Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию

АЭС «Аккую» — ​не только крупнейший зарубежный проект «Росатома», но и полигон для новых технологий. Одна из них — ​информационная система Е-commissioning management, сокращенно E-com. Ее применение, по оценке директора филиала «Русатом Сервиса» в Турецкой Республике Дениса Матказина, позволяет оптимизировать и форсировать рабочие процессы.

— Я посмотрел ваш послужной список: вы занимаетесь работами по вводу в эксплуатацию уже на шестой АЭС. «Аккую» — ​третья за рубежом.

— Сидя в кабинете большой карьеры не сделать: нужно, что называется, руками и ногами поработать. В 2003–2005 годы я под руководством опытных коллег готовил документацию и выполнял пусконаладочные работы, ПНР, на небольших системах реакторного отделения Балаковской АЭС, а теперь на «Аккую» с большой командой опытных специалистов несу ответственность за организацию пусконаладки и ввод в эксплуатацию всех систем станции. Это, помимо формирования команды наладчиков, поставка оборудования, разработка всех типов документации, обучение персонала, закупка необходимых для ПНР приборов и материалов и другие вопросы, причем их решение должно быть тесно взаимосвязано и во времени, и в пространстве. Из-за этой многозадачности в том числе и появилась идея системы E-com.

От бумаг к «цифре»

— Вы были идеологом E-com?

— Нет. Я скорее подхожу под определение «ответственный за разработку и реализацию проекта». Как у нас в «Русатом Сервисе» это называют, внутренний заказчик. Идеологи, или, точнее, архитекторы, — ​технический персонал, который детально понимает процессы при сооружении АЭС — ​любой, не обязательно «Аккую».

В начале 2000‑х, когда доступная нам цифровая техника еще не доросла до нынешней компактности и производительности, все техпроцессы согласовывались на бумаге. Документ нужно подготовить, разослать в десятки инстанций, по пути он обрастает замечаниями, идет на второй, третий круг и даже иногда теряется. Когда вводом в эксплуатацию только от пусконаладочной организации занимаются более 500 человек, процессы исчисляются тысячами, поэтому сбои случались нередко. Есть повторяющиеся ошибки, которые были отработаны на предыдущих проектах, но на новом не были учтены: команда поменялась, решение не задокументировали или еще что-то. Электронная почта значительно ускорила процессы, но и она не панацея — ​всем знакома ситуация, когда нас заваливает письмами разной степени важности. В итоге страдает качество, затягиваются сроки. Желание изменить ситуацию и сформировало коллективное решение создать специализированную систему.

— Как она работает?

— Строительство и ввод в эксплуатацию атомной станции сопровождается большим потоком документации — ​от проекта до финального акта о вводе в эксплуатацию. Каждый документ загружается в E-com, в которой уже утвержден маршрут его согласования. Есть ограниченное число согласующих лиц с цифровым правом доступа и правом принятия решения — ​согласовать или отправить на доработку. Для каждого документа прописан временной регламент. Затянуть рассмотрение не получится, система потребует: или согласуй, или отклони. Отклонил — ​будь любезен внятно описать причины.

Все процессы оцифрованы, имеют настраиваемый регламент и ответственных лиц. Руководитель может четко прогнозировать срок подготовки документа и прохождения инстанций. А это важнейший элемент системы. Здесь и программы пусконаладочных испытаний, и инструкции по эксплуатации систем безопасности АЭС, и этапные программы, и программы ввода блока в эксплуатацию, и многое другое. В России их в обязательном порядке предъявляют Ростехнадзору, на зарубежных площадках — ​национальным регуляторам, министерствам. Без своевременной разработки этой документации, согласования в «Атомэнергопроекте», «Гидропрессе», Курчатовском институте (и это не полный список) и последующего утверждения директором станции не сформировать пакет на получение лицензий на ввод в эксплуатацию.

— Получается, Е-cоm — ​это система электронного документооборота?

— Единая отраслевая система электронного документооборота в отрасли уже развернута, мы пользуемся ее зарубежной версией — ​СЭД МБ (система электронного документооборота для международного бизнеса. — «СР»), и дублировать нет смысла. Ключевое отличие Е-cоm в том, что все без исключения задачи разбиваются на жестко связанные этапы, каждый из которых подтвержден документами. Проектирование, программы и инструкции, разработанные на основании проекта, поставка, монтаж и передача в ПНР систем и оборудования блока, монтаж всех приборных элементов — ​это сотни связей, тысячи наименований. Удержать все в голове не представляется возможным, вдобавок логика и последовательность проектирования, строительства, монтажа и передачи в ПНР должна быть единой. Е-cоm сводит эти тысячи процессов в общий график: от старта до финиша. Вы переходите по ссылке в любую ветку, чтобы узнать, на какой стадии работа, включая финансовые вопросы. Е-cоm согласует все типы графиков ПНР, формирует базу данных оборудования, даже командировочные документы. И, что особо ценно, позволяет формировать индивидуальные суточные задания. То есть каждый сотрудник видит запланированный для него объем работ, а ответственные за выполнение получают уведомление о том, что сотрудник должен сделать и что сделал.

Кроме того, база Е-com содержит все утвержденные редакции пусконаладочной и эксплуатационной документации и данных, на основании которых ее писали. Это крайне важно: допустим, проект разрабатывался год, а то и два назад и к началу работ изменился — ​другой состав оборудования, параметры и комплектация. Если случайно взять старую версию документа и приступить к монтажу, не зная, что комплектация узла или установки изменилась, то несложно догадаться, какие могут быть последствия. Е-cоm позволяет не допускать подобных случаев. Кроме того, в базе фиксируются все дефекты, обнаруженные на узлах и агрегатах, сроки и результаты устранения.

На всех парах

— Можете оценить, насколько с Е-com ускоряется работа по вводу в эксплуатацию?

— Любая цифра вызовет дискуссию среди специалистов. По сугубо личной оценке, использование Е-com позволит вдвое сократить наши трудозатраты. Возможно, по отдельным направлениям и больше. Но тут оценка не временная, а ресурсная. С E-com мы аккумулируем опыт, фиксируем ошибки, получаем оперативную информацию и можем более качественно планировать работу. Это сложно переоценить, особенно с учетом того, что доступ в систему есть у всех участников процесса, включая иностранного заказчика.

Замена нескольких категорий документов с «синими» подписями на распечатки из Е-com — ​это и экономия финансов. Мы и на «Аккую Нуклеар» не командируем пусконаладочный персонал собирать подписи согласователей: нет расходов на билеты, гостиницы, командировочные и т. д.

— Кто разработал систему?

— Архитекторы Е-com — ​специалисты «Русатом Сервиса» по самым разным направлениям. Их опыт, оформленный в техзадание, превращали в программный код наши специалисты по цифровизации, подключив сторонние организации.

— Разработка началась в 2019 году. В 2020‑м вышла первая версия. Насколько Е-com изменилась за эти четыре года?

— Изменилась, думаю, не меньше чем на треть. Мы и сейчас на стадии финальной доработки. Здесь нам очень повезло: наш заказчик, «Аккую Нуклеар», с первого дня подключился к системе, специалисты компании давали по каждому модулю обратную связь, иногда не самую приятную. Все замечания отрабатываются в обязательном порядке, что и позволило серьезно усовершенствовать программу.

В Е-com 14 модулей, 12 ключевых готовы на 100 %: «Администрирование», «Оборудование и системы», «Перечень работ», «Документация», «Отчетная документация», «Журналы готовности», «Журнал заявок на выполнение ПНР» и др. Финальной доработки ожидают «Приборы и материалы» — ​обязательный модуль для приборного парка, и «Статистика» — ​это уже для аналитической работы руководителей. К маю все планируется завершить, и можно будет говорить о цифровой системе уровня «все включено и работает».

Умножение цифровых реальностей

— Как к работе в системе адаптировались сотрудники? Новшества, тем более такого масштаба, не все принимают на ура.

— Новое и правда часто сталкивается с сопротивлением. Поэтому мы начали с обучения. Перед подключением нового модуля — ​подготовка: видеокурсы, лекции, практические материалы, отработка на живых задачах. И все сотрудники еще до запуска понимают принцип работы модуля, функционал. Организована круглосуточная поддержка, чтобы любой пользователь в любое время мог получить пояснения, высказать претензии, пожелания. На сегодня, по моему мнению, негатива у пользователей система не вызывает. А их уже свыше 1,5 тыс. Круг организаций широкий: «Аккую Нуклеар», концерн «Титан‑2» и его дочерние подразделения, «Атомтехэкспорт», «Атомтехэнерго», «Русатом Энерго Интернешнл» и др. У нас 17 учетных записей Агентства по ядерному регулированию Турции и привлеченных консультантов. Цифровой системы с таким охватом участников и возможностью подключать внешних, неотраслевых, и даже зарубежных партнеров, по моим данным, в отрасли больше нет.

— Планируется ли тиражировать Е-com на других проектах «Росатома»?

— Разумеется, такая идея есть. Иначе бессмысленно было вкладывать столько сил и инвестиций. Е-com можно адаптировать и к АЭС «Эль­Дабаа» в Египте, и к АЭС «Руппур» в Бангладеш, и к проектам тепловой энергетики — ​ПНР и ввод в эксплуатацию от объекта к объекту кардинально не отличаются. Намного проще иметь дело с отработанной вживую моделью, нужно только настроить ее под проект, сроки, заказчика, нормативную документацию площадки сооружения.

Если говорить о краткосрочной перспективе, то логично было бы продолжить работу в системе Е-com на АЭС «Синоп» — ​это следующий проект «Росатома» в Турции. На нем точно задействуют большую часть российских и турецких сотрудников, которые сейчас работают на АЭС «Аккую».

Виталий Кустов
Заместитель директора строящейся АЭС, технический директор «Аккую Нуклеар»

— E-com сравнительно недавно вошла в нашу профессиональную жизнь, но преимущества ее использования стали очевидными практически сразу. Это моя позиция и как активного пользователя, и как человека, стоявшего у истоков внедрения системы в производственные процессы «Аккую Нуклеар» в 2021 году.

Многие процессы стали более управляемыми и прозрачными: построение графиков, согласование рабочей документации, планирование задач и назначение ответственных — ​все, что прямо или косвенно влияет на оперативный ход работ и успешность проекта в целом. По этим причинам я был и остаюсь сторонником идеи плотного внедрения системы в проект ввода в эксплуатацию.

Наша команда планирует и дальше реализовывать свои задачи на базе E-com, а также содействовать внедрению новых модулей. Желаем разработчикам системы дальнейших успехов и развития — ​как в рамках проекта АЭС «Аккую», так и за его пределами.

Подробно ознакомиться с функционалом системы можно здесь.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: