Детский оркестр атомных городов покорил московскую сцену

От Брамса до Чайковского, от концертных пьес до фрагментов циклических сочинений — репертуар Детского симфонического оркестра атомных городов совсем не детский. Итоговый гала-концерт двухлетнего проекта «Территории культуры «Росатома» в Московском театре «Et Cetera» закончился овацией. Дирижировал Юрий Башмет. О главных событиях проекта, о том, как найти вдохновение и как строить карьеру, музыканты, их педагоги и родители рассказали «СР».

Проект «Детский симфонический оркестр атомных городов» родом из «Музыкальной академии», — другого крупного проекта «Территории культуры «Росатома». Организаторы решили, что таланты нужно выводить на большую сцену, и собрали симфонический оркестр детей из 18 городов присутствия госкорпорации.

Команда Башмета

В состав оркестра вошли 46 музыкантов. Прослушивания проходили заочно: музыкальные школы отправляли заявки — ученики получали творческие задания и записывали для жюри свое исполнение на видео.

«Я занимаюсь музыкой семь лет, — рассказывает 12-летний Арсений Авдеев из Северска. — Сначала по классу фортепиано, потом заинтересовался скрипкой — в общем, не знал толком, чего хочу. Как-то мне посоветовали попробовать барабаны. Оказалось, мое. В ударных нужны сильные руки и ноги, хорошее чувство ритма — все это у меня есть. Чтобы попасть в оркестр атомных городов, я много работал. Если бы не помощь моего преподавателя, не справился бы».

Творческой кухней заведует художественный руководитель симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет. У него большая команда помощников — ведущие дирижеры, солисты и преподаватели Российской академии музыки им. Гнесиных, Московской государственной консерватории им. Чайковского, Академического музыкального училища при Московской консерватории, Академии исполнительского искусства и оркестра «Новая Россия». Они на протяжении нескольких месяцев проводили для участников мастер-классы.

Несколько месяцев онлайн репетиций — и первая встреча вживую за неделю до концерта
Мастер-класс для поклонницы

«В больших городах есть средне-специальные музыкальные учебные заведения, спецшколы, училища, колледжи, — говорит заслуженный артист РФ Михаил Безносов. — И конечно, уровень преподавания там выше, детям из обычных музыкальных школ и организаций дополнительного образования полезно наставничество педагогов более высокой ступени».

Когда в январе этого года доцент Московской государственной консерватории Михаил Безносов приехал в Зеленогорск, чтобы провести мастер-класс, он и не догадывался, что 14-летняя Екатерина Глущенко его большая поклонница. Чтобы попасть в оркестр, Кате нужно было обойти пятерых конкурентов. Это не составило особого труда: у нее большой опыт, играет с детского сада. Комиссия отметила красивый глубокий звук, который девушка умудряется извлекать из старенького кларнета, взятого напрокат в музыкальной школе.

«Я давно слежу за творчеством Михаила Ильича, и тут он приезжает к нам. Это казалось чем-то нереальным, — вспоминает Екатерина Глущенко. — Я постеснялась ему признаться, что он для меня особенный человек, а моя мама не растерялась. Михаил Ильич сфотографировался со мной на память, я поставила снимок на заставку в телефоне. Добрый, терпеливый, понятно объясняет, за два дня научил тому, чего я не могла добиться два года. Например, помог овладеть техникой стаккато, когда звуки получаются отрывистые и отделяются друг от друга паузами. Больше всего в оркестре меня поразило, что детям говорят «вы». Это так приятно. С нами занимались как с настоящими музыкантами, было здорово. Мой уровень игры стал выше. Мечтаю учиться у Безносова в Москве, в училище при консерватории, а потом и в самой консерватории. Понимаю, что это очень высокая планка, придется много работать».

Мастер-классы проходили в разных атомных городах. Организаторы связывались с музыкальными школами, выясняли, какие направления там наиболее развиты, и исходя из этого составляли программу, определяли темы занятий.

Красноярский дирижер Леонид Жуковский дирижировал оркестром на первом онлайн-концерте
Почувствовать себя звездой

Потом начались онлайн-репетиции, разбор программы гала-концерта. За неделю до него музыканты приехали в Москву на интенсив с дирижером Леонидом Жуковским. «Такой темпераментный молодой человек, очень интересно работал с детьми, — делится впечатлениями преподаватель музыкальной школы из Сарова Надежда Лагутина. — За пять дней сделал невозможное — соединил коллектив. До этого ребята ни разу лично не встречались, вместе не играли, они приехали из разных частей страны — Сибири, Урала, Подмосковья, Питера. У многих вообще не было опыта игры в оркестре. Вокруг тебя куча народу, и надо в этот общий концерт вплести свой голос правильно, вовремя, стать со всеми одним дыханием, одной эмоцией».

«Леонид Леонидович добрый, — рассказывает 11-летняя скрипачка из Десногорска Лилия Шилина. — Обычно дирижеры вспыльчивые и не стесняются в выражениях, когда ты плохо понял и сыграл не чисто. А этот дирижер поправляет не обидно, все время шутит. Дни перед концертом мы играли с утра и до полдесятого вечера. Каждые два с половиной часа нам давали отдохнуть минут 15. Было тяжело, шея болела, спина. Но надо было отрепетировать много произведений. Я впервые в жизни попала в оркестр, это оказалось здорово. На концерте было много зрителей, я почувствовала себя настоящей звездой. Хочу поступить в музыкальный университет. Раньше я играла на скрипке только на занятиях и репетициях, а теперь часто играю для себя, для удовольствия. У меня начало получаться выражать чувства через музыку».

Опытный музыковед из Новоуральска Екатерина Журавлева была ведущей концерта, как координатор проекта присутствовала на всех репетициях. Для нее это тоже стало запоминающимся событием. «Космические ощущения! Программа прекрасная: Венгерский танец № 5 Брамса, вальс № 2 из Джазовой сюиты Шостаковича, ноктюрн Чайковского много других произведений, — говорит Екатерина Журавлева. — Юрий Башмет в некоторых фрагментах солировал, а в основном выступал как дирижер. Это удивительно, как он скрупулезно работает над интонацией произведений, как учит детей чувствовать музыку. Они очень загорелись. Это уникальная возможность получить представление о работе и карьере оркестрового музыканта. Дети запомнят проект на всю жизнь, а кто-то закрепится в этой высококлассной среде и станет частью музыкальной элиты страны».

17-летняя Мария Плаксина удостоилась особой чести: она исполняла с Юрием Башметом ноктюрн Чайковского — он на альте, она на флейте. Девушка родилась и выросла в Новоуральске, окончила местную школу искусств, учится на первом курсе Училища им. Чайковского в Екатеринбурге. «Я уже три года постоянная участница музыкальных проектов «Территории культуры «Росатома», — рассказывает она. — Постоянно новые преподаватели, новые инструменты, новые навыки и знания, а главное — высокая мотивация к личному росту. Меня научили не бояться браться за технически сложные произведения и большие концерты. Очень понравилось играть с Юрием Абрамовичем, это комфортно и интересно. Раньше я мечтала быть солисткой, а сейчас, когда поступила в училище, села в два оркестра — духовой и симфонический, осознала, что это мне идеально подходит. После учебы устроюсь в какой-нибудь хороший оркестр и буду наслаждаться».

Владимир Чеботов, один из лучших юных ударников Лесного
Открытые двери

Арсению Авдееву досталась партия ксилофона в галопе из сюиты «Комедианты» Дмитрия Кабалевского. Хотя и волновался, сыграл чисто, собой доволен. Запись выступления пересматривает и показывает друзьям. Говорит, что благодаря проекту его техника улучшилась. Еще Арсений впервые побывал в Москве. Больше всего впечатлило метро и памятники героям войны и другим историческим личностям.

Лилия Шилина исполняла на концерте ноктюрн Арама Хачатуряна из хореографической драмы по мотивам Лермонтова «Маскарад». Говорит, что влюбилась в мелодию. В оркестре она встретила родственную душу — скрипачку Ариадну из Обнинска. Теперь они подруги. «Если бы не проект, мы бы никогда не попали на репетиции к педагогам такого уровня, это ведь очень дорого, а у нас в семье четверо детей, — говорит Елена Шилина, мама Лилии. — После «атомного» оркестра для дочери открыта дверь Смоленского музучилища, но мы теперь мечтаем о Москве. Важно, чтобы ребенок не потерял интерес, все-таки нагрузка большая, не каждый выдержит. Я пообщалась с другими родителями, многие говорят, что, если заниматься музыкой профессионально, нужно домашнее обучение, иначе нормально репетировать не получается. Может быть, мы к этому придем».

«На итоговом концерте у меня было соло в самом начале, я исполняла вальс Шостаковича, — рассказывает Екатерина Глущенко. — Еще было соло в Грустном вальсе Сибелиуса и в «Метели» Свиридова. Никогда не забуду чувство, когда открывается занавес и перед тобой огромный зрительный зал. Концерт получился потрясающий, много было мощных произведений, я бы хотела побывать на нем не только как участница, но и как зритель. Было очень грустно расставаться с ребятами, с наставниками, я даже расплакалась».

«Вечером после концерта мы обсуждали, что все будем подавать заявки — в оркестры, музыкальные академии, проекты «Росатома». Мы все хотим еще раз это испытать», — говорит 15-летняя флейтистка из Сарова Анна Разуваева.


Юрий Башмет
Художественный руководитель Государственного симфонического оркестра «Новая Россия»

— Города атомной отрасли — не только центры передовой научно-технической мысли нашей страны. Это территории, где в уникальных социокультурных условиях воспитывается множество ярких музыкальных дарований. Поэтому появление Детского симфонического оркестра атомных городов — во многом историческое событие с большими, прекрасными перспективами. Верю, что этот проект сможет сыграть ключевую роль в творческой судьбе юных музыкантов.


Никита Мерзлов
Директор детской школы искусств в Новоуральске, руководитель секции школ дополнительного образования в сфере культуры программы «Территория культуры «Росатома»

— Атомные города создала советская научно-техническая интеллигенция, это были люди с большими культурными потребностями. Они заложили традиции, когда важно изучать не только естественные науки, но и гуманитарные, заниматься творчеством. В закрытых городах хороший фундамент для самореализации — музыкальные школы, школы искусств. А теперь культурную элиту в городах присутствия формирует госкорпорация, ее руководители понимают, что нужно не только развивать производственный сектор, но и работать с социокультурным пространством. «Территория культуры «Росатома» объединила талантливых, творческих ребят со всей страны, и они обязательно откликнутся чем-то очень хорошим. Многие участники вернутся в свои города и будут работать с такими же талантливыми детьми, как они сейчас, будут учить их вечному и доброму. «Территория» — прорыв для наших ребят, это не разовый проект, это целая стратегия, множество направлений.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: