Звонок для учителя: как «Росатом» помогает школам в атомградах

В рамках стратегии «Видение» до 2030 года «Росатому» нужно закрыть потребность в более чем 350 тыс. специалистов для отрасли. Это кадры для новых бизнесов и те, кто будет строить и обслуживать атомные объекты по всему миру. Достичь такой серьезной цели не получится без качественного образования в городах присутствия.

Атомным городам — хорошие школы и сильных учителей. Эту задачу в «Росатоме» сформулировали несколько лет назад, когда стало очевидно, что подростки все реже выбирают отраслевые специальности.

Работу госкорпорация ведет системно. Один из глобальных проектов — «Школа «Росатома». Он перевернул жизнь учителей и учащихся более чем 240 школ. Открылись технопарки, атомклассы для углубленного изучения математики, химии и физики. Постепенно проект охватил и детские сады. Малыши занимаются робототехникой, программированием, ставят опыты в лабораториях. «Школа «Росатома» создала сообщество педагогов всех ступеней образования. Они многое делают вместе: участвуют в конференциях, пишут методические пособия и составляют программы, проводят конкурсы для себя и воспитанников.

Корпоративная академия «Росатома» предлагает педагогам и наставникам программы стажировки, очные и дистанционные курсы повышения квалификации, вебинары. Тематика постоянно актуализируется: профориентация, естественно-научная, цифровая и технологическая грамотность, инженерные компетенции, даже компетенции для формирования подросткового сообщества. В Школе наставников академии есть программы для координаторов и экспертов движения WorldSkills Juniors, юниоров AtomSkills, методистов и педагогов центров инженерно-технического творчества. Один из новых проектов, «Учитель для «Росатома», разработан, чтобы повысить качество образования во всех городах присутствия госкорпорации. В проекте участвуют учителя физики и математики, чьи ученики блестяще сдают ЕГЭ.

Дивизионы «Росатома» тоже всячески поддерживают учителей. Так, «Росэнергоатом» оснащает учебным оборудованием и техникой атомклассы в пристанционных городах, поддерживает молодых учителей физики. Им дают 100 тыс. рублей подъемных, ежемесячную прибавку к зарплате и компенсируют 90% стоимости аренды жилья в течение первых двух лет работы. Программа составлена из расчета в среднем более 520 тыс. рублей в год на одного человека. Молодым учителям начал помогать и ТВЭЛ.

«Топливные» субсидии

Молодые педагоги из государственных школ, гимназий и учреждений дополнительного образования Глазова, Зеленогорска, Новоуральска и Северска начали получать доплаты от ТВЭЛ. Размер ежегодных субсидий — от 30 до 80 тыс. рублей. Программа рассчитана на три года.

В Зеленогорске 51 педагог со стажем до пяти лет получил по 39,5 тыс. рублей. Когда специалисты зеленогорского управления образования подавали в ТВЭЛ список учителей, в нем было 62 фамилии. «Учебный год закончился, и некоторые учителя уволились, мы вернули предназначенные для них деньги, — говорит начальник методического отдела сопровождения профессионального образования педагогов Центра обеспечения деятельности образовательных учреждений Ирина Якубович. — Зеленогорские школы испытывают кадровый голод, у нас острая нехватка молодых специалистов».

Много вакансий для учителей математики, физики, русского языка, предметов естественно-научного цикла. Условия работы в школах хорошие — занятия в одну смену, к окладу дают региональную надбавку в размере 20%. «Однако едут к нам молодые специалисты неохотно, — сетует Ирина Якубович. — Город закрытый, краевой центр далеко — мы в 150 км от Красноярска. Хорошо, что ТВЭЛ решил простимулировать учителей: может быть, это улучшит ситуацию с кадрами».

Где родился, там и пригодился

Учительница английского языка школы №163 Влада Андреева деньгами от ТВЭЛ пополнила свой депозит в банке. Она копит на машину. Говорит, что на жизнь пока хватает и зарплаты — в среднем 50 тыс. рублей. Жилье есть. Ее молодому человеку, сотруднику Электрохимического завода, дали ведомственную квартиру. Они живут в центре Зеленогорска, а школа — в поселке Октябрьском. Дорога в один конец занимает полчаса. По меркам маленького городка это долго.

«Я родилась и выросла в Зеленогорске, уезжала только на учебу в Красноярск, — рассказывает Влада Андреева. — Окончила педуниверситет по специальности «русский и иностранный (английский) язык». Думала, буду редактировать тексты или работать переводчиком. Но в Красноярске хороших вакансий не попалось, а когда я разместила резюме в базе моего города, мне моментально предложили несколько школ на выбор и приличную зарплату. Я решила остаться на время, и вот прошло уже три года. В Красноярск не тянет. Работать с детьми — одно наслаждение. У меня 2–11-е классы, но больше всего люблю среднее звено. Там не огрызаются, рисуют мои портреты и украшают сердечками. Это так мило».

Год назад Владе Андреевой поручили классное руководство. В ее 5-м «Г» 21 человек. Чаепития, танцы, просмотр мультфильмов, празднование дней рождения — все это обязательно, но в сентябре времени на внеклассную работу станет меньше. Уволилась одна учительница английского, ее нагрузку распределят между двумя оставшимися.

Подарок к новоселью

Наталья Степанова — учительница начальных классов зеленогорской школы №161. Стаж — пять лет. Ежемесячно получает региональную надбавку и выплату за работу в ЗАТО, в сумме около 5 тыс. рублей.

«Деньги (доплату от ТВЭЛ. — «СР») перечислили в июне, они пришлись очень кстати. Мне недавно дали служебную квартиру, нужно было делать косметический ремонт, покупать бытовую технику, всякие мелочи по хозяйству», — рассказывает Наталья Степанова. Она и раньше работала с энтузиазмом, а после череды поощрений мотивация стала еще выше.

«Мне здесь все нравится, — говорит наша собеседница. — Я работаю на полторы ставки, но только в одну смену, а в Красноярске все работают в две. Зарплата у меня в среднем около 50 тыс., в Красноярске меньше — нет таких доплат. Чувствую себя нужной и счастливой. Много гуляю, общаюсь с друзьями, рисую, занимаюсь фитнесом и йогой. Обратила внимание, что жизнь в таких городах, как наш, устраивает учителей, которые родом отсюда. В моей школе около 30 педагогов, и все зеленогорцы. Иногородние к нам или не едут, или приезжают, начинают скучать и быстро увольняются. А мы свой город любим».

В глуши, но при деньгах

Самусьский лицей им. академика Пекарского подчиняется Северскому управлению образования, хотя находится в 43 км от ЗАТО, в поселке Самусь.

Анна Столберова училась там девять лет и считает лицей вторым домом: «Я люблю свой лицей и своих учителей, они очень тепло относились ко мне. Именно поэтому я выбрала такую профессию».

Она учительница начальных классов, студентка третьего курса Томского государственного педагогического института, факультет психологии и специального образования — и единственная в лицее, чей стаж подходит для программы ТВЭЛ.

На что потратит деньги, Анна Столберова пока не знает. «У меня полторы ставки и хорошая зарплата, — говорит она. — Молодым специалистам Северск доплачивает 10 тыс. рублей в месяц, плюс районный коэффициент. Я получаю около 80 тыс.».

Третий год учитель, второй год — классный руководитель. Первые шаги в профессии сделаны. «Самым сложным для меня было ставить двойки, — признается Анна Столберова. — Это так тяжело, не приносит никакого удовольствия. Расстраиваюсь не меньше, чем дети. В прошлом году я не знала, с какой стороны подойти к своим первоклашкам. Они только-только оторвались от детсадовских воспитательниц, мам. Нервничали, не могли усидеть на месте. Я искала способы их заинтересовать. Стала смотреть их любимые мультики. Теперь на физкульт-минутке у нас всегда смешарики, задания на уроках помогают выполнять фиксики, леди Баг и герои советских мультфильмов».

Анна Столберова агитирует переезжать в Самусь всех одногруппников. Те вежливо отказываются. «У нас прекрасный коллектив, интересная работа, хорошие дети, умеренная нагрузка, — говорит она. — Но не хотят. Страшит жизнь в глуши. А какая тут глушь? До Северска около 40 км, до Томска — 52, сел на автобус и поехал, если надо развеяться и отдохнуть. Зато какая у нас природа — озера великолепные, бор. Летом купание и прогулки, зимой каток и лыжи».

Директор лицея Олег Иванов тоже считает, что молодые педагоги Самусь игнорируют зря. Хотя понимает, что большинство хочет жить в городе, где развлечения, кафе, театры. Однако есть еще кое-что. «У меня три вакансии: учителя начальных классов, технологии и истории. В штате один-единственный историк, а надо минимум два. Изо всех сил ищу учителей. При этом лицей у нас сильный, коллектив отличный, работа интересная, два месяца отпуск, и обязательно летом. Зарплата у некоторых моих сотрудников больше 100 тыс. в месяц. Проект ТВЭЛ хорош, но я думаю, что важнее для молодых педагогов жилье, ведомственные квартиры», — говорит Олег Иванов.

В его практике дважды случалось, когда учителя ставили вопрос ребром: либо решение жилищной проблемы, либо увольнение. Мэр Северска тогда пошел навстречу и выделил жилье. Но сейчас квартир, которые можно предоставить учителям, в Самусе просто нет.

Счастье не в рублях, а в квадратных метрах

Новоуральская учительница Евгения Курвякова получила однокомнатную квартиру в четырехэтажном доме. Служебное жилье перейдет в собственность через 10 лет работы в школе. «Я из Невьянска, — рассказывает Евгения Курвякова. — Пять лет училась в Тагильском социально-педагогическом институте. Город мне категорически не нравился. Когда узнала, что в Новоуральске есть жилищная программа для молодых педагогов, решила переехать. Два года снимала, на третий заселилась в ведомственную квартиру. Очень этому рада».

Евгения Курвякова нарасхват — ведет биологию, химию и географию. Бывает, зовут на работу в другие школы, но в школе №45 ей все нравится: «Дети учатся в одну смену, я могу позволить себе взять только одну ставку и при этом зарабатываю больше всех моих одногруппников. В день максимум пять уроков, можно сосредоточиться на качестве. Пробую разные программы, экспериментирую. И мне, и детям это интересно. В городе много семинаров и конкурсов, есть все условия для профессиональной самореализации. И при этом я не живу на работе. Есть время на себя».

Впрочем, несмотря на многочисленные плюсы, на сайте почти всех школ Новоуральска висят объявления: «Требуются…» Нужны учителя русского и математики, иностранных языков, программисты, химики, педагоги начальных классов, психологи, логопеды. Учреждения дополнительного образования тоже в активном поиске.

После того как квартира перейдет в ее собственность, Евгения Курвякова уезжать не планирует. И дело не в доплатах — они могли бы быть и повыше, считает наша собеседница: «Бывают разовые и ежегодные выплаты для молодых учителей и врачей. В моем случае максимум 10 тыс. рублей в год. Теперь вот выплата от ТВЭЛ, сумма хорошая — около 30 тыс. рублей. Было приятно. Но чтобы учителя массово поехали в атомные города, выплаты должны быть на порядок больше».

В Глазов из окрестных сел

Ольга Дюкина, председатель глазовской организации «Профессиональный союз работников народного образования и науки РФ», — главный посредник между ТВЭЛ и управлением образования. Она писала заявку в программу, составляла список учителей и собирает документы. «В Глазове выплату должны получить 17 человек. Мы держимся за каждого, но не всех удерживаем, к сожалению, — вздыхает Ольга Дюкина. — Ежегодно в наши школы устраиваются 20–30 учителей и 10–15 увольняются. Зарплата невысокая, подъемных нет, из жилья — в лучшем случае комната в общежитии, а так койка. Льготной ипотеки нет. Город маленький. Молодым не хватает простора. Они сбегают в города покрупнее».

Правительство Удмуртии в 2020 году начало доплачивать молодым учителям: за первый год работы — 40 тыс. рублей, за второй — 60 тыс., за третий — 80 тыс. «Проект ТВЭЛ пришелся кстати, выплаты топливной компании должны отзеркалить (соответствовать по размеру.— «СР») региональные. Республиканские власти договорились с топливной компанией так: педагогам со стажем год-два платит республика, со стажем три-четыре года — уже ТВЭЛ. «Они получат по 80 тыс. рублей», —объясняет Ольга Дюкина. — Об этих деньгах учителя наслышаны и очень их ждут».

Конечно, субсидия не сделает Глазов больше и просторнее в глазах настроенной на отъезд молодежи. Но благодаря послаблениям в законодательстве теперь на работу можно брать студентов-старшекурсников. «В школы пришли студенты Глазовского государственного инженерно-педагогического университета, для них это возможность получить опыт и стаж без отрыва от учебы, — говорит Ольга Дюкина. — Многие из окрестных сел. У них нет амбиций перебраться в мегаполисы, они комфортно себя чувствуют в Глазове, создают семьи и тут оседают»


5,1 млн ₽

выделил ТВЭЛ в 2024 году на выплаты молодым педагогам


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: