От заготовки до конфетки: как устроено производство газовых баллонов в «Реал-Шторме»

В феврале 2022 года научно-производственная фирма «Реал-Шторм» вошла в композитный дивизион «Росатома», и среди новых бизнесов госкорпорации появилось производство газовых баллонов по уникальной технологии. Наша корреспондентка побывала на ижевском предприятии.

Как все начиналось

Производство композитных баллонов открылось в 1998 году на серьезной научно-технической платформе. В Ижевском государственном техническом университете на основе исследований разработали технологию замкнутого цикла производства облегченных газовых баллонов высокого давления с бесшовным алюминиевым лейнером (внутренней оболочкой) и силовой композитной оболочкой.

Постепенно фирма докупала площади, приобретала и разрабатывала оборудование, новые технологии, проходила сертификацию и наращивала номенклатуру продукции. Сегодня «Реал-Шторм» — ​лидер российского рынка по производству металлокомпозитных баллонов и по выручке от их продажи.

Баллоны в офисе компании

«Шторм» расшифровывается как «штамповка окружными ради­альными матрицами» — ​это придуманная специально для компании технология раскатки трубной заготовки. Изначально российскими были не только технологии, но и оборудование и материалы. Например, алюминиевые трубы поставляют Каменск-Уральский и Самарский металлургические заводы, связующее — ​партнеры в Москве, заглушки и переходники баллонов — ​предприятия в Ижевске. В техническом оснащении — ​плотная кооперация с местными производителями: практически все оборудование изготовлено в Удмуртии.

В начале 2020‑х годов «Реал-Шторм» стал искать новые возможности расширения и развития. Вхождение «Росатома» в состав акционеров пошло фирме на пользу: за год выручка увеличилась на 80 %.

Испытания образцов продукции в лаборатории «Реал-­Шторма»
На рынке

Продуктовая линейка «Реал-Шторма» включает баллоны с рабочим давлением от 4 до 40 МПа и объемом от 20 до 210 л. Основной продукт — ​баллоны для метана с рабочим давлением 20 МПа. В год в зависимости от спроса производится 20–30 тыс. штук.

Ключевые клиенты — ​автопроизводители, среди которых известные всем КамАЗ, НефАЗ, ЛиАЗ, «Урал», КАВЗ, УАЗ, ПАЗ и Volgabus. Они покупают баллоны для автобусов и грузовых машин с двигателями на метане. Топливные баки — ​80–90 % продаж «Реал-Шторма». Остальное — ​это, например, баллоны для сжатого природного газа, который используется как моторное топливо легковых автомобилей, или емкости для передвижных автомобильных газовых заправщиков. Баллоны «Реал-Шторма» есть в системах пожаротушения на судах и АЭС, в аэропортах и на других крупных стратегических объектах.

Баллоны обматывают ровингом — жгутами из тонких волокон

На российский рынок баллонов, по словам гендиректора «Реал-­Шторма» Виктора Фрума, влияют те же факторы, что на газовый и автомобильный. Первый фактор — ​необходимость наращивать внутреннее потребление газа, которую диктует стратегия развития российской энергетики, в частности подпрограмма по газомоторному рынку. В строительстве автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) заинтересован прежде всего «Газпром», но и небольшие компании работают в этом направлении.

Государственные субсидии — ​второй важный фактор. Благодаря им за последние 10 лет количество АГНКС выросло с 29 до почти 800, перспектива на ближайшее время — ​1 тыс. станций. Развитие инфраструктуры стимулирует владельцев автобусов и грузовой техники переводить парки с дизеля на газ — ​затраты на топливо снижаются вдвое. До 2025 года действует программа субсидирования производителей и покупателей техники на газовом топливе. Операторы, построившие АГНКС, могут вернуть до 70 % капитальных затрат. В «Реал-Шторме» надеются, что госсубсидии не прекратятся и после 2025 года.

Погрузка партии. Упакованные баллоны похожи на конфеты в фантиках
Направления движения

«Реал-Шторм» в структуре «Росатома» планирует действовать в нескольких направлениях. Во-первых, усиливать присутствие на российском рынке. Во-вторых, выйти за рубеж, прежде всего в Азию. Так, идут переговоры с потенциальными покупателями и сертификация баллонов в Индии. «Там рынок просто бездонный, даже тук-туки с этими баллонами», — ​рассказывает коммерческий директор «Реал-Шторма» Александр Куралесов.

Третье направление — ​осваивать новые переделы: опрессовку баллонов (проверка давлением на герметичность), установку вентилей и т. п. Спрос на эти услуги подтвержден. Идет активный диалог с внутриотраслевыми заказчиками. В частности, электроэнергетический дивизион «Росатома» изучает возможности участия «Реал-Шторма» в разработке систем пожаротушения.

Под воздействием температуры и ролика формируется горловина баллона

И наконец, выход на водородный авторынок. Уже есть сертификат на производство баллонов для хранения водорода. Их лейнеры сделаны из уникального сплава: материал не подвержен водородному охрупчиванию и при низкой температуре упрочняется. Совместно с коллегами из фирмы «Маштест» в Королеве специалисты «Реал-Шторма» проектируют баллоны сверхвысоких давлений с рабочим давлением 70 МПа. Такие нужны при использовании водорода в качестве моторного топлива, для его транспортировки. Кроме того, в подмосковной Черноголовке не так давно появилась первая в России автономная водородная заправочная станция, где установлен модульный блок хранения на основе металлокомпозитных баллонов «Реал-Шторма». Водородное топливо не миф, а ближайшее будущее, и на этом рынке уже сейчас нужно занимать место.

Шпулярник с катушками ровинга. На заднем плане — ​баллоны

КАК ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ БАЛЛОН

  1. Входной контроль алюминиевой трубы.
  2. Резка трубы на заготовки.
  3. Зачистка внутренней части и мойка заготовки.
  4. Вальцовка трубной заготовки.
  5. Закатка днищ лейнера.
  6. Контроль размеров и внутренней поверхности лейнера.
  7. Термическая обработка (закалка и искусственное старение).
  8. Контроль внутренней поверхности лейнера.
  9. Механическая обработка лейнера.
  10. Контроль размеров лейнера.
  11. Испытание лейнера пробным давлением.
  12. Намотка композитной оболочки.
  13. Подсушка и полимеризация баллона.
  14. Автофреттирование, испытание пробным давлением.
  15. Предпродажная подготовка.
Благодаря пропитке ровинга связующим баллон приобретает приятный карамельный цвет
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: