Атомные тайны спичечного коробка: что собирают филуменисты

Филуменистам сегодня не позавидуешь: изобилием сюжетов упаковки спичек не отличаются. В советскую эпоху на даже на простых коробках (что уже говорить о сувенирных) были запечатлены памятники архитектуры, исторические вехи, природные богатства, достижения науки и техники. Из коробков — посвящений атомной энергии можно было собрать богатую коллекцию.

Одна из стартовых в коллекции — спичечная миниатюра из серии «Русские физики» с портретом Игоря Курчатова.


Наиболее частой можно считать этикетку с атомным ледоколом «Ленин», который появился на спичечных коробках на рубеже 1950–1960-х.

В Советском Союзе спуском на воду атомохода гордились, пожалуй, не меньше, чем запуском первого искусственного спутника. Позже к «Ленину» добавилась «Арктика» — спущенный на воду в 1972 году головной в своей серии атомный ледокол.

В принципе, в подборку можно включить не имеющее ядерной энергоустановки, но носящее на борту славное «атомное» имя научно-исследовательское судно «Академик Курчатов». Построенное по заказу в ГДР в 1966 году, оно долгое время было флагманом флота Академии наук СССР.


Спичечная этикетка с первой в мире Обнинской АЭС, принятой в эксплуатацию в 1954 году, появилась через четыре года после этого события.

В 1974 году вышла серия, приуроченная к 20-летию станции. Это изображения АЭС внутри и снаружи, здания Обнинского филиала МИФИ и Физико-энергетического института (ныне ФЭИ им. Лейпунского), где станция разрабатывалась.


В серию этикеток под общим названием «Новостройки 10-й пятилетки», отражавшую развитие советской экономики, вошли Курская, Нововоронежская и Чернобыльская АЭС.

«Освещалось» спичками и международное сотрудничество в области ядерной энергетики в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Так, сюжет этикетки 1965 года связан с сооружением первой чехословацкой АЭС «Богунице».

Интересно, что там сначала был построен энергоблок А1 (именно он и изображен) с нетипичным для атомной энергетики стран соцлагеря тяжеловодным реактором КС-150 совместной разработки СССР и ЧССР. А1 включили в сеть только в 1972 году, хотя строительству дали старт в 1958-м.

Еще одна стройка, Волгодонского завода атомного энергетического машиностроения «Атоммаш», стала сюжетом этикетки 1976 года.


Хотя акцент делался на мирном использование атомной энергии, оборонная тема порывалась в работы художников-спичечников.

Так, в серии к 40-летию Вооруженных сил СССР можно увидеть оперативно-тактическую ракету Р-11М, 406-иллиметровое самоходное орудие особой мощности «Конденсатор-2П» и тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-95 — все это средства доставки ядерных зарядов.

Изображены на этикетках и другие самолеты-носители: легкий бомбардировщик Ил-28, средний бомбардировщик Ту-16 и фронтовой истребитель МиГ-21.


В сувенирном наборе, выпущенном к 50-летию Октябрьской революции, можно увидеть этикетку с самоходной гусеничной пусковой установкой комплекса 15П699, транспортирующую в пусковом контейнере межконтинентальную баллистическую ракету РТ-20П. Ракета способна забросить на 8 тыс. км термоядерную боеголовку мощностью 1,5 Мт.

Разумеется, спичечники знать не знали этих замысловатых обозначений — просто художник выполнил рисунок по фото с парада в Москве 7 ноября 1965 года. Там этот монстр произвел впечатление на отечественную публику и иностранных военных атташе. В серию 15П699 не пошел: оказался слишком сложным в эксплуатации. Зато изрядно напугала штабы НАТО, где комплексу присвоили название Scrooge («Скряга») — оно условное, без смысловой функции. Зенитные ракеты комплекса С-75 войск ПВО выпускались массово, и часть из них имела ядерное снаряжение для поражения особо важных одиночных и групповых воздушных целей.


Казалось бы, какое отношение имеет к атомной отрасли многоцелевой вертолет Ми-4, удостоенный места на коробке из серии «Вертолеты СССР»? Самое прямое. Именно такие вертолеты приняли участие в секретном учении на Семипалатинском полигоне в сентябре 1956 года. Через 43 минуты после реального ядерного взрыва мощностью 38 кт (бомба была сброшена с Ту-16) Ми-4 высадили на расстоянии километра от эпицентра около 300 десантников. Десантники окопались и лихо отбили атаку условного противника.

Еще одна этикетка серии знакомит с обликом тяжелого вертолета Ми-6. Таким машинам не довелось летать на атомных учениях, но на их долю выпало участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С борта «мишек» на разрушенный реактор четвертого блока сбрасывали мешки с песком и свинцовыми чушками. Некоторые Ми-6 так и остались там в пункте отстоя.


Не остался без внимания и атомный военный флот. В спичечную коллекцию по праву входит ракетный крейсер «Грозный» проекта 58 — первый в ВМФ СССР надводный носитель противокорабельных крылатых ракет типа П-35 в ядерном снаряжении, а также первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» проекта 627 «Кит».


Этикетки коробков, выпущенных в 1960 году, посвящены борьбе СССР против распространения ядерного оружия.

На одной контурно запечатлен сбрасывающий атомную бомбу американский тактический истребитель F-100 Super Sabre («Сверхсабля»). Super Sabre тогда был одним из носителей таких апокалипсических снарядов. Которые действительно следовало бы раз и навсегда запретить. Такие «спички» и взрослым не игрушки.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: