Фиксики против Кирилла и Мефодия: в Москве прошел первый Международный фестиваль «Мульт-наука»

Идея популяризовать науку и технику через мультики не нова. Тем удивительнее, что в России до сих пор не было фестивалей научной анимации. Но теперь есть: в последний мартовский уик-энд в павильоне «Атом» на ВДНХ в Москве состоялся первый Международный фестиваль «Мульт-наука», в рамках которого зрители увидели работы из 17 стран.

Поженить физику с лирикой

Вход на все показы был свободным. В перерывах можно было послушать лекции, в VR-кинотеатре посмотреть на мир глазами муравья, увидеть изнутри, как проходит фотосинтез, и выйти в открытый космос из «Восхода‑2». В зале временных выставок работала интерактивная экспозиция «Наука анимации» с оптическими игрушками далекого прошлого — ​предками голографических дисплеев и шлемов виртуальной реальности. В «Лаборатории анимации» профессиональные мультипликаторы проводили мастер-классы для всех от мала до велика.

Но главное действо развернулось в конференц-зале. После отсева из 362 заявок в конкурсную программу попали 36 фильмов. Из них составили три больших сеанса, адресованных зрителям разного возраста. Я посмотрел программу для подростков и был, мягко говоря, несколько разочарован: много необязательного (например, повествование о живительной силе йоги) и затянутого (фильм-доклад о предназначении этологии). «Думаю, это потому, что не все мастера улавливают рамки формата. Не только в России, но и за рубежом форумов научно-познавательной анимации немного, — ​пояснил член жюри «Мульт-науки», гендиректор «Союзмультфильма» Борис Машковцев. — ​Кроме того, наш фестиваль первый. Поэтому на нем представлены разновременные работы — ​и совсем новые, и 15‑летней давности. Но лично мне было интересно посмотреть на разницу в трактовках познавательной анимации. Для одних это больше про научные открытия, для других — ​про визуализацию исследований и познания, для третьих — ​про приключенческое кино, для четвертых — ​про попытки поженить физику с лирикой».

Полный «Улет»

Призы получили действительно достойные работы. Так, в номинации «Самый вдохновляющий на занятие наукой мультфильм» победил «Переместитель» — ​первая серия цикла «Изобретатели» российской студии «Улет» (автор Ирина Землянская). «Мы творим в редком для отечественной фантастики стиле деревен­ского стимпанка через современное восприятие избежав­шей революций имперской России», — ​говорит режиссер и автор идеи сериала Константин Голубков. Сюжет «Переместителя» вызывает улыбку, но и заставляет задуматься: главный герой летчик Улетов изобретает телепорт, маститый профессор Узоркин тут же решает продать его за границу барону Флюгу… Четко выверенную ироничную интонацию подчеркивает прекрасная музыка композитора Олега Кострова.

«Фиксики. ДНК»: про макромолекулу спели и пола­зили по ней

Самым познавательным фильмом о науке признана серия свежего, пятого сезона «Фиксиков» под названием «ДНК» (режиссер Иван Пшонкин). Корифеи студии «Аэроплан» превзошли себя: за пять минут объяснили Дим Димычу и Нолику, а заодно и зрителям, азы генетики и наследственности. А уж песня, в которую они умудрились органично, не нарушив ни единого закона стихосложения, втиснуть «дезокси­рибонуклеиновая кислота», ставит работу вне конкуренции. «Обычно я оцениваю успех не как киношник, а как отец двоих детей, — ​признается «СР» гендиректор «Аэроплана» Александр Миргородский. — ​Сейчас тема генно-модифицированных продуктов на слуху, поэтому мы решили объяснить ребятам, в чем там дело с научной точки зрения и почему ДНК человека и банана наполовину совпадают. Рад, что у нас получилось».

Равнение на лаконичность

Наградной список подтвердил международный статус фестиваля. Лучшим образом ученого жюри назвало главного героя ленты «Penkala». Режиссер Катрин Новакович обыграла в названии значение слова: на хорватском это и «ручка», и фамилия легендарного для страны изобретателя. Славолюб Пенкала придумал механический карандаш и авторучку. Но фильм не биографичен: Катрин Новакович рассуждает, как сложилась бы жизнь героя, если бы он прожил дольше и создал огромное количество удивительных и полезных вещей вплоть до самолетов.

«Penkala» — хорватский гений в творческом поиске

«Если говорить об индустрии эдьютейнмента (обучения с развлечением. — ​«СР») в современной анимации, то очевидно: за полтора десятка лет российская мультипликация прошла колоссальный путь. В 2000‑е годы наши авторы заимствовали идеи у зарубежных коллег. Теперь обретены собственные формы и своя удачная подача, где присутствует и наука, и качественное кино, — ​подводит для «СР» итоги фестиваля Борис Машковцев. — ​А познание должно быть разнородным — ​возможно, поэтому мы не смогли ограничиться тремя лауреатами».


3 тыс.

Человек посетили фестиваль за три дня


Дополнительным дипломом «За объяснение простым языком сложного явления» жюри отметило работу режиссеров Марии и Алексея Ермолаевых (студия «БФМ» и центр «Слово»). Ультракороткометражка «Что на самом деле сделали Кирилл и Мефодий?» больше похожа на просветительский ролик. Всего за 1 минуту и 26 секунд авторы успели и ответить на заглавный вопрос, и рассказать, кто на самом деле автор кириллицы и как возник язык ученой книжности — ​церковно­славянский. Вот уж где краткость не только сестра таланта, но и лучший критерий успеха.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: