторая группа — ​контентные проекты. Это бизнес, направленный на открытие туристических маршрутов, точек общепита, сувенирных лавок и разработку товаров, которые в них можно продавать.

В третьей группе — ​маркетинговые проекты. По сути, это продвижение продуктов, которые являются брендами городов, но производители их таковыми почему‑то не считают. Например, удомельская кукла или трехгорненское печенье «Уралочка».

Бизнес на склонах Полярных Зорь

В число участников эксперимента вошла Ольга Корнева — ​хозяйка мини-отеля The Brusnika в Полярных Зорях (о ней «СР» рассказывала год назад в № 34 (594)). Сейчас Ольга Корнева расширяет бизнес. Придумала проект «Сердце Севера». На горнолыжном склоне «Салма» она хочет построить пять гостевых домов, а рядом организовать пункт проката зимнего и летнего инвентаря. Собрала документы и оформилась как резидент Арктической зоны. Это дало право, минуя торги, взять в аренду землю. Первоначальным капиталом стали средства, вырученные от продажи квартиры в Воронеже.

«Гостеприимный акселератор» для Ольги Корневой — помощник на пути к цели. «Акселератор — ​подарок судьбы, — ​говорит она. — ​Здесь столько всего. Мозг кипит! У проекта есть свой канал, мы там регулярно собираемся. Слушаем вебинары спикеров из мира турбизнеса, задаем вопросы, получаем консультации. Кураторы, по сути, тебя берут за руку и ведут. Мне помогли структурировать проект, классно его упаковать».

«Идеально прописанный бизнес-план по итогам акселератора появится у всех наших резидентов. Хорошая упаковка очень важна: она помогает получить гранты на развитие», — отмечает программный руководитель акселератора Мария Галицкая.

Она проектный специалист, имеет больше двух десятков кейсов с общей капитализацией проектов свыше 170 млн рублей, предприниматель, тренер по деловой эффективности. Предложение поработать в «Гостеприимном акселераторе» Марию Галицкую заинтересовало еще и потому, что она родилась и выросла в Курчатове. Психология жителей маленьких атомградов ей понятна, а будущее этих городов — ​небезразлично.

«Мы стремимся к тому, чтобы у наших учеников появился навык самостоятельно искать ресурсы для своего бизнеса, — ​подчеркивает Мария Галицкая. — ​К участникам мы прикрепили трекеров, наставников. Это успешные предприниматели, бизнес­эксперты. Трекер приводит проект резидента из точки А в точку Б, которую тот сам для себя определяет. Вместе они разбирают проекты, выявляют слабые места, работают над ошибками. Наша конечная цель — чтобы в 2024–2025 годы ученики начали реализацию своих проектов или масштабировали уже действующие бизнесы».

Изжить мышление бюджетников

Задача «Энергии развития» — ​не только измерить туристический потенциал атомградов, но и выяснить, что его ограничивает.

«Исторически в атомных городах образовательные, культурные и спортивные услуги для населения были в основном дотационными, их оплачивал профсоюз. Местным жителям сложно перестроиться и начать за них платить. Предпочитают ездить за нужными сервисами в соседние, более крупные города. А это уже экономическая проблема. Бизнесу в таких условиях выжить сложно. Когда мы озвучивали цифры финансовых утечек из города, люди хватались за головы. Надо возвращать эти деньги», — ​подчеркивает Вита Саар.

«Маркетинг — ​камень преткновения в атомных городах, — ​продолжает Мария Галицкая. — ​Люди боятся продавать. На наших курсах мы даем много заданий, которые учат входить в рынок, думать о цифрах, о заработках. Часть наших резидентов — ​работники бюджетной сферы, на занятиях у них мозги скрежещут, сознание переворачивается».

Директор железногорского санатория-профилактория «Юбилейный» Елена Шестакова за эти уроки благодарна: «Мы — ​дочернее предприятие Горно-химического комбината, много лет находились на обеспечении предприятия и о прибыли не думали. А теперь, когда мы в свободном плавании, нужно осваивать современный маркетинг, и акселератор помогает это сделать. Раньше нужно было искать людей, которые бы нас чему‑то научили. А тут огромный объем информации, только успевай вникать».

Евгения Шелестова любит снег и скорость. Ездовых собак тренирует лично, участвует в гонках «Сила Сибири»
Секрет в «Рабочей тетради»

В акселератор «Юбилейный» вошел с инфраструктурным проектом. Директор давно думает о большой стройке. Санаторию нужны бассейн под открытым небом, банный комплекс и глэмпинг, смотровая площадка, чтобы гости могли увезти на память фотографии с видом на Енисей, от которых дух захватывает. Мечта Елены Шестаковой в том, чтобы приехавшие сюда раз возвращались снова и снова.

«У нас прекрасное санаторно­курортное лечение, питание превосходное, 19 га соснового леса, база отдыха «Над Енисеем», — ​рассказывает она. — ​Мы принимаем гостей со всей страны, для посещения не нужен пропуск. Это большое преимущество. Но отдыхающих могло бы быть и больше».

Елена Шестакова добавляет, что учеба в акселераторе открыла ей глаза на многие ошибки: «Сайт переделаем, подход к рекламе надо менять. Нам показали классный инструмент, он называется «Рабочая тетрадь». Это шаблон для составления бизнес-плана, заявки на грант или субсидию. Универсальная технология, которая позволит нам быстро и правильно писать конкурентоспособные заявки для инвесторов или грантодателей. Раньше мы этого не умели, столько проектов из-за этого упустили».

В акселераторе Елену Шестакову убедили в том, что «Юбилейный» должен запустить второй проект и стать туроператором. В начале августа санаторий зарегистрировался в новом статусе.

Учиться у конкурентов

Еще один железногорский проект, вошедший в акселератор, — ​Центр ездового спорта и собаководства «Лапудай». Он находится в 2 км от Железногорска — ​в том самом внешнем периметре, о перспективности которого говорит Вита Саар. У хозяйки «Лапудай» Евгении Шелестовой 38 ездовых метисов. Порода выведена специально для работы в нартах. Собаки участвуют в соревнованиях и катают гостей, развивая скорость до 45 км/ч.

«Сначала я рассчитывала, что акселератор выделит проекту финансирование, — ​говорит Евгения Шелестова. — ​Но оказалось, что есть вещи поважнее, чем деньги. Выяснилось, что у меня большие пробелы в теории бизнеса. Я много работала руками и мало с документами. Теперь трекер учит меня анализировать бизнес конкурентов. Раньше я в их сторону боялась смотреть, а теперь исследую рынок. Почему они продают услуги лучше, чем я, хотя собаки у них хуже? Они вкладываются в зоны отдыха, места для фотосессий, пикников, а у меня такого нет. Раньше меня травмировало, что большинство гостей хотят получить мои услуги бесплатно. Трекер посоветовал опросить их и узнать: может, я не то предлагаю и есть услуги, за которые они охотно заплатят? Это было откровением. Я очень благодарна за такую точку роста. Теперь пишу проекты развития, расширяю горизонты».

Работа продлится до середины октября, затем на Форуме регионов России «Развитие туристской инфраструктуры» состоится питч-сессия проектов атомных городов. Цель — ​привлечь к реализации идей предпринимателей и территорий финансирование федеральных инвесторов.

Также участники смогут подать заявки в грантовый конкурс «Росатома». На этом поддержка для бизнеса не прекратится, акселератор будет и дальше консультировать, помогать искать инвесторов.

«Комплексный подход к развитию сферы гостеприимства поможет создать в атомградах бизнес-сообщества и комфортные места для досуга и отдыха. Это сделает наши города более привлекательными для людей», — ​резюмирует директор проектного офиса по внутренним коммуникациям и корпоративной социальной ответственности «Росатома» Анна Жигульская.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: