Дед Мороз с дозиметром: как менялся ассортимент умных игрушек в одном из главных магазинов страны
Из года в год родители ломают головы, что положить под елку, чтобы дети были счастливы, но при этом игрушка оказалась полезной, развивающей, пробуждающей тягу к знаниям. Уверены, многие нынешние сотрудники «Росатома» в детстве получали в подарок набор «Юный химик», планетоход «Электроника ИМ‑11» или детский телеконструктор, а их дедушки и бабушки с ностальгией хранили на антресолях дореволюционные модели паровозов и пароходов.
Паровые машинки от «Мюра и Мерилиза»
Раньше московский ЦУМ был универсальным магазином «Мюръ и Мерилизъ». По фамилиям шотландцев — основателей торгового дома. Недавно в распоряжение автора попал опубликованный «Мюром и Мерилизом» «Иллюстрированный прейскурант рождественских подарков, игрушек и проч. Сезон зимы 1898 года». Показательное издание для изучения предпраздничных интересов и затей состоятельных граждан Российской империи.
Чтобы понять масштаб приводимых ниже цен, отмечу, что на один рубль в то время можно было приобрести 4 кг пшеничной муки, или 2,2 кг говядины, или полкило кофе в зернах. Средняя зарплата рабочего составляла чуть больше 16 рублей, мелкого чиновника — около 50, офицеры получали от 70 до 200 рублей в месяц в зависимости от чина. Разумеется, буржуазия и крупные чиновники имели куда более высокие доходы. На них в первую очередь и были рассчитаны предновогодние цены в том прейскуранте.
Скажем, самый дорогой набор елочных украшений стоил 15 рублей и включал три пачки свечей, 50 подсвечников, пять пачек декоративного мха, две дюжины хлопушек, дюжину фонариков, десяток орехов с сюрпризом, пять шаров, верхушку, две пачки бус, одного старика (именно так Дед Мороз значился в прейскуранте), 10 картонажных фигур и «разный блеск».
Впрочем, нас больше интересуют продававшиеся в электротехническом отделе магазина познавательные подарки для старших гимназистов, направленные на поощрение интереса к способам получения и применения энергии.
Среди них предлагались разнообразные паровые микромашинки. Например, «пожарный паровой насос, приводится в действие паром от спиртовой горелки и двигается по полу — 18 руб. 50 коп.», «модель паровоза никелированная, с регулятором поворотов, двигающаяся по полу, со спиртовой горелкой, большого размера — 6 руб.», «насос с краном, подающим воду на чашку, приводимый в движение паровой машиной — 3 руб. 50 коп.», плюс также оснащенные паровыми машинками на спирту кузнецы с наковальней (1 руб. 55 коп.), пароход для плавания в ванне или пруду (13 руб. 50 коп.) и модели разнообразных паровых машин (от 75 коп. до 4 рублей с полтиной).
Поклонников электричества магазин «Мюръ и Мерилизъ» мог порадовать индукционными катушками с электродами и ручным приводом для постановки разнообразных опытов (3 руб. 50 коп.), двухвольтовыми угольно-цинковыми гальваническими элементами Грене (1 руб. 10 коп.) и др.
Легко представить себе образцово-показательную картину: кавалер, студент Императорского Московского технического училища, приобретает в «Мюре» (так для краткости именовали универмаг москвичи) для возлюбленной из Екатерининского института благородных девиц духи Pompadour от Violet из Парижа «с очень сильным, но приятным запахом, в изящном и оригинальном футляре» (3 руб.), писк парфюмерной моды тех лет, и внезапно встречает там же ее, только-только отоварившуюся запланированным на новогоднюю ночь сюрпризом для своего кавалера — индукционной катушкой Румкорфа для электроопытов за 3 руб. 25 коп.
Электроконструкторы из ЦУМа
После Октябрьской революции 1917 года в здании «Мюра и Мерилиза» разместился Мосторг, в 1922‑м — ЦУМ, а о праздновании Нового года и соответствующих подарках забыли надолго — казалось бы, навсегда. Однако вспомнили о нем в 1935‑м. В «Правде» вышла статья с предложением подарить детям веселый новогодний праздник. Собственно, и взрослым тоже, хотя выходным 1 января сделали только через 12 лет.
С середины 1930‑х началось возрождение в СССР производства елочных игрушек, в первую очередь разнокалиберных Дедов Морозов из ваты и папье-маше, — их начали делать артели, а затем и фабрики. Елки украшали также фигурками красноармейцев, матросов, пионеров с барабанами, краснозвездными дирижаблями и самолетами. Венчала их, разумеется, та же красная звезда.
В начале 1960‑х на елочках появились космические ракеты и спутники — в истории цивилизации началась космическая эра. Автору довелось даже как-то увидеть изготовленный из штампованного рельефного картона блистающий перламутром елочный атомоход «Ленин».
Вернемся, однако, к новогодним подаркам, развивающим у подростков тягу к наукам и инжинирингу. Так, в конце 1950‑х в СССР широкую популярность приобрели металлические конструкторы (назывались они «Конструктор-механик»), в комплект которых входило множество деталек. Они были рассчитаны на учащихся средней школы, позволяли мастерить модели разнообразных машин и подъемно-транспортных механизмов, причем иногда довольно сложных, в том числе с подвижными узлами, требующих внимательности и упорства в сборке. Стоили они довольно дорого, но по качеству и комплектности заметно превосходили нынешний китайский ассортимент.
Младшие школьники тоже не были забыты — в производстве с начала 1960‑х довольно долго продержался автоконструктор, позволявший легко собрать из готовых элементов целый гараж автомобильчиков, очень напоминающих прототипы.
Для старшеклассников магазины «Юный техник» предлагали наборы-полуфабрикаты, требующие определенных навыков — нужно было доработать лобзиком, а затем собрать плавающие и летающие модели кораблей и самолетов, приводимых в действие резиномотором.
В 1956 году в СССР в продажу поступил набор «Юный химик» с реактивами и лабораторной посудой, с помощью которого можно было дома проводить простейшие химические опыты, вплоть до биохимических. Предназначался он для детей 12–15 лет и, очевидно, требовал присутствия взрослых, ибо названия некоторых опытов говорили сами за себя: «Тушение пожара аммиаком», «Извержение вулкана», «Горящая железная проволока» и др.
Электроконструкторы в различных комплектациях по степени сложности были рассчитаны на школьников четвертых — восьмых классов. По сути, это были небольшие испытательные стенды на батарейках, позволявшие демонстрировать адаптированные к школьному курсу физики безопасные опыты с различными соединениями проводов, звонками, лампочками и т. д.
Некоторые особо сообразительные школьники ухитрялись применять эти конструкторы для усовершенствования появившихся уже в 1970‑е годы самоходных электроигрушек — тракторов и планетоходов, в том числе с дистанционным управлением по проводам и даже по радио, одним из лидеров в выпуске которых был рижский завод Straume.
Радиометр своими руками
Настоящий фурор в приобщении школьников к науке произвел набор «Оптик-монтаж-эксперимент», импортировавшийся из ГДР со второй половины 1970‑х годов. Он представлял собой аккуратный монтажный ящик с деталями, штативами и линзами. Можно было собрать настоящий телескоп, бинокль, микроскоп, стереопроектор, диапроектор, а также ставить эксперименты по изучению свойств света. Стоило это чудо дороговато, и автор этих строк был безмерно счастлив, когда получил его в подарок на новый, 1976‑й год. Помнится, даже пытался сделать на его основе что-то вроде гиперболоида инженера Гарина, но, к счастью, из этой затеи ничего не вышло.
В 1980‑е годы в СССР появилась портативная электроника, например программируемые калькуляторы, которые стали хорошим подспорьем в работе инженеров и учебе студентов-старшекурсников. Не остались в стороне и разработчики умных игрушек для продвинутых ребятишек. И сегодня им бы пришелся по душе планетоход «Электроника ИМ‑11» с микропроцессором, имевший панель с кнопками программирования маршрута, в том числе с препятствиями, и даже устройство для запуска своего рода дрона в виде диска-вертушки. У планетохода было 16 функций, и стоил он под 30 рублей — это примерно пятая часть зарплаты старшего инженера в советском НИИ.
К этому же времени относится появление конструкторов типа «Юный электроник» (в частности, настольная лаборатория ЮЭ‑50), предназначенных для постановки простейших экспериментов и углубленного изучения элементной базы радиоэлектроники и автоматики. Более того, выпускался даже детский телеконструктор! Стоимость у него была вполне сногсшибательная — 120 рублей. Чуть дешевле стоили подростковые радиоконструкторы.
Совершенно замечательной в перечне этих интеллектуальных забав выглядит такая штука, как бытовой дозиметр (стрелочный индикатор мощности экспозиционной дозы) ИРИ‑1 образца 1990 года. Он выпускался как в исполнении «Берег» — уже готовым к применению, так и в комплектации «Трио» — в виде детского электронного конструктора. Дозиметр позволял оценивать уровень радиационного фона в диапазоне 10–120 мкР/ч и был рассчитан на 60 часов непрерывной работы. Для иных целей, кроме как бытовых, он, разумеется, не предназначался.
Кстати, это вовсе не первый общедоступный отечественный радиометрический прибор. Во второй половине 1950‑х кружки юных геологов при Домах пионеров начали получать походные радиометры РМ‑1, причем старшие товарищи рекомендовали пионерам использовать их для поиска месторождений урана (это не шутка). В февральском номере 1956 года журнал «Юный техник» писал: «Юные техники ждут от радиотехнической промышленности легкий, удобный в походе радиометр РМ‑1».
САМЫЙ АТОМНЫЙ
Детский набор «Лаборатория атомной энергии с ураном‑238 Гилберта» (Gilbert U‑238 Atomic Energy Lab) придумал американский предприниматель, иллюзионист и спортсмен Альфред Гилберт. Набор, поступивший в продажу в 1950 году, позволял с помощью имеющихся в нем приборов наблюдать альфа-частицы, процесс радиоактивного распада и даже измерять радиоактивность прилагаемых слабых источников радиации: урана‑238, свинца‑210, полония‑210, рутения‑106 и (предположительно) цинка‑65. Научная игрушка получилась радиационно небезопасной, хотя Гилберт это и отрицал.
САМЫЙ ВОИНСТВЕННЫЙ
В 1951 году издательство Добровольного общества содействия авиации (ДОСАВ), одного из предшественников ДОСААФ, выпустило небольшую брошюру для молодежи, занимающейся авиамоделизмом. В ней описывалась технология создания в кружках юных техников миниатюрного пульсирующего воздушно-реактивного двигателя и установки его на летающую модель, очень напоминающую немецкий самолет-снаряд «Фау‑1» периода Второй мировой войны.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ
Из «технических» конструкторов «Лего» на это звание претендует модель пассажирского судна «Титаник» в масштабе 1:200. В длину она 135 см, состоит из 9090 деталей, включая те, что позволяют создать интерьеры лайнера: каюты, котельное отделение, столовую первого класса и проч. При вращении винтов видно, как работают паровые машины.