Большие, средние, малые и сверхмалые: «Росэнергоатом» рассказал школьникам о перспективах атомной энергетики
Какими будут новые АЭС, зачем «Росатому» Африка и кого берут в атомщики? В этом году спикером «Диалога на равных», который традиционно проводится на площадке форума «Российская энергетическая неделя» в Молодежный день, стал глава «Росэнергоатома» Александр Шутиков. Мы выбрали наиболее любопытные вопросы и ответы.
Будущее за возобновляемой энергетикой и атомом?
— Тема возобновляемых источников энергии волнует многие страны, их пропорциональность и приоритетность сегодня обсуждается на всех уровнях, в том числе в «Росатоме». Ветроэнергетика созрела в целое направление, наша компания «Новавинд» растет, имеет уже 1 ГВт мощности, что сопоставимо с одним атомным блоком-миллионником. Но однозначного ответа по прогнозу развития возобновляемых источников энергии нет. Я считаю, что нужно выбирать вид генерации в зависимости от площадки размещения. Где-то выгодно ставить ветряки, где-то газовые электростанции, где-то атомные.
В целом возобновляемые источники будут развиваться, это мировая тенденция. Но я же атомщик, поэтому считаю, что энергия атома — самая надежная, экологичная и безопасная. Остальные (например, энергия солнца или ветра) во многом зависят от внешних обстоятельств. С точки зрения возобновляемости один из важнейших проектов «Росатома» сегодня — это работы на пути к замыканию ядерного топливного цикла. С помощью реакторов на быстрых нейтронах (реакторов-размножителей) ядерное топливо будет восполняться и возобновляться. Из природного урана, запасов которого у нас хватит на сотни лет, мы создадим неиссякаемый источник энергии на тысячелетия.
Какими будут новые атомные станции?
— Нам в ближайшие 20 лет нужно нарастить долю атомной энергетики с 20 до 25 %. За этой небольшой цифрой стоит колоссальная работа. Мы будем двигаться за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, Крайний Север — изолированные районы, в которых нет расширенной сетевой инфраструктуры. Чукотка — это замкнутая энергосистема, в которой три энергоисточника, два из них — атомные. Таких районов в нашей стране много. Даже там, где есть объединенные энергосистемы, нет мощных связей, как в европейской части. Поэтому блоки большой мощности там не подходят. Скачок мощности система может не выдержать. Поэтому требуется спектр источников энергоснабжения — большие мощности, средние, малые и сверхмалые, до 1 МВт, которые могут полноценно обслуживать удаленный населенный пункт. Такие источники сейчас разрабатываются. В Якутии закладывается атомная станция малой мощности с реактором, похожим на ледокольный. Под нее уже есть площадка и лицензия на размещение, скоро начнется разработка котлована.
На Чукотке необходим энергоисточник для горно-обогатительного комбината. Чтобы комбинат заработал в 2028–2029 годы, ему потребуется около 366 МВт установленной мощности. «Росатом» эту задачу принял и строит четыре модернизированных плавучих энергоблока с реакторной установкой РИТМ‑200.
Кроме того, требуются блоки средней мощности типа ВВЭР‑440 на Нововоронежской АЭС. Но проект нужен другой, блоки должны быть маневренными в энергосистеме. Такие нужны на Кольской АЭС в Мурманской области уже к 2035 году. Разработки их ведутся.
Российская энергетика входит в Африку. Зачем? И как молодым специалистам влиться в этот процесс?
— Африка — энергодефицитный регион. Население континента растет, по прогнозам, к 2050 году доля африканцев вырастет до трети населения планеты. Если объем генерации не увеличится, не будут развиваться промышленность и технологии, качество жизни еще больше ухудшится. Один из ключевых проектов «Росатома» в Африке сегодня — строительство четырехблочной АЭС с реакторами ВВЭР‑1200 поколения III+, речь об «Эль-Дабаа» в Египте. Это будет первая российская АЭС на Африканском континенте. Там перед нами стоит амбициозная задача: запуски блоков с перерывом в полгода, обычно — год-два. Для участия в таких проектах, как «Эль-Дабаа», нужны не только теоретическая подготовка и диплом профильного специалиста, но и квалификация и опыт.
«Росатом» строит не только в Африке. В Турции, в Бангладеш, в Венгрии, в Китае — везде нужны наши специалисты. Некоторые африканские государства только присматриваются к атомным технологиям. На последнем форуме «Россия — Африка», помимо межправительственных соглашений и меморандумов в области мирного атома с Бурунди, Зимбабве и Марокко, важная договоренность достигнута с Эфиопией, которая определяет шаги в течение двух лет по проработке возможностей строительства АЭС большой или малой мощности, а также центра ядерной науки и технологий.
Ежегодно на предприятиях концерна свыше 1,5 тыс. студентов проходят практику, более 300 студентов обучаются по договорам целевого обучения, около 700 выпускников ежегодно устраиваются на атомные станции и в дочерние организации концерна. Эта цифра будет увеличиваться до 2 тыс. выпускников в год.
Какую молодежь вы берете на работу?
— Самое главное — молодые специалисты должны знать предмет, который изучают. Уровень подготовки очень важен, мы смотрим на средний балл. На атомных станциях постоянно сдают экзамены — больше, чем на сессиях в институте. Важно не останавливаться и заниматься самообразованием. Но и это не все. Из личностных характеристик крайне важна дисциплина, для нас это основополагающее качество, мы работаем с потенциально опасными объектами, они должны быть в надежных дисциплинированных руках. Культура безопасности — фактор, который гарантирует, что люди не допустят вольностей или рисков, работая с реактором.
Как вы стали атомщиком?
— Я, как и многие мальчишки, мечтал быть летчиком и космонавтом. И только в выпускном классе заинтересовался атомом. Поступил на физико-технический факультет Томского политехнического института и решил связать свою жизнь с атомной отраслью, как теперь оказалось — навсегда. Начинал в Сибири на промышленных реакторах, некоторое время работал на украинских АЭС, затем приехал на Балаковскую АЭС, прошел там путь до главного инженера. А с 2009 года начал заниматься эксплуатацией всего парка атомных энергоблоков России уже в центральном аппарате концерна.
У меня есть несколько маленьких правил по жизни. Всегда ставить цели — не важно, большие или маленькие, на день, месяц, год, далекие и близкие. И добиваться их. Второе — постоянно заниматься самообразованием, быть жадным до знаний. И третье — не быть успокоенным собственной работой, результатами, всегда думать, что можно было сделать еще лучше, быстрее, проще. Тогда новые задачи решаются оперативнее и цели становятся глобальнее.