С места в отель: как в атомных городах работает гостиничный бизнес
Казалось бы, в атомных городах, особенно в закрытых, гостиничный бизнес не может процветать. На деле же хостелы и отели уверенно развиваются, а их владельцы ради продвижения своего дела инициируют проекты по ослаблению пропускного режима. «СР» рассказывает, как ангарский хостел зарабатывает на перегонщиках автомобилей, мини-отель в Полярных Зорях — на популярности фильма «Левиафан», а отельеры Новоуральска — на посетителях фестивалей.
Первые в «Яндексе»
Гостиничный комплекс «Олимпиада» в центре Ангарска открылся в декабре 2022 года. К новой вывеске горожане еще не привыкли — здесь много лет находился торговый центр. Владелец здания, местный предприниматель Андрей Черняков, решил провести эксперимент и запустить новый бизнес — открыть гостиницу и хостел. Должность управляющей доверил своему главному бухгалтеру Татьяне Токмаковой.
«До прошлого года я ничего не знала о гостиницах, и тем более о хостелах, — говорит Татьяна Токмакова. — Мне пришлось осваивать новое дело с нуля».
Предстояло распределить помещения, организовать ремонт, получить классификацию гостиничного комплекса — «Олимпиаде» поставили одну звезду: в хостеле есть номера без окон. Нужно было нанять администраторов, горничных, прачку, поваров и кухонных рабочих — в общей сложности 10 человек. Их нашли среди местных жителей. Следующий шаг — продвижение на рынке. Татьяна Токмакова внимательно следила за тем, как разворачивается рекламная кампания. Слушала ролики в эфире местной радиостанции, следила, как создается сайт, как его продвигают в поисковых системах.
«Если человек вобьет в «Яндексе» запрос «где остановиться в Ангарске», первой в списке увидит нашу гостиницу, — рассказывает Татьяна Токмакова. — В первые месяцы работы все это очень помогло, а теперь такое чувство, что мы и не нуждаемся в рекламе. Гостиница почти всегда заполнена на 100 %».
Люксы для новобрачных
«Хотя Ангарск не закрытый город, туристов у нас нет, — продолжает Татьяна Токмакова. — Поэтому мы ориентированы на командировочных и спортсменов. Первые приезжают по делам на Ангарский электрохимический или Ангарский нефтехимический комбинаты, а вторые — на соревнования и танцевальные конкурсы, их в Ангарске проводят много. Поэтому мы и открыли не только гостиницу, но и бюджетный хостел. Дети живут в нем на первом этаже, а родители и тренеры — на втором, в номерах. Еще наш хостел востребован у тех, кто перегоняет машины из Новосибирска во Владивосток и назад. Транзитники останавливаются у нас на ночь, чтобы отоспаться».
Койко-место в хостеле на первом этаже обойдется в 600 рублей, стоимость ночи в люксе — в 5000. Люксов в гостинице два, в них дорогой ремонт, джакузи, кровати king size с ортопедическими матрасами. Люксы востребованы у новобрачных, плюс местные фотографы проводят в номерах фотосессии.
«Общие затраты на ремонт и обустройство номеров составили 30 млн рублей. В 2023 году с января по июль гостиница получила 1 млн чистой прибыли. Наша цель — отладить бизнес-схему на этом комплексе, а потом открыть в Ангарске вторую гостиницу. У нашего директора есть еще одно здание, которое он хочет отдать под гостиничный бизнес», — говорит Татьяна Токмакова.
Мини-отель в пятиэтажке
По версии карт «Яндекс» и Google, The Brusnika — самый популярный мини-отель в Полярных Зорях. Хозяйка бизнеса Ольга Корнева раньше работала на своего отца, была заместителем генерального директора в его строительной фирме. Уже в понедельник начинала считать время до конца рабочей недели. Отец заметил, что дочь не получает радости от работы, и предложил ей заняться гостиничным бизнесом. Подарил несколько комнат на четвертом этаже пятиэтажного здания бывшего общежития и выдал 2,5 млн рублей на обустройство и ремонт.
«Я сомневалась, справлюсь ли, — вспоминает Ольга Корнева. — Когда я была студенткой, летом подрабатывала официанткой и получала хорошие чаевые. Гостям нравилось, что я всегда улыбаюсь, знаю состав всех блюд. Я представляла, что я радушная хозяйка дома, а эти люди пришли лично ко мне. Когда открывала гостиницу на 11 номеров, решила, что такой подход должен стать формулой моего гостеприимства».
Обустраивая The Brusnika, Ольга Корнева просматривала тематические сайты, обзоры гостиничных номеров от блогеров-путешественников, вспоминала впечатления от своих поездок. Тонкости бизнеса изучала на курсах начинающих предпринимателей.
«Оказалось, что власти Мурманской области активно поддерживают туризм, — отмечает Ольга Корнева. — Я смогла воспользоваться бесплатными образовательными курсами по предпринимательству и гостиничному делу, клиентоориентированности. Наняла на работу местных девчонок без опыта работы. Мы всему учились вместе: убираться, решать вопросы с недовольными клиентами, оформлять бронь на разных сервисах. У нас все получилось: вот уже несколько лет, как гостиница забита под завязку, бронировать номер нужно заранее».
Отец Ольги Корневой успехом дочери гордится: ее дела настолько хороши, что она настояла на том, чтобы вернуть ему все деньги, которые он вложил в ее бизнес.
Шампанское на завтрак
Сначала мини-отель был рассчитан на командировочных. Позже Ольга Корнева поняла, что ей интереснее и выгоднее работать с туристами: в регион постоянно приезжают москвичи, петербуржцы, краснодарцы. В Полярных Зорях они останавливаются по пути в Териберку — после выхода в прокат фильма «Левиафан» этот поселок на берегу Баренцева моря стал популярным.
«В Териберке дорогое жилье, не всем по карману, — рассказывает Ольга Корнева. — Туристы там часто живут в палатках, а к нам заезжают на обратном пути, чтобы постираться, отдохнуть перед дорогой домой. Таких гостей мы стараемся удивить хорошим сервисом. В выходные угощаем на завтрак шампанским. Людям приятно — такое запоминается».
В Полярных Зорях достопримечательностей тоже хватает. Там есть горнолыжный комплекс «Лысая гора», Троицкий храм, музей Кольской АЭС, Лапландский природный биосферный заповедник.
«Мы можем принимать гостей на день, а можем на месяц и больше, — говорит Ольга. — У нас есть несколько постояльцев, которые забронировали номер на год вперед. Это рабочие, строящие дополнительные пути на железнодорожной станции Кандалакша. Захотели жить у нас. Это удобно, ведь у нас есть кухня, где гости могут сами себе готовить, есть стиральные машинки и зона для глажки белья. Мы также сотрудничаем с кафе, можем помочь заказать вкусный завтрак, обед или ужин. Можем свести с гидами, которые свозят на экскурсию по городу и окрестностям».
Единственным минусом своей гостиницы Ольга Корнева считает расположение — на четвертом этаже без лифта. Она мечтает, чтобы The Brusnika переехала на первый этаж. Хочет выкупить какое-нибудь подходящее помещение в центре города. Девушка даже решила продать две собственные квартиры и вложить деньги в бизнес.
«Я хочу сделать комплекс: гостиница, тренажерный зал, кафе, сауна, — делится Ольга Корнева. — В новом здании места хватит. В Полярных Зорях такой комплекс будет первым».
Карантин в номере люкс
Любовь Худякова в Новоуральске — гуру гостиничного бизнеса. Ее отель, названный в честь этого города, заработал в 2011 году и стал первым в ЗАТО.
«Идея открыть гостиницу появилась не на пустом месте, — вспоминает Любовь Худякова. — Многие жители нашего города не уроженцы Новоуральска. Приехали работать на Уральский электрохимический комбинат по распределению после окончания вузов. Мы с мужем и все наше окружение в атомный город попали именно так. Когда в очередной раз к друзьям по гостевому пропуску приехали родственники и их негде было разместить, я подумала: «Вот чего нам не хватает — настоящей гостиницы».
Когда родилась эта идея, Любовь Худякова уже имела опыт ведения бизнеса. С 2001 до 2011 года она запустила несколько успешных проектов: магазин подарков, свадебный салон, интерьерный магазин, салон красоты. Концепцию будущей гостиницы придумала сразу. Идеальная чистота, радушие и уют — все, как в маленьких семейных отелях Санкт-Петербурга, где она любит останавливаться. Составила бизнес-план, разработала стратегию. Стало ясно, что интересное занятие обещает быть еще и прибыльным. Семья продала часть активов, взяла крупный кредит и выкупила жилую пятиэтажку в центре Новоуральска.
«Конкуренции не было никакой, поэтому на рынок мы вышли легко, — рассказывает Любовь Худякова. — Покоряли клиентов любезностью, идеальным порядком. Наши хостес и горничные прошли несколько обучающих курсов, выходящих за пределы умения сворачивать лебедей из полотенец. Полностью обновили номерной фонд, организовали кафе с домашней кухней, оборудовали спортзал и конференц-зал. Гости любят нашу гостиницу, и вот результат — высокая заполняемость».
Тяжело пришлось только в пандемию. Любовь Худякова с мужем отправили сотрудников на карантин с сохранением зарплаты, а сами переехали в отель. Около года прожили в люксе, по очереди дежурили за стойкой. Муж совмещал эту вахту с основной работой на комбинате. Номера в это время заполнялись лишь на 7–8 %. Однажды во всем отеле было всего два постояльца.
Сейчас у «Новоуральска» две звезды. Получить более высокую классификацию не позволяют технические особенности здания — расположение номеров разных категорий в едином пространстве и отсутствие лифта.
«У нас есть номера люкс, стандарт и эконом, — рассказывает Любовь Худякова. — В классе эконом секционное размещение: на четыре номера — одна общая кухня и холл, а также несколько санузлов и душевых. Такой вариант популярен для массовых заездов. В Новоуральске круглый год проходят масштабные культурные и спортивные мероприятия. Спортсмены и музыканты любят жить большими компаниями, особенно если это дети. Такие номера приносят нам самую большую прибыль. Я быстро поняла, что ставку надо делать на этих клиентов».
Проект открытия ЗАТО
На волне развития внутреннего туризма в России Любовь Худякова все чаще стала задумываться о возможностях привлечения в город любителей путешествий. Сегодня это самая малочисленная категория постояльцев. Такое положение дел хозяйку гостиницы категорически не устраивает. Она уверена, что у Новоуральска большой туристический потенциал.
«У нас очень красивый город. Например, гора Висячий камень — с ее склона спускается горнолыжная трасса. Окрестности украшают живописный Верх-Нейвинский пруд и озеро Таватуй. Есть Театр музыки, драмы и комедии, обладатель престижной «Золотой маски», Театр кукол «Сказ». В городе проходят фестиваль «Новоуральские фанфары», Всероссийский конкурс юных пианистов им. Бакулова», — рассказывает Любовь Худякова о прелестях малой родины.
Закрытость Новоуральска стала тормозом для развития успешного бизнеса. Так, в 2022 году в отеле остановились всего четыре туриста, это 3 % от общего количества посетителей. А могли бы ехать сотнями, убеждена хозяйка гостиницы.
«Внутри города можно организовать прекрасный туристический сервис, и многие мои коллеги-предприниматели с этим согласны, — подчеркивает Любовь Худякова. — Мы готовим интересный проект по развитию туризма в Новоуральске. Будем обращаться в администрацию с просьбой продумать схему, как ввозить группы туристов в наш город. Не так, чтобы открывать границы и пускать всех, кому вздумается, а централизованно. Мы готовы нести полную ответственность за гостей. Проводить экскурсии, походы выходного дня и разные молодежные мероприятия. Надеемся, что администрация нас поддержит и совместно с «Росатомом» решит этот вопрос».
По словам Любови Худяковой, этот проект мог бы стать серьезным толчком для развития частного бизнеса в Новоуральске. В городе есть хорошие кафе, есть гиды, профессиональные фотографы, видеооператоры, производители сувенирной продукции. Их бизнес ориентирован на местных жителей, у которых потребности невелики. А если появится дополнительный спрос на товары и услуги, предприниматели смогут объединить усилия для туристов.
«Если проект по развитию внутреннего туризма пойдет, мы вместе обеспечим не менее 100 рабочих мест, — утверждает Любовь Худякова. — Лично я создам 20 из них. Мы строим второй корпус отеля. А в 2024 году откроем двери очень необычного хостела. Нам потребуется персонал».