Что обсуждали на форуме «Арктика: настоящее и будущее»

Основной темой прошедшего в начале декабря XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» стало обеспечение круглогодичного судоходства на СМП. Все, кому придется воплощать этот проект в жизнь, считают, что существующей инфраструктуры недостаточно. Главная проблема — ​нехватка ледоколов.

Спасатель «Вайгач»

Ситуацию, которая сложилась осенью этого года с доставкой грузов по Северному морскому пути, уже назвали певекским кризисом. Певек, город на Чукотке, на всю страну заявил о дефиците продуктов.

Одна из предпосылок кризиса — ​старт сразу нескольких крупных проектов, которые необходимо обеспечивать грузами. В частности, на Чукотку везут оборудование и материалы для строительства ЛЭП и Баимского ГОКа — ​в будущем самого масштабного горнодобывающего объекта в регионе.

В ноябре, понадеявшись на легкую ледовую обстановку, на Севморпути застряли 24 судна. Героем спасательной операции стал атомоход «Вайгач», который сначала провел караван из пяти судов от Певека на восток, до мыса Дежнева, затем — восемь судов на запад. 6 декабря караван возглавил ледокол «Таймыр», а «Вайгач» ушел на работу в Енисейский залив. 7 декабря теплоходы достигли чистой воды. В спасении других судов участвовали атомоход «Ямал» и дизельный ледокол «Новороссийск». К 10 декабря все были освобождены. Несколько судов вынужденно вернулись в Архангельск и Мурманск, потому что провести их на восток пока некому.

Усилить централизацию

В 2018 году президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить к 2024 году среднегодовой объем перевозок по СМП с 30 до 80 млн т. К 2030 году планируется нарастить грузопоток до 150 млн т, к 2035‑му — ​до 250 млн т. Для этого нужно организовать круглогодичное судоходство по всей акватории СМП. Как выполнить задачу и не допустить повторения кризиса, обсудили на форуме.

Вопросы сложные. Первый заместитель губернатора Чукотского АО Илья Давиденко не смог ответить на них «СР», сославшись на то, что пока в правительстве округа идут совещания. Следивший за обсуждением телеграм-­канал «Капитан Арктика» предложил после форума свои варианты для голосования (см. инфографику). Больше всего читателей поддержали централизацию управления на СМП.

О необходимости централизации заявил на пленарной сессии форума министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков: «Правительство ведет работу по повышению эффективности — ​управления развитием Севморпути, управленческих решений, планирования, прогнозирования — ​в рамках меньшего количества центров управления, с тем чтобы достичь поставленных целей по перевозке 80 млн т в 2024 году. В СССР максимальный грузопоток был 7 млн т, сегодня уже 33 млн т. Это, конечно, большая возможность, но и большой вызов».

Заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции СМП Вячеслав Рукша отметил, что важен баланс централизации и децентрализации. Но подтвердил, что доставка грузов жизнеобеспечения должна быть централизованной: «У нас по закону чуть ли не руководитель улуса отвечает за эту доставку. Консолидация этого грузопотока нужна. Спасибо Минвостока и Арктики за большую работу, которую они делают, чтобы понять, что это за грузы и где они формируются». Что же касается коммерческих грузов, то, уверен Вячеслав Рукша, все грузоотправители усвоят урок и в следующем году закажут ледокольную проводку заранее.

Нужны новые атомные ледоколы

Одного улучшения администрирования перевозок недостаточно — ​для грузооборота 80 млн т требуется больше ледоколов. Во второй половине 2020‑х «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» выведут из эксплуатации, а грузопоток продолжит расти. К 2030 году «Атомфлот» будет располагать семью ледоколами. Пять из них обеспечат работу газовых, нефтяных проектов и проектов «Норникеля» в Карском море, один — ​Баимского ГОКа. Ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер» будет водить газовозы на восток с коммерческой скоростью в те периоды, когда другим ледоколам обеспечить проводку в восточных сегментах СМП будет сложно.

Вячеслав Рукша сказал, для трафика 110 млн т к 2030 году необходимо еще минимум два атомных ледокола. Без них восточный маршрут не будет обеспечен регулярной ледокольной проводкой. Кроме того, нужно четыре двухтопливных (дизель и СПГ) ледокола. Они заменят атомные на коротких дистанциях — ​в портах и на подступах к ним, так как на долгие переходы у них не хватит топлива. «Иначе мы будем иметь ограничение круглогодичной навигации. Поэтому хотелось бы, чтобы необходимые решения были приняты. Такой скромный набор — ​плюс шесть ледоколов — ​и мы точно обеспечим партнеров своевременной проводкой», — ​подытожил Вячеслав Рукша.

В «Росатоме» уже приняты решения, разрешающие инвестиции в строительство ледоколов на СПГ. Но для того чтобы вовремя построить атомные ледоколы, нужна поддержка из госбюджета, поэтому финансирование необходимо обсуждать уже сейчас. Тогда можно участвовать в формировании бюджета в 2022 году и получить лицензию в 2023‑м.

Где строить суда?

Одна из причин дефицита ледоколов и в целом судов для работы на СМП — ​нехватка судостроительных мощностей. Чтобы получить суда вовремя, приходится заказывать их за рубежом. Ситуация, по-видимому, в ближайшее время не улучшится. Так, зампредседателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-­Петербурга Алексей Яковлев сообщил, что верфи в городе будут модернизированы, но о расширении их мощностей у него информации нет.

По словам директора Центра арктических инновационных технологий СПбГМТУ Феликса Шамрая, построить верфь можно за два года: год уйдет на проектирование, год — ​на строительство. Инвестиции — ​90–100 млрд руб­лей. С возведением верфей, считает он, справятся структуры «Росатома»: «Ваш «Атомстройэкспорт» прекрасно может построить верфь. Это тоже сооружение, как и атомная станция, только намного проще. А кто будет заказчик — ​вопрос. По моему мнению, лучший заказчик — ​тоже «Росатом».

В целом, считает Вячеслав Рукша, безопасное круглогодичное судоходство по СМП вполне возможно: «Экономика транспортного процесса даже через тяжелые двухметровые льды будет эффективна, и как минимум регионы Северного Китая, Кореи и весь регион Балтийского моря мог бы пользоваться проходом по акватории Северного морского пути».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: