Ремонт объединяет: как обеспечивают техобслуживание зарубежных АЭС

Одно из магистральных направлений работы «Росатома» — ​строительство АЭС за границей. Их сопровождение, техническое обслуживание и ремонт — тоже крупный бизнес. О специфике этой работы, длинных командировках и отношении к россиянам на зарубежных АЭС рассказывает руководитель проекта отдела технического обслуживания и ремонта «Русатом Сервиса» Алексей Крупский.

— Как вы пришли в компанию?

— На последнем курсе института я женился, появился ребенок. Чтобы обеспечивать семью, пошел работать слесарем-ремонтником на главное предприятие Балакова — ​АЭС. Мне понравилось. И вот уже 17 лет я в этой сфере. Работал в цехах централизованного ремонта Балаковской и Нововоронежской АЭС. Потом сменил и цех, и страну, но не специализацию. На Белорусской АЭС был заместителем начальника реакторного цеха по ремонту. Теперь — ​в международной компании «Русатом Сервис». И это точно мое, несмотря на то, что командировки иногда длятся по полгода. Я работаю с людьми разных национальностей, с разными культурными особенностями, имею дело с оборудованием, которое для каждой АЭС уникально. Погружаюсь в экономику, закупки. В общем, все время узнаю что-то новое.

Окно в Россию

— Сложнее стало организовывать техобслуживание АЭС за рубежом в нынешних экономических условиях?

— Стало сложнее с привлечением иностранных специалистов и налаживанием поставок импортных запчастей. Но проблемы не критичные.

«Русатом Сервис» буквально в прошлом году выполнил полномасштабный планово-предупредительный ремонт энергоблока Белорусской АЭС, в этом году проводит ППР энергоблока на Ближнем Востоке. Мы приглашаем шеф-инженеров от заводов — ​изготовителей оборудования, специалистов по проектированию АЭС и реакторных установок, по ремонту и эксплуатации АЭС, планировщиков, контролеров и рабочих. Как российских, так и зарубежных: из Беларуси, Узбекистана, Хорватии и других стран.

При подготовке проектной документации мы всегда опирались на российских партнеров — ​на ведущие проектные организации «Росатома».

— Некоторые зарубежные партнеры «Росатома» изучают возможность сменить поставщиков. В чем преимущество сотрудничества с «Русатом Сервисом»?

— На АЭС, построенных «Росатомом», техническое обслуживание и ремонт в основном остаются за нами. Ключевую роль играют возможности и опыт «Русатом Сервиса». Наша компания — ​это единое окно доступа ко всей российской промышленности и российским атомным экспертам. А промышленный потенциал отечественной атомной отрасли чрезвычайно велик. Мы предоставляем возможность заказать комплекс услуг под ключ, сэкономив ресурсы и время на заключение множества мелких контрактов с разными контрагентами. Это и разработка полного комплекта документации для ТОиР, и поставка запчастей, инструментов и принадлежностей, и привлечение экспертов, и обучение персонала.

Как правило, мы проводим техобслуживание и ремонт на действующих АЭС. Но есть исключения. Например, мы разрабатываем ремонтную документацию для АЭС на Ближнем Востоке еще на стадии сооружения. А на АЭС «Аккую» в Турции, помимо техобслуживания строящихся блоков, «Русатом Сервис» обеспечивает полный комплекс пусконаладочных работ на этапе ввода в эксплуатацию.

Предлагаем, но не навязываем

— Многие заказчики строительства часть работ предпочитают выполнять сами или силами местных специализированных организаций. В техобслуживании и ремонте так тоже бывает?

— «Русатом Сервис» предлагает комплекс работ под ключ, но не навязывает их. Например, на Белорусской АЭС при планово-предупредительном ремонте блока ТОиР всего турбинного отделения выполнила белорусская компания с богатым опытом работы на тепловых станциях. Часть работ заказчики берут на себя по мере роста опыта, тем более что «Русатом Сервис» сам обучает персонал АЭС. Так происходит, например, на АЭС на Ближнем Востоке, где с каждым годом растут компетенции персонала. А на АЭС «Аккую» заказчик передал нам весь возможный объем, но при этом турецкие власти ведут политику привлечения местных специалистов и рабочих на подряд в «Русатом Сервис». В основном это касается вспомогательных работ.

— Какие страны сейчас наиболее активно сотрудничают с вашей компанией? Какие сервисы самые востребованные?

— Это прежде всего страны-новички, где не было атомной энергетики до прихода «Росатома»: Беларусь, Турция и др. Там «Русатом Сервис» выступает как генеральный подрядчик планово-предупредительных ремонтов. На других зарубежных площадках сервис по ТОиР представлен в меньших масштабах.

Опытные эксплуатанты АЭС, как правило, сами понимают, какие услуги им нужны, и заказывают именно их. По моему опыту, это поставка ЗИП и привлечение технических экспертов. Так происходит, например, в Китае и Индии. Страны, где сооружается первая АЭС, нуждаются в экспертном сопровождении. Там «Русатом Сервис» показывает на примерах других АЭС весь путь, который предстоит пройти: объем работ, сроки и возможные трудности. Когда заказчик видит полную картину и спектр услуг, он уже может решить, какую часть готов выполнить самостоятельно. Обычно это несложные и привычные работы — ​те же ТОиР турбинного отделения в Беларуси или вспомогательные работы в Турции.

Бангладеш. В учебно-­тренировочном центре идет монтаж пультов и панелей тренажера, представляющего точную копию пункта управления на АЭС «Руппур»
Особенности командировок

— Много специалистов привлекаете на проекты за рубежом? В каких условиях они живут?

— На ППР одного блока под ключ потребуется командировать от 400 до 500 человек. Это сотрудники «Русатом Сервиса», российские и зарубежные подрядчики, консультанты, эксперты.

Условия проживания на зарубежных площадках разные. Например, в Индии и на Ближнем Востоке выделены охраняемые территории в городе атомщиков. В Беларуси и Турции — ​проживание в специальных городках или просто в соседнем городе. Но в целом везде условия комфортные.

— Не испытывают ли из-за этого нехватку специалистов российские станции? У нас тоже строятся блоки, в отрасли говорят о дефиците кадров.

— Бывает, что подрядные организации не могут предоставить нам требуемое количество специалистов из-за их занятости на российских проектах. Но эти ситуации не критичные, найти специалистов можно. «Русатом Сервис» наработал большой пул подрядчиков и запасных вариантов.

— Сколько длятся командировки и как оплачиваются?

— В основном выезды на планово-предупредительные ремонты длятся от одного до трех месяцев. «Русатом Сервис» рассчитывается с компаниями-подрядчиками, и они сами определяют, как оплачивать труд своего персонала за рубежом. В классическом варианте для сотрудников к окладу добавляются командировочные.

— Можно взять с собой семью?

— В большинстве случаев такой возможности нет, если только за свой счет. Но, например, в Турции на АЭС «Аккую» действует программа релокации. Когда специалист «Русатом Сервиса» или подрядной организации едет на длительное время — ​год, два, три, — предусмотрена поездка с семьей и различные компенсации на аренду жилья. Есть школы и детские сады для детей сотрудников.

— Для сотрудников такая командировка — карьерный лифт?

— Я бы так не сказал. Скорее дополнительный опыт, повышение квалификации. Плюс смена обстановки, что немаловажно.

— Не изменилось отношение к российским специалистам в нынешних условиях?

— «Русатом Сервис» давно работает за рубежом, и на всех наших площадках сложились доверительные партнерские отношения. Персонал АЭС сдружился с российскими специалистами, которые приезжают на техобслуживание. Ничего плохого об отношении к российским атомщикам сказать не могу. Мы продолжаем общаться и после возвращения на родину. Консультации, поздравления с праздниками. Так что могу утверждать: «Русатом Сервис» объединяет атомных специалистов разных стран.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: