Научное подкрепление: без кого исследования и открытия невозможны

«Когда в прошлом году Гоша лег в больницу <…>, так у нас большинство тем замерло. А за себя скажу, что своей диссертацией я на 70 % обязан прибору, который сделал Георгий Иванович», — ​так говорил о слесаре из НИИ доктор наук в фильме «Москва слезам не верит». Главные герои этого материала — ​сотрудники, которые непосредственно наукой не занимаются, но без которых исследования, разработки и открытия просто невозможны.

В научном дивизионе «Росатома» порядка 1,7 тыс. ученых (данные на конец 2022 года). Над тем, чтобы у них было все необходимое, работают почти 6,6 тыс. человек. Большая часть, порядка 5,2 тыс., — ​технический персонал: инженеры, технологи, лаборанты, техники и т. д. Они занимаются эксплуатацией и ремонтом установок, приборов, оборудования, готовят материалы, чертежи, проводят эксперименты.

Кроме того, ни один институт не может обойтись без административно-управленческого блока: кадровиков, бухгалтеров, специалистов экономических и финансовых подразделений, патентных служб и др. Эта группа в научном дивизионе составляет порядка 1,4 тыс. человек. Почти у всех отраслевых институтов есть своя производственная программа. Примерно 1,1 тыс. сотрудников атомных НИИ — ​персонал, отвечающий за выпуск продукции.

Но перейдем от сухих цифр к живым историям.

ДУМАЛ, ЧТО ГУМАНИТАРИЙ

Александр Кошкин
Лаборант ускорительной установки, РФЯЦ-ВНИИТФ

— В ядерном центре я с 2008 года. Карьера строилась тяжело, но интересно. Пришел учеником лаборанта с нулевыми знаниями и утвердившимся мнением, что я гуманитарий. Буквально за пару лет под влиянием наставников понял, что и технарь из меня тоже вполне получится. Постоянно прохожу повышение квалификации, получаю новые знания и умения. Расту профессионально.

Моя основная обязанность — ​следить за исправностью установки, на которой я работаю. Сюда входит достаточно большой перечень работ, от сборки до эксплуатации, который включает знания столярного дела, электротехники и ядерной физики. С научными сотрудниками образовался симбиоз: все понимают, что без уважения и взаимопонимания все развалится, как без маленького винтика может развалиться самый сложный механизм.

«В СПОРНЫХ МОМЕНТАХ НАХОДИМ КОМПРОМИСС»

Вадим Задоев
Начальник централизованной службы ремонта технологического оборудования, НИИАР

— В НИИАР я пришел в 1998 году по совету отца, который здесь работал. Я начал трудовой путь в службе механика реакторной установки ВК‑50. Работал инженером, мастером, а затем и начальником службы.

С 2018 года я начальник централизованной службы ремонта. Мы выполняем ремонтные и монтажные работы на технологическом оборудовании и трубопроводах. Задачи и варианты решения бывают разные, неоднозначные — ​сложно выбрать оптимальный путь. Тесно сотрудничаем с научными подразделениями, с департаментом проектирования и конструирования. В спорных моментах находим компромисс, уважаем мнение друг друга.

Очень приятно работать в институте с большой историей, где наравне с опытными, маститыми специалистами работают молодые, ищущие и стремящиеся сотрудники.

«ДОМАШНИЕ ПРОЗВАЛИ МЕНЯ «БАБУШКА-СТАЛКЕР»

Людмила Ефимова
Дозиметрист, ВНИИНМ

— Хорошо помню свой первый день во ВНИИНМ — ​18 июня 2007 года. Я почти ничего не знала о радиации. Первое время ходила по территории с наставником, училась на дозиметриста. Потом меня закрепили за одним корпусом с лабораторией по топливу.

Больше всего запомнилась работа 2013–2015 годов — ​вывод из эксплуатации корпуса «Б», наследия начала атомного проекта. Ученые из подразделения, с которым я работала, были благодарны за то, что я не оставляла их ни на минуту, пока они обследовали здание. Вместе прошли сверху донизу все четыре этажа, каждую комнату. Я промеряла помещение, оборудование, сотрудников. Здоровье людей, безопасность работ — ​мой существенный вклад. Домашние, дети и внуки, прозвали меня «бабушка-сталкер». Думаю, это их хоть и шуточное, но признание важности моей работы.

«В ЭТОЙ ПРОФЕССИИ НЕВОЗМОЖНО ВСЕ ЗНАТЬ»

Михаил Машин
Механик экспериментальных стендов и установок, РФЯЦ-ВНИИТФ

— На этом месте я работаю уже 17 лет. Карьера шла непросто, но со временем я вырос в специалиста высокого класса. Мои основные обязанности — ​подготовка установки к эксперименту, контроль качества монтажа оборудования, изготовление нестандартных деталей и т. п. Я часто общаюсь с научными сотрудниками по рабочим вопросам, порой им требуется моя консультация. Люди прислушиваются ко мне и ценят мой вклад в общее дело.

Задачи передо мною ставятся каждый раз новые, и приходится самостоятельно развиваться в профессиональном плане. В этой профессии, мне кажется, невозможно все знать. Постоянно что-то новое и удивительное. Каждый успешный результат — ​небольшая победа, которая определяет глобальные достижения.

МЕТАЛЛОГРАФИЯ — ​ЦЕЛЫЙ МИР

Галина Захарова
Инженер-технолог, ВНИИНМ

— Мои родители были сотрудниками ВНИИНМ. Я забегала к маме на работу, мне нравилось смотреть в микроскоп. Всегда удивлялась: кусочек невзрачного металла под увеличением выглядит невероятно красиво и необычно. Очень хотелось научиться делать шлифы.

Я во ВНИИНМ устроилась более 25 лет назад. 20 лет занималась измерениями на криогенном участке. В первый год работы сконструировала и собрала устройство для монтажа провода, которое существенно упрощает намотку образцов на оправки для технического отжига. Совместно с коллегами разработала конструкцию и технологию изготовления измерительного зонда. Позже с моим участием были разработаны методики подготовки образцов к электрофизическим измерениям, измерено огромное количество верификационных образцов для проекта ИТЭР. Когда в 2019 году криогенный участок закрылся на ремонт, я стала углубленно заниматься металлографией, научилась качественно изготавливать шлифы для макрои микроанализа, ведь от качества шлифа зависит точность определения структуры. Возможно, кому-то эта работа покажется рутинной, неинтересной, но для меня это целый мир со своими законами и открытиями.

ЭКОНОМИКА — ​ФИЛЬТР ИДЕЙ

Кира Крикунова
Начальник управления экономики и контроллинга НИОКР, НИИАР

— В институте я работаю 13 лет, с 2009 года. Мое управление рассчитывает стоимость договоров и цены на услуги по облучению, формирует бюджеты подразделений, контролирует их исполнение. Мы готовим финансовую отчетность в составе пакета документов при сдаче НИОКР заказчикам.

Научная мысль безгранична, наша задача — ​соотнести идеи с реальной жизнью. Расчет целесообразности тех или иных научных предложений помогает выявить наиболее перспективные идеи. Подход, когда экономисты выступают своеобразным фильтром идей, приносит результаты. НИИАР уже не первый год выполняет все поставленные руководством дивизиона цели, в этом есть вклад и нашего управления. Думаю, что сотрудники института ценят наши навыки. Конечная цель — ​процветание института и атомной отрасли — ​совпадает у всех.

«МЫ ВСЕГДА ГОТОВЫ ПОМОЧЬ РАЗОБРАТЬСЯ»

Татьяна Маркина
Начальник химико-технологической лаборатории опытного завода электрофизического оборудования, НИИЭФА

— Я пришла в химико-технологическую лабораторию сразу после Санкт-Петербургского государственного университета, 12 лет назад. Начинала инженером, потихоньку доросла до начальника. Круг задач лаборатории очень широкий: разработка технической документации, приготовление технологических образцов, анализ сырья и материалов, исследования по подбору компонентов эпоксидных компаундов, красок, эмалей. Также проводим исследования электролитов гальванических ванн. Участвуем в изготовлении оборудования для международного термоядерного реактора. В лаборатории разработана технология межоперационной и финишной химической очистки деталей и элементов центральной сборки дивертора ИТЭР. Мы провели серию испытаний образцов теплоизоляционных материалов на основе слюдопласта, которые используются в ИТЭР, и помогли сделать выбор в пользу наилучшего материала, показавшего термостабильность.

Отношение научных сотрудников к лаборатории самое положительное, так как мы всегда готовы помочь разобраться. Хоть лаборатория и вспомогательное подразделение, но очень нужное.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: