На Запорожской АЭС, подвергающейся обстрелам, велик риск атомной аварии
На «Атомэкспо-2022» «СР» спросила у гендиректора «Росатома» Алексея Лихачева о тревожной ситуации, которая складывается вокруг Запорожской АЭС. 19-20 ноября по станции шел огонь.
«С одной стороны, благодаря стараниям МАГАТЭ, с сентября был достаточно спокойный период на Запорожской станции. Были акции устрашения, но они не несли прямой угрозы безопасности. Однако за выходные было не менее 30 прилетов. Бьют прицельно: по хранилищу отработавшего топлива, по спецкорпусу, где находится свежее топливо, по транспортным магистралям. К сожалению, повреждены некоторые резервные дизель-генераторы», — подчеркнул Алексей Лихачев.
«Росатом» провел переговоры с МАГАТЭ, руководитель агентства Рафаэль Гросси также провел переговоры с европейскими лидерами. «На площадке продолжают работать четыре представителя МАГАТЭ, которые воочию видят, кто и откуда стреляет. И это, конечно, не является никаким секретом: обстрелы ведутся со стороны ВСУ. Видимо, это следствие двух факторов. Первый — идет успешная контрактация работников Запорожской станции. Мы всячески поддерживаем коллектив. Второе — на прошлой неделе управляющий совет МАГАТЭ, состоящий больше чем на половину из представителей западных стран, принял определенную резолюцию с определенными оценками (в частности, в ней говорится, что России следует вывести свой военный и другой персонал со станции. — «СР»). В моем понимании это недопустимый и неадекватный документ», — сказал глава госкорпорации.
Алексей Лихачев предположил, что Киев посчитал эту резолюцию неким разрешением вести по станции огонь. Он подчеркнул, что на Запорожской АЭС, подвергающейся обстрелам, велик риск атомной аварии. «Очевидно, Киев считает допустимым ядерный инцидент. Это будет прецедент, который навсегда изменит ход истории в Европе. Поэтому нужно сделать все, чтобы не просто прекратились обстрелы, а чтобы мыслях ни у кого не было посягать на безопасность атомной станции», — заявил он.
Что касается создания зоны безопасности вокруг Запорожской АЭС, то Алексей Лихачев отметил, что многое будет зависеть от активности Рафаэля Гросси. «У нас с ним запланированы и встречи, и переговоры в ближайшее время. Но немало будет зависеть от успешности его переговоров с Киевом, — сказал он. — Но самое главное, зона безопасности будет возможна, только если ее одобрит Вашингтон. Будет ли она одобрена, я не знаю. Но мне кажется, что большое расстояние между Вашингтоном и Запорожьем не должно быть аргументом для руководства Соединенных Штатов для задерживания решения по зоне безопасности. Как известно, атом не знает границ, радиоактивность не знает национальностей. Поэтому многим руководителям ведущих мировых держав нужно одуматься и одернуть киевских политиков, которые начинают, видимо, допускать использование в том числе и ядерных инцидентов в своих интересах».