Для концерна продажа электроэнергии на авторынке — ​новый бизнес. В прошлом году пилотную станцию для быстрой зарядки электромобилей установили в Сосновом Бору под Петербургом. План на этот год — ​развернуть сеть станций в Москве и других городах-миллионниках. В «Росэнергоатоме» считают, что развитие инфраструктуры для электромобилей находится в фазе быстрого роста.

Поворот руля

Решение о выходе на рынок электрозарядных станций в «Росэнергоатоме» приняли еще в 2019 году, но до 2022 года работа шла неспешно. Ситуация кардинально изменилась, когда зарубежные производители автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) начали уходить из России. Кроме того, схлопнулось сотрудничество зарубежных производителей электромобилей с российскими поставщиками компонентов. У входящей в ТВЭЛ компании «РЭНЕРА», которая как раз начала строить в Калининградской области завод, возникли опасения насчет сбыта. «Мы понимаем, что у нас закончились потребители наших [аккумуляторных] батарей», — ​сказала на «Атомэкспо‑2022» глава ТВЭЛ Наталья Никипелова.

Выход из ситуации участники рынка видят в развитии собственного производства электромобилей. Российскому автопрому это выгодно: деталей в электромобиле минимум вдвое меньше, чем в машине с ДВС, соответственно, сделать его проще и дешевле. Для РЭНЕРА внутреннее производство электромобилей — ​новый большой рынок сбыта. Активизация российских автопроизводителей подтолкнула к полноценному запуску электрозаправочного бизнеса и «Росэнергоатом».


ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

До 2024 года

> 25 тыс.

Производство электротранспортных средств

9,4 тыс.

Установка зарядных станций, из них

~ 2,9 тыс. быстрых

До 2030 года

> 10 %

электротранспортных средств в общем объеме производства

> 72 тыс.

зарядных станций, из них

~ 28 тыс. быстрых

Источник: Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года


Бизнесмодель

Концерн назначен отраслевым интегратором нового направления бизнеса «Роуминговый оператор зарядной инфраструктуры для электротранспорта». Изначально планировалось создать цифровую платформу для управления зарядными станциями, слово «роуминговый» осталось из прежней концепции. Сейчас в концепции — ​развитие сети станций.

Функции оператора делегированы «Атомэнерго», дочерней компании концерна. В ее задачи входит взаимодействие с партнерами, строительство и эксплуатация электрозарядных станций (покупка электроэнергии, обслуживание клиентов, учет), создание и развитие цифровой платформы управления ЭЗС, сервисов, продажа сопутствующих товаров. Цены на услуги будут зависеть от конкретного региона.

В проект Highway Hub включен моечный комплекс, мини-магазин, фуд-корт и зона отдыха
Ускорение планов

Развивать зарядную инфраструктуру в первую очередь решено в городах-миллионниках и на крупнейших трассах, таких как М11, Москва — ​Санкт-Петербург.

К 2030 году «Атомэнерго» планирует установить от 900 до 11 200 быстрых электрозаправок (они, в отличие от обычных, работают на постоянном токе). Программа-максимум — ​занять 40 % рынка и выйти на окупаемость.

В планах — ​сотрудничество с таксомоторными парками, каршеринговыми и логистическими компаниями, девелоперами и УК жилых комплексов. «Переговоры с застройщиками мы уже ведем. Они заинтересовались предложением закладывать в проекты паркингов наши зарядные станции. Также планируем выйти на правительства столицы и регионов, чтобы попасть в программу субсидий для строительства быстрых электрозаправок», — ​рассказывает гендиректор «Атомэнерго» Валерий Маркелов.


ШЕСТЬ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ

  • Бесшумность
  • Мгновенный набор скорости
  • Минимум двукратная экономия расходов на заправку с учетом цен на горючее топливо и электроэнергию (на протяжении всего жизненного цикла)
  • КПД электродвигателя — ​95 % (бензинового — ​25 %, дизельного — ​40 %)
  • Простота ремонта из-за меньшего количества деталей
  • Высокая устойчивость из-за смещения центра тяжести вниз — ​батарея крепится на дне электромобиля

Электромобильность как образ жизни

По словам заместителя гендиректора «Росэнергоатома», директора по сбыту Александра Хвалько, конкурентные преимущества «Атомэнерго» — ​это зеленая электроэнергия, поставляемая концерном. «Заряжаясь у нас, автомобилисты могут быть уверены, что не загрязняют окружающую среду и не способствуют глобальному потеплению», — ​отмечает Александр Хвалько.

Кооперация с РЭНЕРА позволит снизить операционные расходы. Стационарные накопители можно заряжать ночью, когда цена на электроэнергию ниже, и в часы пик, когда электроэнергия дорогая, брать ее из накопителей.

В ближайшее время «Атомэнерго» организует закупку оборудования для станций. Первые год-два будет сотрудничать с российскими производителями, затем планирует перейти на внутриотраслевое производство. «Это не самая сложная техника. Конечно, есть электронная начинка, сложные комплектующие, но эти электрозарядки точно могут производить в отрасли», — ​уверен Александр Хвалько.

«В концерне планируют разработать и электронное приложение — ​геоинформационную систему, где будут адреса заправок, карта с их местоположением, информация о свободных местах, цене заправочной сессии. В приложении можно будет забронировать ее время. Если «Росэнергоатом» договорится с автопроизводителями, не исключено появление совместных дисконтных программ», — ​добавляет Валерий Маркелов.

Электрозаправочная колонка, представленная на форуме «Атомэкспо‑2022»
Особенности зарядного рынка

В России зарегистрировано около 20 тыс. электромобилей и 5 тыс. ЭЗС, из которых 2,1 тыс. — ​в Москве. Среди владельцев электрозаправок — ​и крупные компании вроде «Россетей» и «Русгидро», и мелкие, которым принадлежит десяток-другой станций. «В ближайшее время конкуренция усилится. Будет соперничество за лучшие места», — ​прогнозирует Валерий Маркелов.

Существует три типа разъемов для зарядок электромобилей: европейский, американский и азиатский. В России есть зарядки со всеми тремя. Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева на «Атомэкспо‑2022» предложила перейти на один тип. Валерий Маркелов считает, что разные стандарты не проблема: «Мы («Росэнергоатом». — «СР») будем устанавливать зарядные станции с разными разъемами. Но и владельцы автомобилей о себе заботятся — ​покупают переходники. С ними в России проблем нет. Они пластиковые, их отливают на нескольких предприятиях».

Нет проблем и с оборудованием для зарядных станций. Четыре крупных производителя, «Парус электро», корпорация «ПСС», «Юпитер» и концерн «Радиоэлектронные технологии», получили сертификаты происхождения (нужны в рамках программ импортозамещения), еще несколько компаний в процессе получения. У производителей широкий ассортимент зарядок: мощность варьируется от 2 кВт (для медленных зарядок в частных домах или паркингах) до 400 кВт (для общественного транспорта).

Принципиально иной подход к зарядке электромобиля — ​съемная батарея. Такой практикуется в Китае. В Саратовской области будут собирать китайский электромобиль FAW под маркой Alfarus. Его батарею можно перезарядить от сети или обменять на заряженную. Идея съемной батареи очень нравится президенту ТВЭЛ Наталье Никипеловой. В планах РЭНЕРА есть строительство станций замены аккумуляторов.


КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Гравюра из книги «Паровые и электрические автомобили». Художник Луи Пуайе

Во второй половине XIX века электромобили строили во Франции, Англии, Германии, США, и это был второй по популярности транспорт после авто на паровом ходу.

На рубеже XIX–XX веков электромобили были быстрее паровых и бензиновых авто и даже выигрывали у них гонки. Запас хода составлял 40–50 км.

Паровые и бензиновые машины были не так легки в управлении и чисты в обслуживании, как электромобили. Поэтому бесшумные и не пачкающие водителей и пассажиров электромобили предпочитала фешенебельная публика, особенно дамы.

Эдисон, адепт постоянного тока, придумал уличные зарядные станции, электранты. Но в районах, которые снабжала электричеством Westinghouse, ставить их было бессмысленно. Вестингауз и Тесла работали с переменным током.

Электромобили проиграли конкуренцию автомобилям с ДВС из-за падения цен на бензин и изобретения стартера в 1911 году. Он избавил бензиновые машины от главной проблемы — ​долгого запуска.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Главное Технологии
«Чем проще конструкция, тем она надежнее»: «Гидропресс» разрабатывает малый реактор ВВЭР-И
Генерация «кислородных пираний»: придуман новый метод очистки воды
Главное Новости
Инновации в стекле: ученые «Росатома» замуровали РАО в боросиликатную матрицу
Новости
«Росатом» разработал новую технологию получения скандия
Федеральный номер «Страна Росатом» №10 (570)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №10 (570)

Интервью с директором Соликамского магниевого завода Русланом Димухамедовым — стр. 4

На пути к «Прорыву»: готов опытный образец ГЦНА для БРЕСТ-ОД‑300 — стр. 12

К юбилею академика Леонида Ильина — стр. 10

Скачать
Новости
«Росатом» предлагает создать аддитивные ремонтные комплексы в Арктике
Показать ещё