«Ни одна наша стройка не остановлена»: о чем говорили на 68‑й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ
«Росатом» продолжает исполнять все международные договоренности, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, заявил глава госкорпорации Алексей Лихачев, выступая 16 сентября в Вене. Приводим выдержки из его обращения к мировому атомному сообществу.
Об основных итогах 2023 года
Мы передали в промышленную эксплуатацию Белорусскую АЭС. В плановом режиме ведем строительство атомных станций в Турции, Египте, Бангладеш, Венгрии и Иране: на АЭС «Руппур» завезли ядерное топливо, на АЭС «Эль-Дабаа» залили первый бетон на четвертом блоке. В боливийском центре исследований и развития ядерных технологий установили корпус исследовательского реактора.
Продолжаем оказывать содействие в сооружении китайских и индийских АЭС — ритмично поставляем длинноцикловое оборудование. Ни одна наша стройка не остановлена.
Об энергетике четвертого поколения
В рамках флагманского проекта «Прорыв» сооружаем в России энергетический комплекс четвертого поколения с реактором на быстрых нейтронах БРЕСТ мощностью 300 МВт и пристанционным замкнутым ядерным топливным циклом. В марте начали испытания оборудования для производства инновационного топлива для БРЕСТа. На действующем реакторе БН‑800 Белоярской АЭС впервые начали дожигать минорные актиниды. Для сооружаемого блока БН‑1200 получили положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Растет интерес зарубежных партнеров к совместным работам по созданию атомной энергетики будущего. В прошлом году мы подписали с китайскими друзьями комплексную программу долгосрочного сотрудничества в области реакторов на быстрых нейтронах и замыкания ядерного топливного цикла. В мае этого года площадку проекта «Прорыв» посетили индийские коллеги.
О малых АЭС
В мае был заключен первый в мире экспортный контракт на малую атомную станцию с шестью блоками (АСММ мощностью 330 МВт в Узбекистане. — «СР»). Начинаем работу по созданию ее инфраструктуры. Оказываем поддержку узбекистанским коллегам в развитии системы регулирования безопасности. Отрабатываем аналогичные договоренности с рядом других стран.
В России в дополнение к единственной в мире плавучей АЭС «Академик Ломоносов» строим четыре более мощных плавучих блока. Продолжаем работу над первой российской наземной АСММ с реакторами РИТМ‑200Н.
Отмечу системную работу МАГАТЭ по линии малой атомной энергетики, в том числе в рамках платформы по малым модульным реакторам и форума регулирующих органов по вопросам их безопасности. Готовимся к предстоящей в октябре первой конференции агентства по этой тематике.
О Запорожской и Курской АЭС
Ядерная и физическая безопасность Запорожской АЭС — наш безусловный приоритет. Мы обеспечиваем устойчивое тепло-, водо- и электроснабжение станции, обслуживание всего оборудования. Персонал станции опытный, работает профессионально. Мы готовы развернуть работы по перезапуску АЭС, как только позволит военная обстановка.
В последнее время возобновились атаки на Запорожскую АЭС, которых не было с ноября 2022 года. В апреле ВСУ нанесли целую серию ударов по объектам на территории станции, включая энергоблоки. В августе серьезные повреждения после взрыва украинского беспилотника получила одна градирня. Последствия ударов зафиксировали эксперты МАГАТЭ. Этот список далеко не полный. Более того, география провокаций расширяется. В августе под массированный удар ВСУ попала Курская АЭС. Давайте называть вещи своими именами: такое безрассудное поведение представляет угрозу не только отдельным российским ядерным объектам, но и развитию всей мировой атомной отрасли. Оно требует адекватной реакции, в том числе международных организаций. Мы же вместе с российскими военными делали, делаем и будем делать все возможное для обеспечения безопасности российских АЭС.
О сотрудничестве с МАГАТЭ
Агентство и в нынешних условиях остается в рамках своего профессионального и технического мандата. И в этом залог его высокого авторитета в мире. Советский Союз стоял у истоков создания МАГАТЭ. Все эти годы наша принципиальная позиция остается неизменной: мы поддерживали, поддерживаем и будем поддерживать деятельность агентства — как экспертными, так и финансовыми ресурсами.
Перед отъездом из Вены Алексей Лихачев сообщил журналистам, что более 30 стран выразили желание провести двусторонние встречи с российской стороной во время Генеральной конференции МАГАТЭ: «Ни о какой изоляции России, российской атомной промышленности и «Росатома» речи быть не может, даже наоборот — с каждым годом интерес к проектам с Россией только растет».
Рафаэль Гросси
Гендиректор МАГАТЭ
— Несколько дней назад я посетил Курск (27 августа делегация МАГАТЭ побывала на Курской АЭС по приглашению Алексея Лихачева. — «СР»), где ситуация довольно серьезная. В связи с этим я говорю, что ни одна гражданская атомная станция не должна подвергаться нападению ни при каких обстоятельствах, вне зависимости от того, где эта станция расположена.
Петер Сийярто
Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии
— Ни одна страна не должна создавать препятствий для безопасного энергоснабжения другой страны. Мы верим, что сотрудничество в ядерной области может и должно вернуть рациональность и здравый смысл [в международное сотрудничество] и благодаря этому дать надежду на мирное сосуществование в мировой политике. Строительство двух наших ядерных реакторов юридически основывается на контракте, подписанном в 2014 году с российским подрядчиком («Росатомом». — «СР»). Но при этом ведется работа с немецкими, французскими, американскими, швейцарскими, австрийскими субподрядчиками и партнерами. Это говорит о том, что партнерство и сотрудничество в ядерной сфере по-прежнему основываются на профессионализме, что, на мой взгляд, является хорошей новостью.
Алпарслан Байрактар
Министр энергетики и природных ресурсов Турции
— Мы видим атомную энергетику как часть нашего лучшего будущего. В связи с этим мы подчеркиваем, что все препятствия, торговые и финансовые ограничения и санкции в отношении этого сектора должны быть устранены. Они не только замедляют технологический прогресс и экономическое развитие, но и препятствуют достижению глобальных целей устойчивого развития. Очень важно, чтобы на международном политическом уровне оказывалась поддержка, а не создавались препятствия ответственному развитию и использованию атомной энергии.