Сражение «Кита» и «Наутилуса»: как соревновались первые атомные подлодки
К‑3 «Ленинский комсомол» станет центральным экспонатом строящегося в Кронштадте Музея военно-морской славы. В сентябре прошлого года подлодку доставили в город, а уже в конце этого года все желающие смогут побывать внутри первой советской и третьей в мире АПЛ. Самое время напомнить историю легендарного корабля.
«Иду на атомной энергии!»
17 января 1955 года службы радиоперехвата многих стран зафиксировали радиограмму на английском языке: «Я — «Наутилус»! Иду на атомной энергии! Иду на атомной энергии!» Так громко на весь мир заявила о себе первая в истории атомная субмарина — американская, которая шла от берегов штата Коннектикут к острову Пуэрто-Рико. «Наутилусом» (SSN-571 Nautilus) ее назвали не в честь фантастического корабля капитана Немо, а в память о реальном подводном судне, построенном в 1800 году американцем Робертом Фултоном. Изобретение в то время не оценили ни на родине, ни в Европе.
Открытый текст радиограммы не был самовольным нарушением режима скрытности — американцы оповестили всю планету, что их ВМС овладели ядерной энергией. Расчет делался на шок, который должен был испытать в первую очередь главный геополитический соперник — СССР. Штаты не упускали случая заявить о своем первенстве в чем-либо (как и Союз).
Проект 627
Американцы занялись внедрением ядерной энергетики в подводное плавание в декабре 1945 года. Закладка «Наутилуса» в городе Гротоне на верфи Electric Boat в 1952 году стала первым шагом в реализации программы.
В советских средствах массовой информации началась контрпропагандистская кампания. Сообщалось, что «Наутилус» — всего лишь технический эксперимент и новая лодка имеет «весьма сомнительные боевые возможности» (восхваление американской техники само по себе тянуло на уголовный срок).
Вслед за «Наутилусом» в 1957 году американцы ввели в строй вторую атомную подлодку SSN-575 Seawolf («Морской волк»), которая была оснащена уже не водо-водяным, а жидкометаллическим натриевым реактором. Однако из-за утечек расплавленного натрия вскоре его пришлось заменить на более надежный водо-водяной. Через три года после первого похода «Наутилус» стал первым в мире кораблем, достигшим Северного полюса в подводном положении. Сделано это было не для рекламы, а для проработки маршрутов боевой службы будущих атомарин типа «Джордж Вашингтон» — носителей баллистических ракет «Поларис». Эти лодки прозвали city killers — «убийцы городов». Пентагон изучал возможность пуска «Поларисов» на территорию СССР из полярных глубин.
Советская пресса всячески издевалась над «Наутилусом», но во время первого его похода за ВМФ СССР числилась собственная атомная подлодка — правда, тогда еще виртуальная. В списки ее внесли в 1954 году, хотя заложили на стапеле в Молотовске (ныне Северодвинск) только в сентябре 1955‑го. А 4 июля 1958 года первая советская АПЛ К‑3 (с 1962 года — «Ленинский комсомол») вышла на испытания в Белое море. Никаких радиограмм открытым текстом командир не посылал, наоборот — и постройка, и испытания сопровождались режимом строжайшей секретности.
Еще в 1948 году по инициативе члена-корреспондента Академии наук Анатолия Александрова была собрана конструкторская группа, которая оценила возможность создания ядерного реактора для субмарины. Практический же старт атомной подводной программе дало подписанное Сталиным в 1952 году постановление Совмина. Проекту присвоили номер 627. Проектанты разбились на две группы — кораблестроительную под руководством опытного конструктора подводных лодок Владимира Перегудова и реакторостроительную (за основу двигательной установки взяли водо-водяной реактор типа ВМ-А) под началом энергетика-атомщика Николая Доллежаля. Общее научное руководство взял на себя Анатолий Александров.
Конструктор-«шпион»
Владимир Перегудов — личность легендарная. Среди его выдающихся заслуг — участие в создании подводных лодок типа «С», лучших советских субмарин периода Второй мировой войны. Косвенно из-за них в 1937 году Перегудов угодил под каток репрессий. Тип «С» проектировался на основе передовых по тем временам немецких лодок. Владимир Перегудов ездил для ознакомления с новыми технологиями в Германию, что и послужило одним из оснований для абсурдного обвинения во вражеской деятельности. Около года конструктор сидел в камере с будущим маршалом Победы Константином Рокоссовским и был освобожден с формулировкой «за отсутствием вины».
После войны Владимира Перегудова назначили главным конструктором средней дизельной подводной лодки проекта 613, ставшей самой массовой в отечественном флоте: 215 единиц — послевоенный мировой рекорд. Простые и надежные, они служили на флоте вплоть до 1990‑х годов. Но, конечно, вершиной инженерно-конструкторской деятельности стал проект 627 под кодовым названием «Кит». Впервые в мировом подводном кораблестроении появилась китообразная, обтекаемая форма. «Наутилус», например, имел довольно старомодные обводы корпуса, унаследованные от дизельных подлодок.
«Кит» замышлялся для торпедирования приморских городов и военно-морских баз. Поэтому его собирались вооружить одной гигантской ядерной торпедой длиной 23,5 м и диаметром почти 2 м. Однако этому воспротивились моряки, желавшие иметь классическую подлодку для действий на океанских коммуникациях, и в итоге «Кита» вооружили восемью торпедными аппаратами стандартного калибра 533 мм с боекомплектом 20 торпед. Часть была в ядерном снаряжении — энергия, давшая жизнь подводному кораблю, стала и его самым страшным оружием.
В целом наша лодка превзошла «Наутилус» по скорости, глубине погружения и энерговооруженности. Более совершенными были и торпеды. Уступал американской АПЛ «Кит» лишь в скрытности: двухреакторная энергоустановка получилась более шумной. Это долгое время оставалось ахиллесовой пятой советских атомных подлодок. Годы ушли на то, чтобы сравняться с тихими субмаринами США.
Судьба первых
Как бы то ни было, создание АПЛ в летописи отечественного флота, науки и промышленности сравнимо с первыми шагами в освоении космоса. По сути, океан — тот же космос, а длительное пребывание экипажей в отсеках подводных лодок сродни экспедициям космонавтов.
Английский Справочник военных кораблей Джейна (Jane’s Fighting Ships) на рубеже 1950–1960‑х годов сообщал о советской программе: «Три атомные подводные лодки завершены постройкой, четвертая близка к вступлению в строй, пятая находится на продвинутом этапе строительства, а шестая — в процессе сборки». Действительно, вслед за К‑3, вступившей в строй 12 марта 1959 года, по усовершенствованному проекту 627А построили 12 серийных АПЛ, а также экспериментальную подлодку проекта 645 с реакторами, теплоносителем в которых была не вода, а сплав свинца и висмута.
В НАТО проекты 627 и 627А получили условное обозначение N (November class). Там относили эти лодки к категории hunter-killers («охотники-убийцы»), не без оснований полагая, что одна из главных боевых задач «Китов» — охота за теми самыми city killers, натовскими атомными ракетными субмаринами, которые держали на прицеле советские города.
«Киты» были активными участниками холодной войны на океанских просторах. Например, подлодка К‑181 проекта 627А в 1966 году преследовала американский авианосец «Саратога» от Гибралтара до побережья США и не была обнаружена ни кораблями эскорта, ни палубными самолетами и вертолетами противолодочной обороны. Это означало, что, случись в мире нечто непоправимое, К‑181, получив боевой приказ, превратила бы «Саратогу» в облако радиоактивной плазмы.
К сожалению, в длительной службе «Китов», завершенной в начале 1990‑х, случались и трагедии. К‑8 проекта 627А, затонувшая на грандиозных маневрах «Океан» 8 апреля 1970 года у берегов Испании, открыла печальный список погибших атомных подлодок нашего флота и унесла жизни 52 моряков.
Две лодки — два музея
В 1989 году «Ленинский комсомол» был переформирован в учебно-тренировочную станцию подводников, а потом еще долго ждал решения своей участи. Преобразование первой советской атомной лодки в корабль-музей в Кронштадте символично и потому, что рядом, в ленинградском КБ «Малахит», родился проект 627. В Ленинграде же похоронен конструктор «Кита», Герой Соцтруда, почетный гражданин города Балакова Владимир Перегудов.
Остается добавить, что исторический соперник К‑3 «Наутилус» находится на вечной стоянке в порту Гротон и служит музеем-памятником — самому себе и отцу атомного флота США адмиралу Риковеру. И не просто музеем-памятником, а еще и объектом национальной гордости, которой достойна и созданная «Наутилусу» в ответ атомарина К‑3.
По улицам К‑3 возили
Длина «Ленинского комсомола» — 107 м, высота — почти пять этажей. Чтобы установить такую громаду в музее, провели целую инженерную и логистическую операцию.
К причальной стенке таможенного терминала «Моби Дик» в Кронштадте К‑3 доставили из Выборгского залива на барже «Атлант». Корпус разделили на две части. Алмазным канатом сделали аккуратный поперечный разрез по отсеку-донору — части, которая заменила подлинный реакторный отсек. Без разделения выгрузить корабль весом 2558 т в портовом терминале было технически невозможно. Как и везти через Кронштадт: это обездвижило бы весь город.
На причале собрали пандус. Части лодки сняли с баржи способом «ро-ро» (от англ. roll-on / roll-off — «вкатить — выкатить») с помощью самоходного модульного транспортера.
Перевозка субмарины к Музею военно-морской славы — мероприятие, достойное Книги рекордов Гиннесcа. По пути следования демонтировали более 70 дорожных конструкций, знаки, мачты освещения, светофоры, две эстакады теплосети, более 800 м бордюров и т. д.
В здании музея части АПЛ соединили и сварили. Следующий этап — реставрация интерьеров и формирование внутренней экспозиции.