В Белгородской области внедряют систему «Цифровой водоканал»
Уже в этом году благодаря разработке компании «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР) количество аварий в системе водоснабжения должно снизиться на 5 %, а расходы на электроэнергию — на 8,5 %. Это второй проект цифровизации коммунального предприятия — первый завершается в Глазове.
Как договаривались
В 2021 году Белоблводоканал, областной департамент (сейчас министерство) цифрового развития и РИР договорились реализовать проект «Цифровой водоканал» (см. справку). Цели — улучшить экономику и управление предприятия, повысить качество водоснабжения и водоотведения, в частности свести к минимуму аварии и потери в сетях.
В декабре того же года Российский фонд развития информационных технологий выделил грант, а в сентябре 2022-го был подписан договор о комплексной реализации проекта с компанией «Цифровые платформы и решения умного города» («дочкой» РИР).
Обычно водоканалы — муниципальные. Но в Белгородской области это региональная организация, а муниципальные структуры — ее филиалы. «Цифровой водоканал» внедряется в Белгороде и Белгородском районе.
Начало
Процесс разделен на четыре этапа. На первом, с сентября 2022 года по январь 2023‑го, развернули три модуля. Модуль «Заявки» аккумулирует таковые из личных кабинетов клиентов и от диспетчеров. В нем планируется работа сотрудников и видно, какая техника потребовалась и сколько времени потрачено на решение задачи, в базу вносят фотографии с мест аварий. Через модуль уже прошло более 12,7 тыс. заявок от клиентов и более 15,9 тыс. от диспетчеров.
В модуле «Обходчик-контролер» формируется расписание сотрудников сбытовой службы. Через мобильное приложение они получают задания, вводят сведения с приборов учета, составляют акты и другие документы. Старшие контролеры и руководители подразделений работают с отчетами, перераспределяют задачи, ориентируясь на статус заявки и местонахождение персонала (в модуль подгружаются данные о геолокации сотрудников).
Модуль «Центральная панель» — это система вывода итоговых данных и статистики для мониторинга общих технических и экономических параметров работы предприятия.
На втором этапе, с февраля по октябрь 2023 года, разрабатывался проект верхнего уровня системы (надстройки к «Центральной панели») и проектно-сметная документация для установки аппаратуры (шкафов диспетчеризации и управления, расходомеров, контрольно-измерительных приборов, автоматики и проч.) на объектах водоснабжения Белгорода и Белгородского района: на 23 водопроводных и повысительных насосных станциях, 11 станциях водоподготовки, 184 водозаборных скважинах и др. РИР закупил и скомплектовал оборудование для сбора и передачи ключевых технологических параметров для 130 объектов водоснабжения, серверную и коммуникационную аппаратуру.
Что сейчас
В рамках третьего этапа до конца июля выполняется монтаж и пусконаладка закупленного оборудования на водопроводных станциях, станциях водоподготовки и диктующих точках (это самые удаленные от ввода точки потребления воды), поставляется оборудование для оставшихся 105 объектов водоснабжения и внедряется онлайн-сервис «Технологическое присоединение». Он автоматизирует сбор заявок на получение технических условий и заключение договоров о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения (пока для этого клиенту надо прийти в Белоблводоканал).
На четвертом этапе, с августа по ноябрь, будут монтировать и налаживать оставшееся оборудование и внедрят еще три модуля. Модуль «Анализ режимов» — для поддержки оптимального режима работы насосов, чтобы, с одной стороны, напор воды устраивал потребителей, а с другой — не было излишнего расхода электроэнергии и износа деталей. В модуле «Анализ балансов» сравнивается объем поднятой насосами воды и воды, полученной потребителями. Если данные отличаются — значит, где-то есть потери. В «Инфраструктурной IoT-платформе» (IoT — интернет вещей) будет строиться система автоматизированного управления оборудованием.
Затем начнется передача данных в систему гидромоделирования Белоблводоканала. Это цифровой двойник сети. Программа выявляет отклонения технологических показателей (расход, давление) от нормальных значений и рассчитывает резерв мощностей для новых подключений на конкретных участках сети. Благодаря данным с приборов в системе можно быстро обнаруживать точное место аварии и несанкционированные подключения, отслеживать снижение пропускной способности сети и запорной арматуры — то есть оперативно реагировать и снижать потери воды, электроэнергии и денег.
Перспектива
Улучшения клиенты ощущают даже на нынешнем этапе — аварийные заявки отрабатываются быстрее. А сам Белоблводоканал понемногу сокращает затраты.
В РИР планируют участвовать в других проектах «Цифрового водоканала», в том числе в муниципалитетах Белгородской области, водоснабжение и водоотведение в которых пока не оцифровано.
КРОМЕ ТОГО
РИР завершает реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения в Глазове. Концессия была заключена на 2019–2024 годы. Построено около 30 км трубопровода, водопроводные и канализационные сети в новых микрорайонах города и дублирующая ветка водовода с водозабора в деревне Сянино, снабжающего 95 % Глазова питьевой водой. На водозаборе в деревне Солдырь реконструировали контактные осветлители воды — заменили более 400 т кварцевого песка. Построена площадка (7 тыс. м2) для компостирования отходов очистных сооружений. Развернута система «Цифровой водоканал». В этом году работы будут завершены.
СПРАВКА
«Цифровой водоканал» — программно-аппаратное решение РИР для контроля, мониторинга и диспетчеризации технологических и производственных процессов предприятий водоснабжения. Решение включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и имеет сертификат эффективности Минстроя РФ (вручается цифровым продуктам, которые могут быть применены в проекте министерства «Умный город»).