Споры по «Вызову»: профессионалы оценивают кинопремьеру
20 апреля вышел в широкий прокат «Вызов» — первый в истории кинематографа игровой полнометражный фильм, частично снятый на орбите. В иллюминаторе видны не чудеса компьютерной графики, а реальный космос. Придало ли это картине достоверности и стоило ли потраченных денег? Мы спросили об этом у наших «марсиан» — самых близких к космосу сотрудников «Росатома».
Инженер МОКБ «Марс» Екатерина Бодрова в восторге от фильма: «Я с самого детства мечтала попасть в космос, цеплялась за любые возможности осуществить свою мечту. Участвовала в кастинге Первого канала на роль, которую в итоге сыграла Юлия Пересильд (пробы прошли около 3 тыс. претенденток. — «СР»). Особенно мне понравились кадры полета в космос, в эти моменты я представляла, будто сама лечу. Захватывающие ощущения! Авторам фильма удалось создать эффект присутствия. По сути, зрители видят то, что раньше видели только космонавты. Довольно реалистично показано, сколько испытаний нужно пройти, чтобы тебя допустили к полету, как проходит сам полет, как устроена жизнь на МКС, как космонавты спускаются на Землю. Многие обсуждают развевающиеся волосы Юлии Пересильд, это как раз признак достоверности. Не случайно в американской ленте «Гравитация» Сандра Буллок с короткой стрижкой, хотя в других своих ролях всегда была с длинными волосами. Просто на Земле имитировать невесомость довольно сложно. Мы ходили в кинотеатр всей семьей. Дочка даже прослезилась — захотела так же, как героиня фильма, спасать людей, очень впечатлила ее эта картина. Почти три часа пролетели незаметно».
У ведущего инженера МОКБ «Марс» Антона Назарова фильм вызвал эмоции другого плана. Во-первых, отмечает он, кадры с орбиты в кинематографе использовали не раз, их снимали сами космонавты. Это «В космосе «Восход» (СССР, 1965), «Возвращение с орбиты» (СССР, 1983), «Космическая станция» (Канада — США, 2002), «Апогей страха» (США, 2012) и еще несколько короткометражек. Во-вторых, ему не нравится, что ради художественного проекта был сорван план исследований 2021 года на МКС и вместо двух космонавтов-исследователей, готовившихся много лет, полетели актриса и режиссер. «Ничего такого волшебного в съемках в невесомости я не увидел, — говорит Антон Назаров. — Конечно, пушистые волосы Юлии Пересильд прекрасно парят, но ради этого не обязательно было отправлять съемочную группу на орбиту, а все остальное легко можно было снять на «Мосфильме» и в Центре подготовки космонавтов. Собственно, и так большинство сцен — в помещениях, на объектах и тренажерах «Роскосмоса». Куда потрачен миллиард?»
Невысоко оценил Антон Назаров и художественную составляющую: «Откровенно слабая игра актеров, даже постоянные перекуры и кофепитие Владимира Машкова не спасают. Прокурор сволочь, действует по закону, но мы ему сверху позвоним. Глупые врачи не взяли с собой все необходимое и ковыряют космонавта ложкой и куском проволоки. В ЦУПе бардак. Космонавты не выполняют приказы. Извините, не смог досмотреть. Картинка взлета ракеты великолепна».
Антон Шкаплеров
Космонавт, руководитель необычного полета, исполнитель роли космонавта Антона
— Мне предстояло лететь с двумя непрофессиональными космонавтами — значит, выполнять задачи не только командира, но и бортинженера. Конечно, это повлияло на мою подготовку к полету. Немного был изменен и сам корабль, чтобы я один мог управлять им за своим и за соседним пультом бортинженера. Но это был мой четвертый полет, так что все новые условия были мне интересны.
ТРИ ФАКТА О ФИЛЬМЕ
• Юлия Пересильд и Клим Шипенко тренировались в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина: проходили испытания на центрифуге и в барокамере, сдавали зачеты по конструкции и оборудованию МКС и корабля «Союз МС», учились двигаться в скафандрах, подавать сигналы SOS с помощью солнечных датчиков, действовать в нештатных ситуациях и выживать в условиях дикой природы — на случай, если посадка будет не в расчетной точке, а в глухом лесу или на ледяном озере.
• На старте с космодрома Байконур 5 октября 2021 года командир экипажа Антон Шкаплеров произнес традиционное «Поехали!». Клим Шипенко и Юлия Пересильд ответили по-киношному: «Камера! Мотор! Начали!»
• Для всех участников съемок в космосе страницы сценария были сшиты вручную: скрепки на МКС использовать нельзя.