Для концерна продажа электроэнергии на авторынке — ​новый бизнес. В прошлом году пилотную станцию для быстрой зарядки электромобилей установили в Сосновом Бору под Петербургом. План на этот год — ​развернуть сеть станций в Москве и других городах-миллионниках. В «Росэнергоатоме» считают, что развитие инфраструктуры для электромобилей находится в фазе быстрого роста.

Поворот руля

Решение о выходе на рынок электрозарядных станций в «Росэнергоатоме» приняли еще в 2019 году, но до 2022 года работа шла неспешно. Ситуация кардинально изменилась, когда зарубежные производители автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) начали уходить из России. Кроме того, схлопнулось сотрудничество зарубежных производителей электромобилей с российскими поставщиками компонентов. У входящей в ТВЭЛ компании «РЭНЕРА», которая как раз начала строить в Калининградской области завод, возникли опасения насчет сбыта. «Мы понимаем, что у нас закончились потребители наших [аккумуляторных] батарей», — ​сказала на «Атомэкспо‑2022» глава ТВЭЛ Наталья Никипелова.

Выход из ситуации участники рынка видят в развитии собственного производства электромобилей. Российскому автопрому это выгодно: деталей в электромобиле минимум вдвое меньше, чем в машине с ДВС, соответственно, сделать его проще и дешевле. Для РЭНЕРА внутреннее производство электромобилей — ​новый большой рынок сбыта. Активизация российских автопроизводителей подтолкнула к полноценному запуску электрозаправочного бизнеса и «Росэнергоатом».


ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

До 2024 года

> 25 тыс.

Производство электротранспортных средств

9,4 тыс.

Установка зарядных станций, из них

~ 2,9 тыс. быстрых

До 2030 года

> 10 %

электротранспортных средств в общем объеме производства

> 72 тыс.

зарядных станций, из них

~ 28 тыс. быстрых

Источник: Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года


Бизнес-модель

Концерн назначен отраслевым интегратором нового направления бизнеса «Роуминговый оператор зарядной инфраструктуры для электротранспорта». Изначально планировалось создать цифровую платформу для управления зарядными станциями, слово «роуминговый» осталось из прежней концепции. Сейчас в концепции — ​развитие сети станций.

Функции оператора делегированы «Атомэнерго», дочерней компании концерна. В ее задачи входит взаимодействие с партнерами, строительство и эксплуатация электрозарядных станций (покупка электроэнергии, обслуживание клиентов, учет), создание и развитие цифровой платформы управления ЭЗС, сервисов, продажа сопутствующих товаров. Цены на услуги будут зависеть от конкретного региона.

В проект Highway Hub включен моечный комплекс, мини-магазин, фуд-корт и зона отдыха
Ускорение планов

Развивать зарядную инфраструктуру в первую очередь решено в городах-миллионниках и на крупнейших трассах, таких как М11, Москва — ​Санкт-Петербург.

К 2030 году «Атомэнерго» планирует установить от 900 до 11 200 быстрых электрозаправок (они, в отличие от обычных, работают на постоянном токе). Программа-максимум — ​занять 40 % рынка и выйти на окупаемость.

В планах — ​сотрудничество с таксомоторными парками, каршеринговыми и логистическими компаниями, девелоперами и УК жилых комплексов. «Переговоры с застройщиками мы уже ведем. Они заинтересовались предложением закладывать в проекты паркингов наши зарядные станции. Также планируем выйти на правительства столицы и регионов, чтобы попасть в программу субсидий для строительства быстрых электрозаправок», — ​рассказывает гендиректор «Атомэнерго» Валерий Маркелов.


ШЕСТЬ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ

  • Бесшумность
  • Мгновенный набор скорости
  • Минимум двукратная экономия расходов на заправку с учетом цен на горючее топливо и электроэнергию (на протяжении всего жизненного цикла)
  • КПД электродвигателя — ​95 % (бензинового — ​25 %, дизельного — ​40 %)
  • Простота ремонта из-за меньшего количества деталей
  • Высокая устойчивость из-за смещения центра тяжести вниз — ​батарея крепится на дне электромобиля

Электромобильность как образ жизни

По словам заместителя гендиректора «Росэнергоатома», директора по сбыту Александра Хвалько, конкурентные преимущества «Атомэнерго» — ​это зеленая электроэнергия, поставляемая концерном. «Заряжаясь у нас, автомобилисты могут быть уверены, что не загрязняют окружающую среду и не способствуют глобальному потеплению», — ​отмечает Александр Хвалько.

Кооперация с РЭНЕРА позволит снизить операционные расходы. Стационарные накопители можно заряжать ночью, когда цена на электроэнергию ниже, и в часы пик, когда электроэнергия дорогая, брать ее из накопителей.

В ближайшее время «Атомэнерго» организует закупку оборудования для станций. Первые год-два будет сотрудничать с российскими производителями, затем планирует перейти на внутриотраслевое производство. «Это не самая сложная техника. Конечно, есть электронная начинка, сложные комплектующие, но эти электрозарядки точно могут производить в отрасли», — ​уверен Александр Хвалько.

«В концерне планируют разработать и электронное приложение — ​геоинформационную систему, где будут адреса заправок, карта с их местоположением, информация о свободных местах, цене заправочной сессии. В приложении можно будет забронировать ее время. Если «Росэнергоатом» договорится с автопроизводителями, не исключено появление совместных дисконтных программ», — ​добавляет Валерий Маркелов.

Электрозаправочная колонка, представленная на форуме «Атомэкспо‑2022»
Особенности зарядного рынка

В России зарегистрировано около 20 тыс. электромобилей и 5 тыс. ЭЗС, из которых 2,1 тыс. — ​в Москве. Среди владельцев электрозаправок — ​и крупные компании вроде «Россетей» и «Русгидро», и мелкие, которым принадлежит десяток-другой станций. «В ближайшее время конкуренция усилится. Будет соперничество за лучшие места», — ​прогнозирует Валерий Маркелов.

Существует три типа разъемов для зарядок электромобилей: европейский, американский и азиатский. В России есть зарядки со всеми тремя. Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева на «Атомэкспо‑2022» предложила перейти на один тип. Валерий Маркелов считает, что разные стандарты не проблема: «Мы («Росэнергоатом». — «СР») будем устанавливать зарядные станции с разными разъемами. Но и владельцы автомобилей о себе заботятся — ​покупают переходники. С ними в России проблем нет. Они пластиковые, их отливают на нескольких предприятиях».

Нет проблем и с оборудованием для зарядных станций. Четыре крупных производителя, «Парус электро», корпорация «ПСС», «Юпитер» и концерн «Радиоэлектронные технологии», получили сертификаты происхождения (нужны в рамках программ импортозамещения), еще несколько компаний в процессе получения. У производителей широкий ассортимент зарядок: мощность варьируется от 2 кВт (для медленных зарядок в частных домах или паркингах) до 400 кВт (для общественного транспорта).

Принципиально иной подход к зарядке электромобиля — ​съемная батарея. Такой практикуется в Китае. В Саратовской области будут собирать китайский электромобиль FAW под маркой Alfarus. Его батарею можно перезарядить от сети или обменять на заряженную. Идея съемной батареи очень нравится президенту ТВЭЛ Наталье Никипеловой. В планах РЭНЕРА есть строительство станций замены аккумуляторов.


КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Гравюра из книги «Паровые и электрические автомобили». Художник Луи Пуайе

Во второй половине XIX века электромобили строили во Франции, Англии, Германии, США, и это был второй по популярности транспорт после авто на паровом ходу.

На рубеже XIX–XX веков электромобили были быстрее паровых и бензиновых авто и даже выигрывали у них гонки. Запас хода составлял 40–50 км.

Паровые и бензиновые машины были не так легки в управлении и чисты в обслуживании, как электромобили. Поэтому бесшумные и не пачкающие водителей и пассажиров электромобили предпочитала фешенебельная публика, особенно дамы.

Эдисон, адепт постоянного тока, придумал уличные зарядные станции, электранты. Но в районах, которые снабжала электричеством Westinghouse, ставить их было бессмысленно. Вестингауз и Тесла работали с переменным током.

Электромобили проиграли конкуренцию автомобилям с ДВС из-за падения цен на бензин и изобретения стартера в 1911 году. Он избавил бензиновые машины от главной проблемы — ​долгого запуска.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: