Продолжаем рассказывать о предпринимателях, которые делают жизнь в атомных городах комфортнее, интереснее и вкуснее. На этот раз наши герои — организаторы мероприятий для детей. Бизнесмены из Десногорска, Глазова и Озерска рассказали, что можно изучить историю мультипликации по костюмам аниматоров, где взять деньги на первую театральную постановку и почему совместная готовка помогает детям и родителям лучше понять друг друга.

По поводу и без

В Десногорске Дарья Жукова — один из главных экспертов по детским праздникам. Ее студия «Море улыбок» открылась в 2013 году. «Я аниматор, специализирующийся на развлечениях для детей до 14 лет, могу расшевелить даже самого замкнутого ребенка, — говорит Дарья Жукова. — У нас есть ростовые куклы, всяческие костюмы, мы устраиваем шоу мыльных пузырей, бумажные фейерверки, научные постановки, квесты. Проводим дни рождения, выпускные в детсадах и начальной школе. Есть новогодние программы и множество сезонных мероприятий по самым разным поводам».

В юности Дарья Жукова два года подрабатывала аниматором в отелях в Болгарии. Студентке Смоленского государственного института искусств и будущему менеджеру социально-культурной деятельности такой опыт очень пригодился. В одной поездке в Болгарии она поняла, что это ее призвание. «Я вышла замуж и решила начать семейный бизнес. Мой муж работает в электрическом цехе Смоленской АЭС. Ему идея понравилась, — рассказывает Дарья Жукова. — Купили ростовую куклу Симку из «Фиксиков» и придумали первую программу. Года три все заработанное уходило на развитие бизнеса. Потом стало проще».

Выездные маневры

Сначала семейный подряд ездил на праздники, потом супруги решили, что лучше приглашать гостей к себе. Сейчас студия «Море улыбок» занимает двухэтажное здание площадью 150 м². «Свое помещение дает много преимуществ, — поясняет Дарья Жукова. — Как-то мама пятилетней девочки заказала праздник с Леди Баг (персонаж французского мультсериала «Леди Баг и Супер-Кот». — «СР»). И не угодила: малышам было неинтересно. Я сбегала в костюмерную, заменила Леди Баг на пони и спасла ситуацию. На выезде такие маневры невозможны. Рынок этих услуг заметно эволюционировал, 10 лет назад аниматором называли человека в костюме какого-нибудь животного, который часик посидит с детьми. Сейчас от аниматора ждут полноценную программу, почти мини-спектакль».

Наша героиня исполняет все женские роли, супруг — мужские. В массовке задействованы подросшие клиенты, которые не готовы распрощаться с детством. «Поначалу мы работали в основном с малышами, но не хотели зацикливаться на детсадовцах, — рассказывает Дарья Жукова. — Клиенты росли, и мы вместе с ними. Многие теперь у нас подрабатывают. На подхвате человек тридцать. Благодаря им я знаю танцы современных подростков, их сленг, вкусы, интересы».

В костюмерной живет большая кукольная семья. Там сотни ростовых кукол. Почти все — ручной работы. Несколько лет назад Дарья Жукова познакомилась с мастерицей, которая шьет ей костюмы и кукол на заказ.

Довольные клиенты «Моря улыбок»
32 праздника в месяц

«Медведь, панда, заяц, снеговик, диснеевские персонажи. По нашей коллекции можно изучать историю мировой мультипликации, — уверена Дарья Жукова. — В топе у девочек много лет держатся единороги, а у мальчиков — Человек-паук. Но всегда есть ультрамодный персонаж, который востребован короткое время: вскоре после премьеры мультфильма или компьютерной игры о нем забывают. Кукла Венди из мультсериала «Гравити Фолз» была нарасхват, а сейчас в длительном простое. Мода на героев приходит в маленькие города с опозданием примерно на полгода. Например, в прошлом году выстрелил «Удивительный цифровой цирк». В городах-миллионниках по нему сразу появились развлекательные программы, а у нас никто из клиентов этот мультик в глаза не видел».

У «Моря улыбок» есть страничка во «Вконтакте», большая часть заказов приходит из интернета. Чтобы денег хватало не только на зарплату, но и на покупку нового инвентаря и персонажей, аниматорам нужно проводить 32 праздника в месяц. Много работать — единственный способ быть на плаву круглый год, а не только в горячий сезон.

«Сейчас мы в Десногорске монополисты, конкуренты прогорели, — говорит Дарья Жукова. — В маленьком городе надо постоянно обновляться, чтобы не надоесть клиентам. Мы для разнообразия купили мобильный надувной планетарий, батут, большое беличье колесо — аттракцион с надувными баллонами, по которым дети и взрослые бегут наперегонки от старта к финишу. Колесо стоит полмиллиона, и оно, боюсь, приестся заказчикам быстрее, чем окупится. Быстротечность — специфика нашей индустрии».

Зрители в коротких штанишках

Одна из ведущих актрис глазовского театра «Парафраз» Марина Алиева в 2020 году организовала с коллегой Евгением Ивановым и еще одной актрисой Ириной Тификовой творческую команду «Просто маленький театр». По вечерам играют на сцене, по утрам — в детских садах, школах и образовательных центрах.

«Мы с Женей и Ириной очень хотели сделать беби-театр, эта ниша в Глазове была свободна, — рассказывает Марина Алиева. — Людям с маленькими детьми просто некуда сходить. Проект задумывался не ради денег, а как элемент культурного воспитания малышей. К воплощению замысла подтолкнула самоизоляция в пандемию. Работы в театре не было. Мы собрались с мыслями и написали сценарий первого спектакля — «Ау, Софи».

Это трогательная история о брате и сестре и их воображаемых путешествиях. Сценарий быстро стал спектаклем благодаря стипендии Союза театральных деятелей Российской Федерации. Он финансирует проекты работников культуры в возрасте до 35 лет. Марина Алиева написала заявку на грант — и выиграла. «Я считаю, нам помогла Вселенная! Мы получили 240 тыс. рублей на спектакль. Купили свет, звуковую аппаратуру, реквизит, костюмы. И пригласили зрителей на премьеру. Наш дебют тепло приняли, и мы поняли, что надо продолжать», — вспоминает Марина Алиева.

Мобильное искусство

В репертуаре «Просто маленького театра» три постановки, все с маркировкой «0+». Второй спектакль — на основе «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина. Третий — «Новогоднее приключение Финдуса» по книгам Свена Нурдквиста о дружбе старика с котенком.

«Все наши спектакли можно играть на выезде, на любой площадке и для любого количества зрителей. У нас нет своего помещения, поэтому формат мобильный, — объясняет Марина Алиева. — Реквизита немного, костюмы минималистичные, оборудование только самое необходимое».

Артисты принимают индивидуальные и коллективные заявки. За три года постановки «Просто маленького театра» посмотрели больше тысячи зрителей.

«В среднем билет на спектакль стоит 350 рублей. Мы работаем качественно, но цены держим доступные. Знаем, какие у людей зарплаты», — говорит Марина Алиева. Для нее важно вкладываться в новое поколение: она на собственном опыте знает, как важна для ребенка культурная среда. «Я родилась и выросла в деревне Адам неподалеку от Глазова, — рассказывает наша собеседница. — Провела детство в клубе. Мы пели, танцевали, устраивали концерты. Когда мне стукнуло 16, крестная мать отправила меня на прослушивание в молодежную студию при «Парафразе». Занятия вел Дамир Салимзянов, ныне главный режиссер театра. Боялась, что не возьмут, но меня приняли. С детскими спектаклями мы всю Удмуртию объездили. А потом меня пригласили в труппу. Так я стала настоящей актрисой».

Сцену «Парафраза» Марина Алиева покидать не собирается, но на всякий случай оформила самозанятость. В 2023 году «Просто маленький театр» отметили в конкурсе «Росатома» «Новые созидатели». «Номинацию обеспечили голоса горожан, а это значит, что моя деятельность заметна. Люди, которые были на первом спектакле, приходят на другой, ждут новых. Это придает сил, мы видим, что нужны городу», — радуется Марина Алиева.

На укус и для компании

Специалист по социальным вопросам «Маяка» Алена Лопаткина на досуге демонстрирует детям, подросткам (иногда и их родителям), что такое сладкая жизнь, — проводит мастер-классы по сборке кондитерских изделий. Нагруженная пакетами с коржами, печеньем, кремами, мастикой и съедобным декором, она колесит по Озерску с одного праздника на другой.

«Мастер-классы я провожу с весны 2023 года, после того как мой младший сын чуть не разочаровался в десертах, — начинает рассказ Алена Лопаткина. — По случаю Дня защитника Отечества он с классом ездил в Челябинск на мастер-класс по изготовлению тортов для пап. Торт привез, но есть не захотел: весь торт был обмазан не очень-то аппетитными растительными сливками. Тут меня осенило. Зачем гонять детей за 100 км и получать невкусный десерт за 1,5 тыс. рублей, если можно сделать вкусно, намного дешевле и на месте?»

Билет на мастер-класс стоит от 300 до 1,2 тыс. рублей. Все зависит от величины, состава и сложности изделия. «Собираем простенькие пирожные-стаканчики из бисквита, крема, джема, сливок и творожного сыра. Делаем мини-торты на один укус, а можем и огромный торт на день рождения для большой компании. Недавно у меня была заказчица, дочь которой захотела приготовить десерт с гостями, — приводит пример Алена Лопаткина. — Я руководила, они собирали ванильные бисквиты, покрывали их крем-чизом и клубничным конфи, украшали шоколадными сердечками, рисунками и поздравительными надписями. В конце была фотосессия на фоне торта и праздник живота. Думаю, девочка запомнит этот праздник на всю жизнь».

Приготовление торта на мастер-классе Алены Лопаткиной
Истина в торте

Алена Лопаткина учит детей тому, что хорошо умеет сама. Выпечка — хобби с детства. Она с мамой часами возилась на кухне. Готовила пирожное картошка, орешки с вареной сгущенкой, вафельные трубочки, а когда стала старше, помогала печь торт «Птичье молоко» с манной крупой. Манка придает суфле нежную и упругую текстуру, а мастерство хозяйки заключается в том, чтобы ни один едок не обнаружил присутствие крупы в десерте.

Кулинария стала для Алены Лопаткиной второй профессией. В 2021 году у нее сама собой появилась домашняя кондитерская «Радость сладкоежки». «На годовщину свадьбы муж подарил курс в кондитерской онлайн-школе, — рассказывает Алена Лопаткина. — Занятия шли полгода, в конце каждой недели — экзамен. Я пекла торт и отправляла наставнику фото- и видеоотчет. Торты мы сначала ели сами, потом начали угощать родственников и друзей. Те предложили мне брать деньги хотя бы за ингредиенты. К концу учебы многие уже готовы были покупать мои десерты. Школа дала мне многое и в технологиях выпечки, и в оформлении. Теперь я умею делать не только вкусно, но и красиво».

В прошлом году Алена Лопаткина стала предпринимателем. Мастер-классы — это и способ повысить доход, и самореализация.

«Я всячески приветствую, когда в моем мастер-классе участвуют дети вместе с родителями. Бабушка и мама прекрасно готовили и учили меня. Мои сыновья тоже всегда мне помогали. Готовить вместе важно, особенно если отношения сложные и их надо наладить, — понимаете друг о друге что-то важное. Кулинария объединяет», — уверена Алена Лопаткина.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: