Фейком об тейбл: легко ли отличить правду от лжи

На фейки попадаются все, даже те, кто уверен, что уж ­они-то точно мыслят критически. Нормы информационной безопасности сегодня важно знать и применять, как маски при пандемии — ​не стопроцентная, но ­все-таки защита. На вебинаре, организованном Корпоративной академией «Росатома», выступил Павел Лебедев, автор книги об управлении вниманием «Ты посмотрел сюда, теперь сюда». Надеемся, вам пригодятся его советы.

Управление вниманием

Внимание — ​это новая нефть, утверждает Дженни Оделл в книге «Как ничего не делать. Противостояние экономике внимания». Если в 1917 году среди пяти самых дорогих компаний в мире было две нефтяных, то в 2017‑м в топе‑5 Apple, Google, Microsoft — ​компании, которые управляют вниманием. Если вы не умеете управлять вниманием, то не сможете убеждать. Если вы не понимаете, как вашим вниманием могут управлять, то легко поддаетесь убеждению.

Эмоции отключают мозг

Мозг способен активно работать лишь два — ​четыре часа в день. Он весит 3 % общей массы тела, а потребляет до 30 % энергии. Всего 0,8 % информации достигает сознания. Получается, большую часть времени большинство людей иррациональны, импульсивны и действуют на автомате.

Как это работает в контексте восприятия информации? Мы чаще всего запоминаем факты в связке с эмоциями. Если я попрошу вспомнить, что вы делали в это же время 10 дней назад, мало кто ответит. Но если попросить вспомнить самое яркое впечатление за последние несколько дней, на ум придет сразу несколько вариантов. Этим свой­ством мозга, кстати, часто пользуются телефонные мошенники. Воздействуя на эмоции, они пытаются заставить вас совершить мгновенное действие. Если ­кто-то побуждает вас сделать ­что-то срочно, прямо сейчас, иначе все пропало, — ​это в 99 % случаев манипуляция.

Методы манипуляции

Согласно исследованиям IBM, 90 % контента в мире — ​это визуальная информация. Она перерабатывается в 10 раз лучше звуковой и запоминается в три раза лучше текстовой. Именно поэтому мы в первую очередь обращаем внимание на изображение и лишь потом на текст. Кроме того, нашим вниманием можно управлять при помощи цвета. Чем агрессивнее оттенки, тем больше вероятность, что информация будет восприниматься как угроза.

Из одного набора данных можно сделать два противоположных вывода. Например, нам говорят: 38 % россиян боятся потерять работу. Но можно перевернуть эту информацию, и получится, что 62 % россиян уверены в сохранении своей работы, это уже совсем другое дело. Кадрируя данные, можно внедрить в умы нужные выводы. При этом факты всегда нейтральны, это мы придаем им эмоциональный окрас.

В книге Дэна Ариели «Поведенческая экономика» есть такой пример. Подписка на The Economist стоит 59 долларов за онлайн-­версию, 125 — ​за печатную и 125 — ​за онлайн и печатную. При опросе 84 человека выбрали третий вариант, 16 — ​первый, и никто — ​второй. Зачем он тогда вообще нужен? Потому что без него 68 выбрали онлайн-­подписку за 59 долларов и 32 — ​за 125. Мнимый выбор — ​это тоже манипуляция.


ЧТО ПОЧИТАТЬ

Нассим Талеб, «Антихрупкость», «Черный лебедь»

Чип Хиз, Дэн Хиз, «Ловушки мышления»


Различайте факты и мнения

Мнения — ​это наши выводы, наше отношение к событиям или данным, носящее эмоциональную окраску. Факты — ​данные, статистика, графики. Артефакты — ​записи в базе данных, подтверждающие документы, фотографии. Доступа к артефактам нет у большинства из нас. А вот мнений в условиях информационного шторма становится все больше — ​со стороны СМИ, экспертов, политиков и т. д. Не стоит доверять им безоглядно, особенно если они явно направлены против другой стороны. Истиной могут быть сведения от очевидцев, которых вы лично знаете.

Как защититься от подтасовок

Первое, что нужно понять, — ​правда у всех своя. А истина — ​это объективная картина. Чтобы не утонуть в информационном шторме, нужно собирать свои источники информации. Обзаведитесь двумя-­тремя каналами, которым вы доверяете, которые вызывают у вас спокойствие, трезвость ума. Отпишитесь от всех, кто провоцирует у вас тревогу.

Ваш пост или сторис — ​это осколок информации, который может быть вырван из контекста и выставлен в совершенно ином свете. Поэтому лучше не публикуйте ничего, в чем не уверены абсолютно.

Когда эмоции провоцируют вас быстро отреагировать, замедлитесь. Разделите время от момента, когда вы ­что-то прочитали, до момента, когда вы это опубликуете или отправите. Избегайте быстрой передачи информации.

Старайтесь понять, когда вас цепляют на эмоциональные крючки. Весь информационный шторм направлен на то, чтобы усилить животное начало в человеке, вызвать страх, переживания, агрессию. А что же помогает усилить духовное начало? Любовь, взаимопомощь и вера. Снижают накал эмоций физический труд, спорт, медитация, молитва.

Напоследок хочу сказать, что в сложное время рождаются сильные партнерства. Сейчас самое время для объединения.


— Но это факт!
— Нет, это не факт.
— Это не факт?
— Нет, это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле.

Из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: