С корабля — на балл: чему учат в «Атомной школе»

Самые талантливые и упорные студенты продолжают учиться, даже сдав летнюю сессию. Как, например, призеры и дипломанты Всероссийской олимпиады «Я — профессионал». В начале июля «Росатом» и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» приняли 124 олимпионика на образовательном форуме «Атомная школа».

«Я — профессионал» — флагманский проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». В олимпиаде участвуют студенты бакалавриата, специалитета и магистратуры российских вузов. В только что закончившемся седьмом сезоне задания по 73 направлениям (от робототехники до стратегического управления проектами, от креативных индустрий до фотоники) составляли эксперты крупнейших компаний страны. «Росатом» выступил партнером 12 направлений и генеральным партнером пяти (см. справку).

Самых успешных участников олимпиады приглашают на форумы — в режиме образовательных интенсивов студенты общаются с возможными работодателями и посещают предприятия той или иной отрасли. Налицо обоюдная выгода: молодежь знакомится с потенциальным местом приложения сил, а работодатели могут развернуть прямую агитацию среди призеров олимпиады. Кстати, в этот раз можно было зарегистрироваться только на один форум — чтобы облегчить доступ к очному общению большему числу желающих.

«Учите физику и любите Родину»

Первый день форума «Атомная школа» прошел в МИФИ. Открыл панельную дискуссию «Специалисты будущего: актуальные компетенции и инновации для поддержания технологического развития РФ» руководитель направления центра развития метанавыков Корпоративной академии «Росатома» Артем Стрельченко. Он попросил аудиторию обрисовать географию форума (оказалось, участники представляют 36 регионов, от Крыма до Хабаровского края) и предложил в интерактивном режиме ответить на пару вопросов: какие инновации необходимы для поддержания технологического развития России и какие компетенции нужны современному специалисту?

Составленные из ответов облака тегов трудно назвать сенсационными. В первом чаще упоминался искусственный интеллект, электроника, станкостроение, во втором — ответственность, гибкие навыки, коммуникация. «Акценты расставлены правильно. Но в «Росатоме» понятие «инновация» обязательно увязывается с технологическим суверенитетом. На предприятиях оборонно-промышленного комплекса технологический суверенитет уже реализован полностью, теперь задача — научиться применять эти новейшие технологии в гражданском секторе», — подчеркнул директор по гражданской продукции ядерного оружейного комплекса «Росатома» Денис Анищук. Он, в частности, рассказал о достижении саровских ученых, которые в кратчайший срок разработали компактный генератор оксида азота из окружающего воздуха непосредственно рядом с пациентом. Прежде такой возможности не было: баллоны с газом привозили в больницы со станций. Но при хранении в баллонах оксид азота быстро превращается в диоксид — токсичный газ. Сейчас аппараты «Тианокс» применяют в клиниках нашей страны и за рубежом. А сам Денис Анищук на вопрос «Что необходимо молодому поколению для создания технологического суверенитета страны?» ответил емким напутствием: «Учите физику и любите Родину!»

В МИФИ студенты посетили лазерные установки и научно-образовательный центр «НЕВОД», кафедры физических проблем материаловедения, молекулярной физики, физики микрои наносистем. На следующий день отправились в техтуры в Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники им. Доллежаля (НИКИЭТ), Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации, на Машиностроительный завод и другие отраслевые предприятия.

Бонусы для магистратуры

Призер олимпиады по направлению «Ядерная физика и технологии» магистрант Снежинского физико-технического института МИФИ Владислав Свердлов под большим впечатлением от экскурсии в Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований: «У себя в лаборатории я работаю с источником нейтронов — было интересно узнать, как их получают на больших исследовательских установках».

Активные участники квеста в рамках «Атомной школы» и внимательные слушатели лекций самозабвенно зарабатывали дополнительные баллы для поступления в магистратуру МИФИ. Бонус точно пригодится выпускнику бакалавриата Национального исследовательского университета «МЭИ» по направлению «Атомные электростанции» Илье Барсукову. «Собираюсь в Высшую инжиниринговую школу МИФИ, устраиваюсь на полставки в «Атомэнергопроект», — говорит он. — Спасибо «Атомной школе», я точно уверился, что инжиниринговый дивизион «Росатома» — это мое».

В программе нашлось место и культурной составляющей. Для участников организовали теплоходную прогулку по Москве-реке, экскурсии в павильоне «Атом» на ВДНХ и просмотр фильма «Двухсотлетний человек» с последующей дискуссией о том, каким видит молодежь будущее атомной отрасли. Как рассказала директор Ассоциации организаторов студенческих олимпиад Валерия Касамара, победители не откладывают решение важных задач на завтра, а тем более на 200 лет. Касается это не только профессионального роста. Так, среди лауреатов олимпиады разных лет образовались две семейные пары.

Ознаменуется ли подобным результатом «Атомная школа», узнаем позже. А вот представители HR-служб, пообщавшись с участниками школы на ярмарке вакансий, кадры для своих предприятий присмотрели. «Несколько человек подходили, интересовались нашей работой для проектов реактора БРЕСТ и атомных станций малой мощности, — рассказал аспирант МИФИ, сотрудник НИКИЭТ и амбассадор «Росатома» Даниил Корчагин. — Правда, пока контакт установили только с москвичами. Но лиха беда начало!»


850 тыс.

студентов из всех российских регионов участвовали в олимпиаде «Я – профессионал» в этом году

143

золотые медали (три у МИФИстов)

179

серебряных медалей

242

бронзовые медали


Справка

«Росатом» выступил генеральным партнером пяти направлений олимпиады: «Ядерные физика и технологии», «Лазерные, плазменные и радиационные технологии», «Безопасность информационных систем и технологий критически важных объектов», «Технологии медицины будущего», «Нанотехнологии в электронике и радиофотонике».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: