Камни для первых панно Ангарска собирали по берегам Байкала

Мозаику для украшения жилых домов начали широко использовать после известного приказа Хрущева о борьбе с архитектурными излишествами — ​для придания уникальности стандартным панелькам у архитекторов осталось не много инструментов. Сегодня 16 мозаичных панно на четырехэтажках Ангарска родом из СССР стали местом притяжения туристов и фотографов. Мы решили выяснить историю их создания.

«По мозаике легко проследить эволюцию идеологии, разглядеть элементы повседневности и даже понять, о чем думали и мечтали в ту эпоху. Это самый свободный из декоративно-прикладных жанров СССР», — ​писал краевед Павел Гнилорыбов для проекта Arzamas.

«Торжество социализма». Автор — ​Константин Воеводин

В Ангарске в конце 1960‑х годов директор Ангарского электролизного химического комбината (АЭХК) Виктор Новокшенов, большой любитель искусства, поручил группе заводских художников расписать красками все торцы домов «квартала» — ​компактного района при заводе. Николай Терехов, Николай Горохов и Константин Воеводин согласились, но от красок быстро отказались — ​материал в условиях сибирского климата долго на стенах не задержится. Выбрали мозаику.

Камни для первых панно собирали по берегам Байкала — ​их не шлифовали и не красили, все они естественной окраски. При сборке панно в ход пошло все: галька, щебенка, осколки цветного стекла, отходы керамической плитки и кирпича. Мозаику собирали в цехах АЭХК. Нужного цвета плитку выкладывали на рисунок и заливали с обратной стороны раствором бетона. Внутрь каждого метрового мозаичного квадрата вмонтировали арматуру, с помощью которой эти квадраты крепили к панелям зданий.

Портрет Игоря Курчатова в технике рельефной выколотки в алюминии. Автор — ​Николай Горохов

Первые два панно появились в 1969 году. Одно из них, «Революция», в городе называют «Ангарской Марсельезой». Прототипом героини стала Лидия Горохова, жена автора композиции, 40 лет проработавшая в школах Ангарска учителем русского языка и литературы. Еще одной работой Николая Горохова стал трехметровый портрет Курчатова на доме возле гостиницы «Южная». В этом панно он использовал новую для себя технику — ​рельефную выколотку в алюминии.

«Декабристы в Сибири» и «Сенатская площадь». ­Автор — ​Николай Горохов

Широкое празднование в 1975 году 150‑летнего юбилея восстания декабристов способствовало появлению по всему СССР новых объектов искусства. В Ангарске юбилей был отмечен созданием четырех панно. Так, на работу Николая Горохова «Декабристы в Сибири» ушло около 35 тыс. кусочков керамики — ​40 плит, в каждой из которых от 600 до 700 осколков. Панно на темы победы социализма и Ленина сделал Николай Терехов. Для создания лица Владимира Ильича на мозаике «Пролетариат» использовали десять оттенков красной плитки. Константин Воеводин отметился внушительными фигурами на панно «Воин-победитель» и «Космос», рисовал виды Байкала и Ангарска. Кстати, «Воин-победитель» — ​единственное произведение, которое реставрировали с момента создания. В 2015 году его починили на деньги инициативных ангарчан.

Фрагмент панно «Для блага человека». Авторы — ​Николай Терехов и Николай Горохов

Для Николая Терехова, Николая Горохова и Константина Воеводина упомянутые мозаики — ​далеко не единственные работы. Все мастера долго работали в АЭХК, их произведения присутствуют в картинной галерее предприятия, их можно увидеть на сайте предприятия aecc.ru.

Как рассказывает фотограф Арсений Пухов, первая советская мозаика в виде гербов РСФСР и УССР была выложена потомственным мозаичистом Владимиром Фроловым в 1925 году на фасаде Киевского вокзала в Москве. Он же оформлял мавзолей Ленина в 1930‑м. После этих двух работ мозаика перестала ассоциироваться с украшением храмов и начала набирать популярность среди советских художников для оформления станций метро, дворцов культуры, театров и жилых домов.

«Академик Королев». ­Автор — ​Николай Горохов

«В Ангарск я ехал специально, чтобы снять мозаики для своей фотокниги «Монументальное искусство в СССР, — ​говорит фотохудожник. — ​Местные панно характерны для своего времени, на них — ​история страны, прошлое Сибири, воины Великой Отечественной и Гражданской вой­ны. Часть работ посвящена актуальным на тот момент темам: научному прогрессу и покорению космоса. Отдельно отмечу, что в Ангарске панно в хорошем состоянии, здесь стараются беречь монументальное искусство».

Фрагмент панно «Революция». Автор — ​Николай Горохов
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: