Спасение Чукотки: как решается проблема доставки продуктов в Певек и Билибино

На Чукотке постепенно снижается напряженность из-за задержки поставок продовольствия в рамках северного завоза. Проблема коснулась и «Росатома», у которого в Билибине и Певеке размещены атомные станции. Мы узнали, какие меры приняты, чтобы не допустить нехватки продуктов и обеспечить выполнение коммерческих проектов. В частности, «Атомфлот» сообщил, что 20 ноября ледокол «Вайгач» завершил транзитную проводку каравана из пяти теплоходов.

Причины дефицита

Первые признаки кризиса проявились еще в середине года. Обычно в это время на Чукотке начинается северный за-воз — поставка по морю продуктов, непродовольственных товаров, оборудования, стройматериалов и проч. Но этим летом в чукотские порты приходило втрое меньше судов, чем обычно. Сошлись сразу несколько причин.

В марте Суэцкий канал был перекрыт севшим на мель контейнеровозом Ever Given, оборот грузовых судов и контейнеров снизился, а цены на морские перевозки выросли. Поставки по всему миру были задержаны или перенаправлены на другие маршруты, в частности по Транссибу. Из-за наплыва клиентов российская таможенная и пограничная инфраструктура в портах и на наземных погранпереходах оказалась перегруженной, образовались очереди.

Параллельно в Китае в связи с дополнительными санитарными мерами из-за коронавируса стали гораздо медленнее обрабатывать грузы. В России из-за пандемии были отменены несколько морских рейсов с грузами для Чукотки.

Ко всему прочему в сентябре в Арктику неожиданно рано нагрянули холода. «Зима у нас началась почти на месяц раньше обычного. В прошлом году 5 ноября еще снега не было, а в этом 22 сентября снег выпал и уже не растаял, температура опускалась до –23 °С. Толщина льда возле Певека сейчас 45–50 см», — рассказывает глава городского округа Певек Иван Леюшкин.

Ухудшение ледовой обстановки в Арктике привело к тому, что суда не могли сами пройти по СМП, спрос на ледоколы резко и очень рано вырос, их стало не хватать: и атомных (владелец — «Атомфлот»), и дизельных («Росморпорт»). «Фактически уже с начала ноября на некоторых участках движение без ледокольной проводки невозможно. Несмотря на это предприятие выполняет контрактные обязательства и обеспечивает безопасное мореплавание в акватории Севморпути», — комментирует гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка.

Ситуацию обострил ремонт взлетно-посадочной полосы в аэропорту Певека, который пока не может принимать большие самолеты. Возникли перебои даже с пассажирскими рейсами.

«Кончилась капуста, морковь, лук, яблоки»

В сентябре на портале Change.org была размещена петиция. Ее автор Светлана Карева пишет: «Практически во всех поселках и селах Чукотского АО отсутствуют овощи и фрукты, молочная продукция и яйца, которые входят в перечень социально значимых. За период летней навигации 2021 года в поселок Провидения прибыл один корабль. В ноябре планируют второй. В период между кончились капуста, морковь, лук, яблоки… Яиц и молочной продукции тоже нет. Заканчивается картофель, который остался лишь в одном из магазинов. Подходит к концу свинина. Баранины нет, рыбы почти нет».

С октября о проблеме стали писать СМИ, к поискам решения подключились федеральные чиновники. В середине ноября отгрузки с задержкой, но шли. Губернатор Чукотки Роман Копин в своем инстаграме фиксировал ритм прибытия судов. «С восточного направления планируется еще пять судозаходов в Певек. Сейчас идет разгрузка в порту сухогрузов «Турухан» и «Радик Баширов». 15 ноября под разгрузку встает «Седов». Работаем над решением проблемы с заходом в Певек теплохода «Гаврилов», — писал он 11 ноября.

18 ноября Роман Копин сообщил, что в регион завезено 100 % топлива и 17 тыс. т продовольствия, в том числе 4,9 тыс. т социально значимых грузов. «Этого достаточно для обеспечения населенных пунктов до следующей навигации и сдерживания роста цен», — пишет губернатор. Суда с грузами для инфраструктурных и инвестиционных проектов (Баимского ГОКа, золотоизвлекательной фабрики на месторождении Кекура, ЛЭП Певек — Билибино) ждут своей очереди, так как по зимникам негабаритные грузы доставить невозможно.

Артем Геодакян/ТАСС
Грузы идут

Ситуация в Билибине постепенно улучшается. «Основной объем грузов, в том числе социально значимых, мы завезли, — рассказывает глава Билибинского муниципального района Евгений Сафонов. — Поставки идут по трем направлениям. Колымская судоходная компания отправляет нам грузы из Магаданской области через Колыму и поселок Черский. Потом они идут по круглогодичной дороге Черский — Билибино. Так мы завезли овощи. Часть грузов идет через Певек из Владивостока и Архангельска. Из 1250 т плановых завезли около 1000 т. В принципе, у нас всего достаточно. Часть наших грузов уже на складах Певека. Когда откроем зимник — в конце января, возможно, раньше, — спецтранспортом перевезем оставшееся в Билибино.

В конце января открывается зимник до Якутии — для нас это практически центральные регионы страны. По зимникам до конца апреля машины к нам идут из Магадана, Якутска, Хабаровска». По словам Евгения Сафонова, задержка поставок билибинских грузов — около полутора месяцев.

В Певеке ситуация остается непростой. «Сейчас пять кораблей стоят в Архангельске, два подходят со стороны Владивостока, ждут помощи и решений по ледокольной доводке. Ситуацией занимаются губернатор, министр и полпред», — говорит Иван Леюшкин.

«Гаврилов» до Певека, как надеялся губернатор Чукотского АО, так и не дошел, отправившись в поселок Эгвекинот. «Там он разгрузится, и грузы — мука, окорочка — пойдут к нам по зимнику. Но они хотя бы уже на Чукотке», — радуется Иван Леюшкин. Расстояние между Эгвекинотом и Певеком, по его прикидкам, 1000–1200 км. Зимник появится ближе к февралю. Запасов муки хватит месяца на два, и Иван Леюшкин рассчитывает взять продукты в долг у Билибинского района, предварительная договоренность есть.

«Чаунская торговая компания завезла практически все грузы, мы ожидаем два контейнера из Архангельска с замороженным мясом и из Владивостока пять контейнеров с соками, молоком, майонезом, яйцами, колбасой. «Аркадий Чернышев» идет к нам из Владивостока, его сопровождает ледокол «Новороссийск», — рассказывает Иван Леюшкин. — Мы уверены, что он дойдет и продукцией нас обеспечит».

Обычно в Певеке навигация закрывается 28 октября, максимум 1 ноября. В этом году в октябре отгрузки только начались. «Задержка, я считаю, составит не меньше двух месяцев», — оценил глава Певека.

Северный ассортимент

Местные жители, в том числе сотрудники предприятий «Росатома», по-разному описывают последствия задержек северного завоза.

По словам ведущего специалиста группы по связям с общественностью Билибинской АЭС Елены Теряевой, летом были проблемы, в Билибине не было картофеля и лука больше месяца.
«Если они и появлялись, то завозились только самолетами. А это сразу другая цена: 450 рублей стоит доставка килограмма груза самолетом, в итоге летом картошка стоила 600–700 рублей. Да и ее не могли купить, потому что как раз на добывающие проекты привезли рабочих, и они ходили за продуктами в наши обычные магазины», — рассказывает она. Ситуация выправилась только в сентябре — октябре, когда началась навигация. Билибинская торговая компания, которая получает бюджетные дотации, начала поставлять грузы по гораздо более низким ценам: картофель по 120 рублей, лук — по 150. Выручает билибинцев и местное тепличное хозяйство «Росинка». Оно получает дотации на электроснабжение и тепло и почти круглый год обеспечивает жителей свежими овощами по приемлемым ценам (огурцы, к примеру, стоят около 100 рублей за килограмм).

«В наших магазинах ассортимент обычный, какой бывает после навигации. Овощи и молочные продукты, соленья уже есть, качество хорошее, сливочное масло вкусное брала. Даже такие нежные продукты, как виноград, сливы и хурма, вид имеют вполне приличный и на вкус приятные, — отмечает жительница Певека  Галина Асабина. — Конечно, это не магазин Краснодарского края, не всегда есть возможность все свежим держать. Но есть сухая морковь, свекла, картошка. А за витаминами мы в тундру ходим, не ленимся, заботимся о своем здоровье». Правда, Галина Асабина согласилась, что «в этом году с самолетами (ими в Певек доставляют свежие фрукты. — «СР») было не очень».

Сотрудник группы дефектоскопии металлов и технического контроля ПАТЭС Федор Лобанов, напротив, качество и количество продуктов раскритиковал: «Пока все не очень хорошо. Полки полупустые, свежие продукты, которые привозят в Певек, перемерзают. Купил колбасу, открыл — а она уже некачественная, чуть ли не с плесенью».

Проблема с отгрузками сказалась и на дивизионах «Росатома». Так, «Русбурмаш» для выполнения контракта с горнодобывающей компанией «Баимская» повез оборудование (буровые станки, расходные материалы и проч.) через Находку и затем Певек. Из-за высокой загрузки пришлось отправлять контейнеры тремя судами. Одно уже разгрузилось, второе проходит разгрузку в Певеке, третье только отправилось туда. «В этом году очень сложно с перевозками, логистика больше напоминает спецоперацию», — говорит гендиректор «Русбурмаша» Глеб Носырев.

Караванные пути

На СМП сейчас работают атомные ледоколы «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». В начале декабря к ним присоединится «Арктика» и «50 лет Победы». 20 ноября «Вайгач» завершил транзитную проводку каравана из пяти теплоходов: UHL Fusion, Golden Pearl, Golden Suek, Nordic Qinngua, Nordic Nuluujaak. Возле мыса Дежнева они продолжили движение самостоятельно, а «Вайгач» пошел к Певеку. Там будет сформирован караван из трех судов («РЗК Константа», «Турухан», «Григорий Шелихов») для проводки на запад. В районе Новосибирских островов к каравану присоединится Kumpula, «Селенга», «Владимир Русанов», «Северный проект», «Механик Пустошный».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: