Открыто на ремонт: «Атомэнергоремонт» отмечает 40-летие

За четыре десятилетия «Атомэнергоремонт» стал самой большой ремонтной компанией России. Сегодня «Атомэнергоремонт» — генеральный подрядчик «Росэнергоатома» по техническому обслуживанию, модернизации систем и оборудования, зданий и сооружений российских и зарубежных АЭС. В девяти российских филиалах и пяти зарубежных представительствах компании трудятся свыше 9,5 тыс. специалистов. Мы вспомнили основные этапы становления предприятия.

1983

К этому году в СССР работали 12 АЭС, которые нуждались в эффективном и своевременном обслуживании и ремонте. Приказ Министерства энергетики и электрификации «О создании производственного объединения по ремонтному обслуживанию атомных электростанций теплоснабжения «ПО «Атомэнергоремонт» вышел 6 сентября. Предприятие организовали «в целях обеспечения выполнения возросших объемов работ и коренного улучшения ремонтного обслуживания атомных электростанций (АЭС), атомных теплоэлектростанций (АТЭС), атомных станций теплоснабжения (АСТ)».

1984—1985

В 1984 году создан филиал в Курчатове для проведения работ по среднему и капитальному ремонту энергетического оборудования АЭС с реакторами РБМК-1000 на Курской, Ленинградской, Смоленской и Чернобыльской АЭС. В том же году началась история «Нововоронежатомэнергоремонта», который был сформирован на базе цеха централизованного ремонта и других подразделений Нововоронежской АЭС. В филиале впервые разработали и внедрили технологию наплавки нихромовых рубашек на ГЦН-310, а также установку для восстановительного отжига сварного шва корпуса реактора.

В 1985-м организованы два ремонтных подразделения на Калининской АЭС в составе производственного ремонтного предприятия «Нововоронежатомэнергоремонт», которые провели первый капитальный ремонт энергоблока № 1 Калининской АЭС.

1987

Создан балаковский участок по ремонту и обслуживанию Балаковской АЭС. За три года небольшая организация доросла до коллектива из сотни человек, который участвовал в проведении ремонтных работ на Балаковской, Ровенской, Запорожской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. В том же году организован кольский ремонтный участок для выполнения работ на первом атомном гиганте в Заполярье.

В 1987-м «Атомэнергоремонт» впервые реализовал технологию восстановительного отжига корпуса реактора ВВЭР-440. Первым стал блок № 3 Нововоронежской АЭС. Корпус реактора нагрели до 475 градусов при помощи специальной установки, а затем выдержали 150 часов и медленно остудили. При проведении процедуры структура металла полностью восстановила свои свойства, увеличив срок эксплуатации энергоблока на 10—30 лет. Доказано, что отжиг для восстановления свойств корпуса реактора можно повторять множество раз.

1990 и 1998

В июле 1990 года началась история производственного ремонтного предприятия «Смоленскатомэнергоремонт», созданного для выполнения работ по ремонту и обслуживанию атомных станций, которое сразу стало генеральным подрядчиком Смоленской АЭС.

«Волгодонскатомэнергоремонт» начал свою историю в 1998-м, когда открыли участок по ремонту реакторно-турбинного оборудования и участок по теплоизоляции. В период строительства Ростовской АЭС работники «Волгодонскатомэнергоремонта» проводили монтаж и ревизию оборудования на пусковых энергоблоках № 2, 3, 4.

2010

В Сосновом Бору организован филиал «Ленатомэнергоремонт». Ленинградская АЭС — единственная в России, где действуют энергоблоки разных типов: канальные уранграфитовые и водо-водяные. Работники «Ленатомэнергоремонта» участвовали в пуске энергоблоков поколения III+ с реакторами ВВЭР-1200.

В том же году создан цех по ремонту ледоколов в структуре «Колатомэнергоремонта» для техобслуживания и ремонта оборудования, механизмов и систем атомных ледоколов и судов «Атомфлота».

2016 и 2018

В 2016-м «Атомэнергоремонт» и ЦНИИТМАШ усовершенствовали технологию отжига корпуса реактора. В 2018-м работники предприятия провели первый в мире отжиг корпуса реактора ВВЭР-1000 на энергоблоке № 1 Балаковской АЭС. Это была первая подобная операция на миллионнике. С помощью данной технологии появилась возможность восстанавливать физико-технологические свойства металла корпуса реактора без его демонтажа и продлевать срок эксплуатации реакторной установки до 60 лет.

2019

Для организации технического обслуживания единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции в Певеке началась работа нового обособленного подразделения «Уралатомэнергоремонта».

«Атомэнергоремонт» открыл центр неразрушающего контроля металла и оборудования, который занимается всеми видами контроля, в том числе наиболее редким в России — с применением автоматизированных систем.

2020 и 2021

В 2020 году «Атомэнергоремонт» освоил новое направление — демонтаж и фрагментацию оборудования при выводе АЭС из эксплуатации. Первый участок по выводу из эксплуатации открылся на базе «Нововоронежатомэнергоремонта». Операции выполнялись на первом энергоблоке Нововоронежской АЭС и включали демонтаж, фрагментацию и дезактивацию парогенераторов и главных циркуляционных насосов.

В 2021-м на Армянской АЭС впервые провели уникальные работы по восстановительному отжигу корпуса реактора ВВЭР-440 второго энергоблока для продления срока эксплуатации АЭС до 2026 года.

2022

Работники «Уралатомэнергоремонта» провели первый капитальный ремонт генератора с выемкой статора на блоках единственной в мире плавучей атомной электростанции в Певеке.

Специалисты «Колатомэнергоремонта» и «Нововоронежатомэнергоремонта» изготовили уникальные макеты насосного оборудования и трубопроводной арматуры для учебно-тренировочного центра АЭС «Руппур» (Бангладеш). Макеты арматуры — одни из основных технических средств обучения в программах подготовки персонала подразделений АЭС. Обучение на макетах позволит поддерживать на требуемом уровне навыки ремонтного персонала.

2023

В юбилейный год сотрудники «Атомэнергоремонта» выполняют уникальные работы не только на самих АЭС. В частности, они изготовили для Курской АЭС транспортно-технологический комплекс по перемещению герметичных контейнеров. В этом году в компании впервые применили аддитивные технологии для восстановления работоспособности, пополнения запасных частей и приспособлений для автоматизированных систем контроля металла во время планово-предупредительного ремонта на седьмом энергоблоке Нововоронежской АЭС.

Сергей Петров
Генеральный директор «Атомэнергоремонта»

— До введения санкций корабли ледокольного класса обслуживались за рубежом, сейчас же перед нами стоят задачи по импортозамещению этих работ. Время требует в рамках нацпроекта «Северный морской путь» создать новое подразделение по сервисному обслуживанию и ремонту судов ледокольного класса. Сейчас служба по ремонту судов ледокольного флота работает на базе кольского филиала «Атомэнергоремонта», в ней около 150 человек. Но мы просчитываем варианты и определяем форму создания нового предприятия, очевидно, что объем перевозок по Севморпути растет (в прошлом году было 30 млн т, а к 2030 году ожидается до 200 млн т). Ледоколы, береговая инфраструктура, обслуживание портов — все это будет входить в зону деятельности нового предприятия. Впереди сложный, громадный и при этом увлекательный объем работ.

Еще одно большое направление — освоение автоматизированных систем контроля, это робототехнический комплекс, высокие технологии, требующие от персонала специальных знаний и навыков. Впервые автоматизированный контроль штатными системами в «Росэнергоатоме» выполнили в 2019 году специалисты хорватской компании HRID. Только они на тот момент обладали опытом и компетенциями, позволяющими осуществить контроль, расшифровку результатов, техническое обслуживание и ремонт систем. Стоимость такого контроля оказалась сопоставима с ценой проведения всего планово-предупредительного контроля блока. Чтобы снизить стоимость работ и зависимость от зарубежной компании, руководство концерна приняло решение создать на базе «Атомэнергоремонта» Центр неразрушающего контроля. На сегодня мы уже освоили большинство систем, причем всех модификаций, поскольку на станциях состав систем отличается. К 2025 году «Атомэнергоремонт» планирует завершить работу по освоению системы корпуса реактора и выполнению полного комплекса контроля.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: