Запретить нельзя работать: о прекращении научного сотрудничества с Россией

«Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе». И — ​в атомной науке. «СР» собрала факты и мнения о происходящем в этой области. Выводы и прогнозы оставляем на ваше усмотрение.

Быстрее всех отреагировала Германия: 26 февраля глава Министерства образования и исследований Беттина Штарк-Ватцингер заявила в интервью Die Welt, что «научный обмен», «все текущее и планируемое» и «все предыдущее давнее сотрудничество в области науки и исследований, а также профессионального обучения» немедленно замораживаются. О прекращении научного сотрудничества с Россией сообщила Голландия и Норвегия. Остальные европейские страны либо не делали официальных заявлений, либо высказались о необходимости поддерживать личные связи и продолжать развивать науку. США тоже пока не определились с общегосударственной политикой в области научного сотрудничества с Россией.

В тот же день стало ясно, что громкими заявлениями дело не ограничится. Германия отключила свой телескоп eROSITA — ​один из аппаратов космической обсерватории «Спектр-РГ», созданной при участии предприятий «Росатома». Заместитель директора по научной работе Института космических исследований РАН Александр Лутовинов сообщил, что российский телескоп ART-XC на «Спектре-РГ» продолжает наблюдения неба в рентгеновском диапазоне. Была срочно сформирована новая программа. Она включает глубокий обзор галактической плоскости, наблюдение наиболее интересных областей неба и объектов, транзиентных источников и миллисекундных пульсаров. Отключение eROSITA — ​«гигантская потеря для немецкой науки», считает научный руководитель отдела астрофизики высоких энергий Института космических исследований РАН академик Рашид Сюняев: «Люди радовались, шли первоклассные данные, которых нет ни у кого в мире. Как только немножко успокоится международная ситуация, я думаю, что этот телескоп будет включен».

8 марта совет Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) постановил заморозить на неопределенный срок статус России в организации и запретил начинать какие-либо новые проекты с российскими институтами.

Санкции коснулись не только научных организаций и проектов, но и многих российских ученых лично. Официально пока ни одно зарубежное издательство не объявило о запрете публикации статей российских исследователей. Но отказов много. Неслучайно правительство России по предложению Минобрнауки приостановило учет индексации публикаций российских ученых в международных базах данных до конца года. Не будет учитываться участие россиян в научных конференциях за рубежом. «Необходимо переосмыслить работу на данном этапе и обеспечить поддержку российских научных изданий, а также снизить удельный вес библиометрических показателей в оценке научных коллективов, которые занимаются фундаментальными, прикладными и социогуманитарными исследованиями», — ​считает глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Как сейчас живется и работается ученым из России за рубежом — читайте в нашем материале.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Синхроинфотрон
«Пойди туда, зная куда»: день карьеры в НИЯУ «МИФИ»
Люди
Драйв дайвера: подводные приключения Василия Кукавы
Технологии
Знакомый интерфейс
Люди
Движение материалов
Технологии
Изотоп высокой меткости: как лечит лютеций‑177
Федеральный номер «Страна Росатом» №16 (624)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №16 (624)

Интервью с гендиректором ВНИИНМ Леонидом Карпюком — стр. 4

Как лечит лютеций‑177 — стр. 5

Хобби обязывает: Василий Кукава знает все рыбные места — стр. 7

Скачать
Показать ещё