Коллекционер ледоколов: как фотограф Ян Сильченко собирает атомфлот

Ян Сильченко, инстаграм-­блогер из Мурманска, снимает атомные ледоколы — ​в его фото- и видеоколлекции есть практически все. Блогер устраивает на суда настоящую охоту: отслеживает их передвижение на популярных сервисах MarineTraffic и Goradar, чтобы подгадать момент прибытия в порт.

— Как началось ваше увлечение?

— Я родился на Севере. Ледоколы в море видел с детства. Сейчас работаю инженером в строительной компании недалеко от порта и постоянно наблюдаю за арктическими судами. Однажды нашел видео под названием «Icebreaker» команды Timelab Pro о проходке ледокола «Ямал» через льды и загорелся мыслью поснимать ­что-то подобное. Ролик зацепил минимализмом, в кадре — ​только ледокол и бескрайние просторы Арктики. Это очень мощно и красиво.

— Какой ледокол стал первым в коллекции?

— «Арктика» в Кольском заливе в июне 2021 года. На охоту за ней ушло семь месяцев — ​не сразу удалось подгадать момент и место, чтобы сделать хорошие кадры. Точку выбрал в населенном пункте Росляково, там есть удобный для съемок мыс Серафим. Сейчас я эту локацию чаще всего использую.

«50 лет Победы». Съемка во время отправки рейса на Северный полюс

Потом, в августе, сфотографировал с причала порта «Атомфлота» ледокол «50 лет Победы» перед отправкой на Северный полюс. И в тот же день у меня получилось поймать «Ямал». Он, правда, пришел в Мурманск с потрепанным носом, без своей фирменной улыбки — ​покрытие стирается во время движения через льды, обычное дело.

Снимать корабли с причала интересно, но мне хочется делать больше съемок на воде, во льдах, с квадрокоптера, а это непросто. Недавно выдалась удачная охота на «Сибирь». Для этого мы с моим знакомым фотографом приехали на мыс Серафим к пяти утра. Были первыми, кто заснял «Сибирь» в море в этот день. СМИ делали фото уже с причала. К моей удаче, это был выходной, не понадобилось отпрашиваться с работы.

Лихтеровоз «Севморпуть» с высоты птичьего полета

— Что помогает сделать хороший кадр?

— Чтобы картинка была небанальной, важно поймать необычные погодные условия. Однажды мне удалось поснимать парусник «Седов» в плотном густом тумане. Благодаря другу вышел на парня, который работает на этом судне. Так я смог отслеживать передвижение парусника и сделал отличный снимок: «Седов», вода, туман — ​без линии берега.

Также важен ракурс. Ледоколы я сначала снимал строго под углом 90 градусов: в кадр попадала только вода и палуба. Но со временем понял, что характер судов лучше раскрывается под разными углами.

Ян Сильченко снимает не только атомные суда. На фото: грузовой балкер и танкер «Василий Динков»

Во время наблюдений за ледоколом «50 лет Победы» меня поразило, как вода вздымается и бьется о носовую часть судна. Это, конечно, не лед, но выглядит довольно эффектно. Ледокол на якоре и ледокол в море, в динамике — ​две совершенно разные картинки.

— Какой снимок мечтаете сделать?

— Чтобы собрать полную коллекцию российских атомных ледоколов, мне не хватает «Таймыра» и «Вайгача». Еще жду перехода «Урала» из Санкт-­Петербурга в Мурманск, этот ледокол пока строится. Мечтаю я о съемке во льдах, вокруг островов Земли Франца-­Иосифа. И хочу сфотографировать атомоходы на фоне северного сияния.

Прибытие ледокола «Сибирь » в порт Мурманск после ходовых испытаний

— Может, планируете расширить тематику съемок?

— Мне в блог, бывает, пишут ребята с предложением поснимать их суда, не только атомные. Но я сейчас отдаю предпочтение ледоколам. От многих потенциально интересных тем приходится отказываться, свободного времени на все не хватает. Например, недавно выбирал между съемкой передвижения большого стада оленей по тундре и съемкой «Сибири». Как можно понять по моим работам, выбор был сделан в пользу атомохода.

Ледокол «Арктика», съемка с квадрокоптера
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: