Городские лайки: что обсуждают жители атомградов в соцсетях
Последние два года Центр коммуникаций атомной отрасли мониторит локальные сообщества во «ВКонтакте» и «Одноклассниках» на территориях присутствия госкорпорации. Руководитель медиапроектов центра Валентина Мироник рассказала «СР», какие темы пользователи обсуждают активнее всего, за что хвалят и ругают городские власти, как тональность постов зависит от времени года и зачем эти данные «Росатому».
Внимание к лидерам мнений
— Что интересное и важное для госкорпорации можно почерпнуть из соцсетей?
— Эти исследования дают хорошее представление о самых волнующих и чувствительных событиях, позволяют фиксировать социальные риски, которые необходимо купировать. Конечно, по сравнению с полевыми социологическими работами мониторинг соцсетей дает упрощенный срез данных. Но и анализировать такой контент значительно дешевле.
— Что вы, как исследователь, имеете в виду, говоря об упрощенном срезе?
— Мы не имеем дело с репрезентативной выборкой населения. Контент в соцсетях публикуют наиболее активные пользователи, специально по определенным социально-демографическим характеристикам мы их не отбираем. В городах присутствия они составляют от 1 до 3 % общего числа жителей.
— Как проходит сбор и анализ данных?
— При помощи системы мониторинга «Медиалогия» наши специалисты анализируют 61 локальное сообщество во «ВКонтакте» и «Одноклассниках» в 28 городах присутствия госкорпорации. Ранжируют посты по сумме лайков, репостов и комментариев. Просматривают самые популярные посты, исключают те, что не имеют отношения к предмету исследования, например про личные переживания. В результате остаются посты на общественные, политические и социально-экономические темы, имеющие прямое отношение к событиям на этой территории. В общем информационном потоке каждого города их от 10 до 30 %.
— Вы не допускаете, что посты размещают люди, которым просто нечего делать, — одинокие, безработные, пенсионеры?
— Авторский контингент, конечно, разнороден, но в основном это социально активные, ответственные люди. Значительную их часть можно назвать лидерами общественного мнения. Наши сотрудники в ручном режиме каждому посту присваивают эмоциональную категорию, тональность — позитивную, негативную или нейтральную. Так вот даже если речь идет о критике, о каком-то остром сюжете, то чаще всего это не просто голословное суждение, а акцентирование внимания на реальной проблеме. Как правило, авторы постов хорошо проинформированы о происходящем в городе и готовы к диалогу.
Позитива чуть больше
— Как в целом настроены горожане в сообществах на территориях присутствия?
— Если взять два топ‑10 прошлогодних публикаций по показателям просмотров и вовлеченности, то мы увидим, что вся без исключения двадцатка посвящена гибели жителей на фронтах специальной военной операции. После исключения из анализа этой тематики в первой десятке событий по вовлеченности появляются два позитивных сообщения, причем оба касаются Балакова: пользователи радуются приезду известного исполнителя Niletto на День города и благодарят кафе за благотворительный обед для инвалидов-колясочников. Подчеркну, что в небольших городах не стоит недооценивать важность местных праздников или концертов федеральных селебрити. Они оставляют много ярких воспоминаний и действительно вносят разнообразие в порой достаточно инертную жизнь.
Остальные 18 сообщений посвящены самым разным темам: от транспорта и культуры до экономического кризиса и здравоохранения. Некоторые публикации отметились в верхних частях обоих рейтингов. Здесь тоже не обошлось без активных балаковцев: большой резонанс вызвало сообщение о том, что в седьмую школу вошел неизвестный с муляжом оружия, целясь в учеников. Два других самых громких сообщения опубликованы в Димитровграде, причем оба косвенно связаны с СВО. Это заявления мобилизованных об отсутствии поддержки губернатора и обсуждение того, что семьи беженцев из прифронтовых регионов отказываются работать в Ульяновской области за 40‑тысячное жалованье.
Из топ‑20 июньских публикаций этого года по показателю вовлеченности пять оказались позитивными, а три — нейтральными. Резонанс вызвали сосновоборские новости: например, об открытии отремонтированного предпринимателями пирса и о планах строительства глиноземного завода на берегу Финского залива.
К слову, природоохранная тематика традиционно вносит серьезный вклад в алармистские сообщения. Под такими постами часто возникают целые ветки диалогов. Так, краснокаменцы жаловались на горы мусора в популярном среди отдыхающих Урулюнгуйском карьере, димитровградцы — на нашествие губящего деревья непарного тутового шелкопряда, озерчане — на плохое качество воды в озере Иртяш и на официальный запрет там купаться. Громко звучали претензии к состоянию окружающей среды и у интернет-пользователей в Ангарске, Балакове, Обнинске, Электростали. Кроме того, местная власть нередко получает упреки в слабой пожарной безопасности (Обнинск, Зеленогорск, Усолье-Сибирское) и росте стай бездомных собак (Димитровград, Балаково, Саров, Трехгорный).
Самыми депрессивными городами присутствия можно назвать Новоуральск и Усолье-Сибирское, где доля негатива в сообщениях устойчиво превышает три пятых. Но вообще в базе нашего анализа статистически превалируют, пускай и незначительно, позитивные публикации — их 53 %, негативных — 42 %. Остальные 5 % нейтральны, причем такой расклад довольно стабилен.
Осенью беспокоят холодные батареи, зимой — очереди в поликлиниках
— Вы упомянули, что контент заметно варьируется от месяца к месяцу. В какой мере для него характерен сезонный фактор?
— Публикации на тему экологии доминируют в апреле. Зимой и весной больше сообщений о жилищно-коммунальном хозяйстве (эта тема лидирует в принципе), летом — о благоустройстве. Начиная с ноября и вплоть до весны в связи с ростом сезонных простуд чаще обсуждают нехватку медперсонала и очереди в поликлиниках. А вот деятельность «Росатома» активнее всего освещается в апреле и летом. В июне 2023 года эта закономерность нашла подтверждение: авторы 72 из 76 публикаций проявляли интерес к заключенным на Петербургском международном экономическом форуме соглашениям между госкорпорацией и регионами.
— На некоторых территориях из общей картины наверняка выбиваются сообщения, характерные именно для той или иной местности.
— Довольно болезненно жители некоторых городов воспринимают проблемы с общественным транспортом. Они остро стоят в Балакове, Обнинске и Димитровграде. Озерчане жалуются на отсутствие автобусного сообщения с Екатеринбургом и Челябинском. Поздняя подача тепла в общедомовые сети прошлой осенью волновала жителей в Озерске, Курчатове, Балакове и Димитровграде. Что касается социальной сферы, активнее всего в сети обсуждали некачественное медицинское обслуживание в роддомах Озерска и Курчатова.
Отмечу, что о работе местных властей пользователи в целом пишут нечасто. Но иногда представители городских властей попадают в скандальные истории самым парадоксальным образом. Например, в Димитровграде, со слов очевидцев, после памятной акции с лампадами и фотосессией у монумента павшим воинам «администрация разъехалась по делам», а возложенные светильники быстро убрали. Самым же обсуждаемым событием прошлого года стал трагический случай в Курчатове, где во время соревнований по триатлону среди чиновников утонул сотрудник Курской областной администрации.
— Где деятельность муниципальной администрации собирает больше всего положительных упоминаний?
— В первую очередь там, где руководство администраций само, не дожидаясь указаний сверху, демонстрирует готовность к прямому диалогу с жителями, предпринимательским сообществом, партийными элитами. Это характерно для Заречного Свердловской области (встречи главы Андрея Захарцева с мобилизованными, школьниками и студентами), Зеленогорска (участие главы Михаила Сперанского в уборке дворовой территории, регулярные встречи с местным бизнесом), Полярных Зорь (подписание договоров о сотрудничестве с Венгрией и Арменией, регулярные отчеты о проделанных работах), Соснового Бора (введение штрафов для муниципальных чиновников за нападения бездомных собак). Помимо названных городов, в целом больше всего новостей с позитивной коннотацией публикуют в Зеленогорске, Снежинске, Нововоронеже, Сарове и Трехгорном.
МЕТОДОЛОГИЯ
Для корректного сравнения городов Центр коммуникаций использует коэффициент представленности населения в соцсетях. Он определяется как частное среднего арифметического аудитории всех локальных интернет-сообществ в определенном городе и населения этого города. Так, для двух групп Десногорска (население 27 051 человек) коэффициент представленности — 49 %, для 92‑тысячного Глазова — 36 %, для Железногорска с практически таким же населением — 12 %.
Умножая сумму лайков, репостов и комментариев под постом на коэффициент представленности, исследователи получают показатель вовлеченности — базовый параметр, который уже годится для корректного количественного сравнения постов, а в совокупности — целых тем и территориального распределения мест их публикации.
При анализе используется и показатель просмотров сообщений — произведение числа просмотров и коэффициента представленности.