Хотим об этом поговорить: как убедить сотрудников работать безопасно
Присоединение «Росатома» к глобальной концепции Vision Zero стало толчком к развитию культуры безопасного поведения на предприятиях и внедрению новых практик в этой области. Мы поговорили со специалистами о том, почему не стоит читать сотрудникам нотации и как наиболее эффективно напоминать о соблюдении правил охраны труда.
Диалоги вместо выговоров
В «Росатоме» с 2019 года на нескольких пилотных предприятиях запущена кампания по развитию культуры безопасного поведения. Среди инструментов — вовлекающий инструктаж, минутки безопасности, доска решения проблем и диалоги о безопасности. Последняя практика считается одной из самых эффективных.
Ее суть проста: руководители наблюдают за сотрудниками во время работы и по итогам проводят беседу — для поощрения безопасного поведения или чтобы вместе выявить риски. При нарушениях правил безопасности, даже самых мелких, сразу обсуждают, к чему они могут привести и как избежать негативных последствий. Важно, чтобы диалог проходил в дружелюбном тоне, руководитель не читал нотации.
«Диалоги о безопасности — одна из наиболее эффективных практик по развитию культуры безопасного поведения. В 2020 году мы обучили ей руководителей высшего звена, затем начальников цехов, руководителей по производству, руководителей структурных подразделений, а в 2021‑м — линейных руководителей: начальников участков и мастеров», — рассказывает Лидия Бурим, руководитель направления по культуре безопасности на «Атоммаше».
Обучение проходит при поддержке Корпоративной академии «Росатома» и компании «ЭКОПСИ консалтинг», длится два дня. Сначала — работа в аудитории: тренер разбирает с участниками возможные причины небезопасного поведения, объясняет, как его выявлять, как составить план беседы, какие задавать вопросы и как подготовиться к диалогу. Второй день — практика на производстве. Тут нужно определить, совершает ли рабочий небезопасные действия. Если да, обсудить их с ним. «Выяснить ситуацию: может, чего-то не хватает на рабочем месте, проблемы с оборудованием, инструментом, квалификацией персонала, может, в помещении холодно или не хватает света», — продолжает Лидия Бурим.
«Проводить беседы в таком формате у нас в отрасли пока не очень принято. Здесь надо терпеливо задавать вопросы и слушать ответы, а руководители зачастую готовы только отдавать приказы. В подавляющем большинстве случаев у нас руководитель при виде нарушения или пожурит: «Ай-ай-ай, так больше не делай», или дисциплинарную практику применит. Работник, может, и не будет больше повторять эту ошибку, но только из-за страха наказания. Гораздо эффективнее вопросами вывести человека на мысль о том, что он работает небезопасно. Это гораздо ценнее, в голове мысль откладывается лучше, если человек приходит к ней сам», — поясняет Алексей Прудников, куратор направления «Обучение» в проекте по развитию культуры безопасного поведения в Корпоративной академии «Росатома».
Хочешь узнать — спроси
Два ключевых момента для безопасности на производстве — система правил (стандарты и инструкции) и отношение сотрудников к вопросам безопасности. Зачастую работники относятся к правилам формально, они хорошо знают теорию и регламенты, но считают их навязанными сверху и соблюдают неохотно.
«Изначально мы на «Маяке» внедряли культуру безопасного поведения в пяти пилотных подразделениях, сейчас уже распространили проект на все предприятия, — говорит Роман Карамнов, заместитель начальника цеха завода радиоактивных изотопов «Маяка». — Работаем по нескольким направлениям: повышение безопасности рабочих мест, мотивации и вовлеченности, улучшение качества обратной связи. Мы внедрили минутки безопасности и диалоги о безопасности, начали пользоваться досками решения проблем. Также проводили опросы, устраивают ли СИЗ персонал. Так выяснили, например, что сотрудникам не подходит размерный ряд СИЗ и что нужны другие рентгенозащитные жилеты и перчатки. Мы уже провели закупочную кампанию, будем тестировать другие модели. Еще на предприятии проводился опрос по безопасности рабочих мест: удовлетворенность мебелью, освещенностью, уровнем шума. Получили несколько замечаний и оперативно на них отреагировали: на одном из технологических участков сделали ремонт, на другом улучшили освещение, поставили другую мебель. Нам очень помогает доска решения проблем, где работники пишут замечания — например, что на рабочем месте слишком темно. Руководство там же, на доске, отмечает, кто и когда устранит проблему, что именно будет сделано. За прошлый год в нашем подразделении на доске было записано девять проблем, семь из них уже решены, две оставшиеся тоже скоро устраним».
Уберите телефоны
Еще один фактор, который сильно влияет на безопасность, — гаджеты. Руководители отмечают, что в последнее время их сотрудники стали чаще отвлекаться на мобильные телефоны, уведомления и сообщения. Во время проведения диалогов о безопасности руководители напоминают сотрудникам, что использование гаджетов во время работы снижает концентрацию и может привести к травме.
«Мое личное убеждение: многие проблемы с безопасностью у нас связаны с мобильными телефонами. Сотрудники часто по поводу и без повода на них отвлекаются. У каждого телефоны посылают всякого рода звуковые сигналы: звонки, сообщения, напоминания и прочее. Это сбивает с рабочего ритма. Поэтому я прошу своих сотрудников не пользоваться гаджетами во время работы. Иногда даже грожусь забирать телефоны по утрам и возвращать их только в конце рабочего дня. Как правило, нет в телефонах ничего, что требовало бы сиюминутного внимания», — считает Александр Хлытин, замначальника научно-исследовательской лаборатории НЗХК.
Важно, чтобы человек всегда соблюдал правила безопасности, добавляет он. Не только когда опасность очевидна — например, при работе на высоте, а абсолютно во всех ситуациях. Зачастую мелкие нарушения приводят к серьезным несчастным случаям.