В Санкт-Петербурге испытали модель научно-экспедиционного судна «Иван Фролов»
В ледовом бассейне Арктического и антарктического института прошли испытания модели научно-экспедиционного судна «Иван Фролов», которое будет обслуживать станции на обоих полюсах и вести исследования. Макет будущего плавучего средства в масштабе 1:60 проверили на остойчивость, то есть способность противостоять внешним силам, вызывающим крен, и возвращаться в состояние равновесия.
«Исследования в высоких широтах выходят на принципиально новый уровень. Реконструкция климата Земли, прогнозирование его изменений, обеспечение безопасности мореплавания, в том числе северного завоза, — важнейшие задачи, требующие современных подходов и решений, — сказал на испытаниях глава Минприроды России Александр Козлов. — Судно «Иван Фролов» необходимо для бесперебойной работы антарктических экспедиций. У нашей страны на этом континенте пять круглогодичных станций и пять сезонных баз. «Иван Фролов» будет «пять в одном»: танкер, ледокол, пассажирское, грузовое и научное судно».
В большом ледовом бассейне ААНИИ длиной 30,5 м, шириной 5 м и глубиной 1,8 м проводятся испытания моделей судов, а также стационарных инженерных сооружений. Можно варьировать соленость воды, управлять прочностными характеристиками намораживаемого льда толщиной до 60 мм. В малом бассейне устраивают эксперименты в области механики деформации и разрушения льда естественного намерзания толщиной до 2 м при температуре −30 °С. Длина и ширина бассейна — 5 м, глубина — 2,5 м.
В этом году завершается проектирование лабораторий и помещений «Ивана Фролова». В 2024 году начнется строительство судна на «Адмиралтейских верфях», и в 2028 году оно должно приступить к работе в Арктике. Сейчас снабжение научно-исследовательской инфраструктуры там обеспечивают два специализированных судна ААНИИ: «Академик Федоров» и «Академик Трешников». Первому перевалило за 35 лет, ему на смену придет «Иван Фролов».
Новое судно названо именем известного океанолога, члена-корреспондента РАН, который много лет возглавлял ААНИИ. «Иван Фролов» должен будет соответствовать классу Российского морского регистра судоходства Arc7. Длина составит почти 165 м, водоизмещение — около 25 тыс. т, дедвейт — около 9,2 тыс. т, — рассказал «СР» директор ААНИИ Александр Макаров. — На борту может быть оборудовано до 20 лабораторий для исследований — от дна океана до стратосферы. Судно рассчитано на комфортное размещение 240 человек: 70 членов экипажа и 170 ученых и членов авиаотряда. Предусмотрен вертолетный комплекс для двух вертолетов типов Ка‑32, Ми‑8 и Ми‑38: вертолетная площадка и ангар».
Кстати
В 1955 году в Ленинграде на первом этаже галерейного флигеля Шереметевского дворца, где тогда располагался ААНИИ, построили первый в мире ледовый бассейн. В нем проходили испытания флагмана атомфлота «Ленин», атомных ледоколов типа «Арктика» и многих судов ледового плавания отечественных и зарубежных проектов. Современный комплекс бассейнов ААНИИ работает с 1990 года.