Денис Федичкин: «Научные проекты будут реализовываться быстрее, дешевле, лучше»
Как в «Росатоме» идет цифровизация, почему пандемия сыграла на руку ИТ-специалистам, легко ли проходит импортозамещение в сфере компьютерных технологий и зачем нужен цифровой детокс — слово руководителю службы ИТ и цифровизации АО «Наука и инновации» Денису Федичкину.
Переходим на свое
— Вы отвечаете за цифровизацию в научном дивизионе «Росатома». Какие главные задачи стоят перед подразделением?
— В научном дивизионе основной тренд сейчас — развитие ИТ-инфраструктуры и внутренняя цифровизация. Цель — подключить к сложным процессам финансового оздоровления и повышения внутренней эффективности наших организаций самые современные технологии. Мы создаем линейку унифицированных решений, которыми будет пользоваться весь дивизион, а некоторыми из них, возможно, и вся отрасль.
— Расскажите о них подробнее.
— В 2020 году в условиях пандемии мы модернизировали систему дивизиональной видео-конференц-связи. В совокупности с новыми корпоративными средствами коммуникаций сервис сделал взаимодействие между сотрудниками намного эффективнее. На организацию совещания любого уровня сейчас уходят считаные минуты, количество участников не ограничено. В этом году совместно с коллегами из блока HR внедряем линейку цифровых сервисов в области управления персоналом. Самый ее востребованный продукт — личный кабинет работника. В нем можно написать заявку на командировку и отпуск, посмотреть свою зарплату, структуру атомной отрасли, заказать любую справку. Все это делается быстро, интерфейс удобный и интуитивно понятный.
Сейчас мы работаем над созданием единой цифровой экосистемы дивизиона. В ней будет множество ИТ-систем: цифровой ассистент, сеть профессиональных сообществ, система по управлению проектной и инвестиционной деятельностью, система бизнес-анализа, заточенная под финансово-экономический, инвестиционный и коммерческий блоки, система бюджетирования и управления знаниями. Также нам нужно поставить на поток создание цифровых двойников основных исследовательских установок, это позволит перевести ряд дорогих и длительных натурных испытаний в виртуальное пространство, моделировать в «цифре» различные процессы, обучать персонал и привлекать новых потенциальных заказчиков как в отрасли, так и за ее пределами. Часть таких двойников уже создается, часть — пока только идеи. Думаю, что пять — семь лет — реальный срок для воплощения этих планов в жизнь.
— Какие продукты, растиражированные в масштабах отрасли, вы отметите?
— Хорошая платформа «Рекорд» и приложение «Рекорд mobile». Это продукты внутреннего производства, получившие широкое применение у атомщиков. «Рекорд» предназначен как для сотрудников и руководителей, так и для HR-специалистов. Сотрудникам он дает возможность составить и реализовать индивидуальный план развития, карту ключевых показателей эффективности, проходить обучение онлайн. Мне нравится не только образовательный контент на этой платформе, но и удобно выстроенный процесс обучения. Я с помощью «Рекорд mobile» подтянул управленческие компетенции, прокачал навыки переговоров, публичных выступлений.
— Есть в арсенале «Росатома» предложения для решения узких задач продвинутых пользователей?
— «Логос» — очень важный проект, о котором сегодня точно можно сказать, что он хорош, что он получился и будет развиваться. Пакет программ цифрового моделирования и инженерного анализа становится все более популярным, атомщики охотно им пользуются. Это важный проект еще и в контексте импортозамещения. Появляется полноценный отечественный аналог дорогостоящих зарубежных систем. Переход на наши решения не только в части «Логоса», но и в части других классов ПО, в том числе операционной системы и офисного ПО, — жизненная необходимость, залог технологической безопасности и независимости. Мы активно занимаемся импортозамещением. Многие наши продукты еще требуют доработки, у них нет такого удобного функционала, как у иностранных аналогов. В начале пути это нормально. Важно, чтобы была обратная связь, чтобы пользователи из дивизиона и отрасли давали разработчикам отзывы. Такая схема есть, механизмы выстроены.
Принудительный прогресс
— Когда вы поняли, что мир будет цифровым?
— Мне кажется, я это знал всегда. Еще в середине 1990‑х стало ясно, что информационные технологии будут менять мир с большой скоростью. Подростком я много об этом читал, а позже сам стал частью этого мира. Поступил в МИФИ, получил квалификацию «инженер-системотехник» по специальности «вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и сразу начал работать в «Росатоме», именно в сфере ИТ. В профессии я больше 20 лет. Ключевые события тотальной цифровизации наблюдал вместе со всеми. Сначала стали массово доступны персональные компьютеры и интернет, а когда появились смартфоны, к мобильному цифровому взаимодействию подключилось абсолютное большинство жителей развитых стран. По сути, человеку уже сегодня доступно цифровое бессмертие.
— А если говорить о настоящем, от чего зависит цифровой прогресс? На развитие технологий могут влиять процессы извне?
— Да, могут. Один из таких факторов мы наблюдаем последние два года. Пандемия спровоцировала новый виток развития и распространения цифровых технологий. Люди от мала до велика пользуются QR-кодами. С помощью цифровых технологий мы делаем покупки, платим по счетам, записываемся к врачам, посещаем виртуальные выставки и концерты. Люди вынуждены были овладевать новыми инструментами, когда оказались в самоизоляции, начали учиться и работать удаленно. Если бы не пандемия, этот процесс растянулся бы на годы.
— Людей не раздражало, что им пришлось обживать виртуальное пространство?
— Раздражение было. Я видел это и по своим домашним, когда супруга и дети переходили на удаленку, и на примере своих коллег, когда организовывал для них работу из дома. Не все одинаково хорошо и быстро овладевали новыми средствами коммуникаций. Но это было раздражение не столько самими цифровыми технологиями, сколько тем, что процесс первое время не был отлажен. В атомной отрасли тоже были похожие сложности, но отраслевая ИТ-команда смогла вывести удаленный формат работы на хороший технологический уровень.
Интересное время
— Сколько времени ушло у вас на организацию работы коллег на удаленке? Расскажите, как это было.
— Чтобы полностью наладить удаленную работу сотрудников, ИТ-специалистам нашего дивизиона потребовалось полгода. Усилия прикладывали невероятные. Нужно было создавать новую инфраструктуру, ведь не было ни серверных мощностей, ни проработанных решений в области информационной безопасности — а это важный фактор, учитывая то, в какой отрасли мы работаем. В начале пандемии на рынке даже сложно было найти ноутбуки: все крупные компании, как и мы, бросились обеспечивать сотрудников дистанционными рабочими местами. Возник дефицит. Каждый поставщик был на вес золота. Еще нужно было на расстоянии научить людей работать в новых условиях: заходить в программы, запускать процессы. Первое время сотрудники очень страдали от того, что технологии вытеснили реальную жизнь, живое общение, что размылись границы личного времени. Рабочий день, по сути, стал бесконечным.
— Плюсов совсем не было?
— Были, конечно. Просто надо было посмотреть на ситуацию под другим углом. Теперь, спустя почти два года, мы имеем много бонусов. Можем планировать рабочее и личное время так, как это удобно нам, включаться в работу из дома или находясь в дороге. Можно путешествовать, не уходя в отпуск. Технологии позволяют быть мобильным, свободным и все успевать, главное — правильно организовать процессы. И еще один важный плюс — меняется отношение к гаджетам. Раньше многие, попав домой после тяжелого рабочего дня, бежали к компьютеру, телевизору, планшету или залипали в телефоне. Сейчас мы стали понимать, что нужен цифровой детокс, хотя бы на время отключать все цифровые устройства. Уделять время себе и близким.
— Для вас сейчас в профессиональном плане интересное время?
— Я переживаю сложный и интересный период. Мои заказчики, работодатели и сотрудники дивизиона, стали очень требовательными, они постоянно сравнивают наши продукты с лучшими мировыми аналогами, видят, как в мире развиваются технологии, и хотят, чтобы у нас было так же. Мы с коллегами чувствуем себя опорой, важными людьми, с помощью которых научные проекты будут реализовываться быстрее, дешевле, лучше.
— А что вы думаете о сегодняшнем дне как пользователь цифровых систем?
— Радуюсь глобальным онлайн-сервисам и платформам, с помощью которых можно получать доступ с любого устройства к любому медиаконтенту.
Смотрел фильм по телевизору, потом продолжил просмотр с того же самого места, но уже на планшете или запустив сервис с телефона. Коммуникационные платформы позволяют работать с контентом независимо от вида гаджета и местоположения, они делают нашу жизнь комфортной.
— А что будет завтра?
— Думаю, уже в скором будущем мир станет другим за счет применения технологий индустрии 4.0 и иных новых технологий. Многие рутинные профессии исчезнут или будут сильно трансформированы. Самый простой пример: не будет кассиров в магазинах, водителей такси и общественного транспорта. Роботизация всех процессов — ключевой тренд ближайшего времени. То, что мы делаем со смартфонами сегодня, 10 лет назад сложно было представить. Однако это случилось, мы быстро привыкли к новым возможностям и не представляем, как раньше обходились без них. Но в глобальном понимании полностью цифровым мир не будет еще долго, целые народы живут вне этого пространства. Разрыв будет только нарастать, развитые страны будут все активнее оцифровываться, а отстающие — отставать все больше и больше.
Таисия Пискурева
Начальник отдела информационных технологий, НИИП
— Я фанат всего нового и прогрессивного. За время пандемии научилась руководить подчиненными в удаленном режиме, оптимизировать коммуникации. Слежу за новыми онлайн-курсами, читаю статьи о новых цифровых решениях в российских и зарубежных СМИ, сама публикую заметки с личным опытом на эту тему. Важная задача в решении задач цифровизации — наличие в организации менеджеров, разбирающихся в цифровых бизнес-процессах предприятия. Для этих целей идеально подходит платформа «Рекорд» и онлайн-тренинги, которые проводят Корпоративная и Техническая академии «Росатома». Эффективную коммуникацию между сотрудниками мы обеспечиваем с помощью сервиса Atom Space и видео конференц-связи. В удаленном режиме работаем, используя различные технологии для защиты информационных ресурсов и систем. Для ядерного объекта информационная безопасность имеет стратегическое значение. Чтобы ее добиться, применяем криптографические средства, используем электронные цифровые подписи, идентификацию и проверку подлинности, проводим импортозамещение программного обеспечения.
Азамат Беданоков
Заместитель генерального директора по международной и коммерческой деятельности, ТРИНИТИ
— Сейчас мы прорабатываем концепцию новой платформы для учета исследовательского оборудования, ее создают специалисты коммерческого блока совместно с сотрудниками научного блока нашего института. Сервис будет отслеживать загрузку оборудования, обеспечит его метрологическое сопровождение и будет регулировать процесс записи на исследования, в том числе для внешних заказчиков и на коммерческой основе. Платформа будет оснащена унифицированной системой сбора, обработки и хранения информации для экспериментальной стендовой базы ТРИНИТИ. После апробации платформы у себя предложим ее другим институтам дивизиона и организациям отрасли. Также мы разработали концепцию единого вычислительного центра, чтобы обеспечить потребности научного дивизиона в вычислительных мощностях таких перспективных направлений, как термоядерный синтез, водородная энергетика, ВЭ ЯРОО, где необходимо создать цифровые имитационные платформы и инструментарий для моделирования процессов и проведения экспериментов. Для продвижения продукции на коммерческие рынки мы используем инструменты цифрового маркетинга: разработали новый сайт, зашли в соцсети, создаем новый интерактивный каталог продукции и рекламные 3D-видеоролики. Разработали научно-учебную программу и прописали сценарии экспериментов для создания научно-учебных лабораторий виртуальной и дополненной реальности в области физики плазмы.
Михаил Дробышев
Инженер по сопровождению вычислительных процессов, ФЭИ
— Я прошел несколько онлайнкурсов на платформе «Рекорд mobile». Выбрал направления по анализу больших данных, информационной безопасности, цифровой трансформации. Получил много новой информации и систематизировал знания, которые у меня уже были. Я оценил удобство ресурса: можно остановиться, когда нужно, и вернуться к лекции, когда выдалось свободное время. Можно проверить, хорошо ли усвоил материал, с помощью тестов. В ближайших планах — познакомиться с программным продуктом «Логос», займусь этим, как только представится возможность.