Спецрейсы без задержки: особенности перевозки опасных грузов

В петербургском филиале Технической академии «Росатома» прошел XV Международный ядерный форум «Атомтранс». Особенности работы в период пандемии, реформа в сфере перевозки радиоактивных материалов, современные технические средства повышения безопасности во время перемещения опасных грузов и другие темы обсудили представители бизнеса и госструктур.

Участвовать в форуме можно было очно и дистанционно. Организаторы хотели привлечь как можно больше представителей рынка: из-за пандемии форум на год поставили на паузу, и было важно, чтобы перезагрузка получилась удачной. Так и вышло: на «Атомтрансе‑2021» собрались 150 специалистов и экспертов из 12 стран.

Реформа спецперевозок

«Росатом» представлял директор департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Сергей Райков. «Форум получился полезным в плане новых партнерских связей, — ​сказал он «СР». — ​Здесь собрались наши потенциальные заказчики, которым «Росатом» интересен как перевозчик ядерных материалов, а мы, в свою очередь, обратили внимание на компании, у которых сами могли бы заказать специализированные автомобили».

В сфере перевозок ядерных материалов с 2019 года идет реформа. Раньше на каждом предприятии госкорпорации был цех или отдел, который занимался транспортировкой радиоактивных материалов: руды, концентратов урана, гексафторида урана, свежего и отработанного топлива, радиоактивных отходов. В рамках реформы перед специалистами департамента ядерной и радиационной безопасности поставили задачу создать единую федеральную сеть для перевозки спецгрузов во главе с оператором «Атомспецтранс». Для начала собрали спецтехнику, рассредоточенную по предприятиям отрасли. С этого года начался второй этап преобразований: теперь нужно сделать так, чтобы все филиалы «Атомспецтранса» были оснащены современными спецсредствами и машинами.

Апгрейд для маневра

«Реформа направлена на повышение безопасности спецперевозок, — ​продолжает Сергей Райков. — ​Наши автомобили пройдут апгрейд: в них появится современная проводка, бронирование, защитные материалы. Этой работой занимаются коллеги из «Элерона». Обновим и вагонный парк. Все транспортные средства оснастим по-современному: удобная система навигации, которая будет видеть машину на каждом отрезке маршрута, оцифрованная логистика перемещений. Мы ждем, что результатом второго этапа реформы станет появление мультимодальных контейнеров, в которые можно загружать ядерные материалы и потом без опасений везти их хоть на корабле, хоть на самолете, хоть на машине».

Испытание пандемией

Ядерный форум проводится уже 15 лет. На предыдущих встречах чаще поднимали вопросы рядовые: законодательное регулирование процессов перевозки или научно-­технические нюансы. В этот раз игроки рынка рассказывали, как проходят испытание пандемией.

«Мы не можем остановить перевозки, даже если свирепствует инфекция, — ​говорит Сергей Райков. — ​Мы ведь доставляем топливо на АЭС, выполняем обязательства по гособоронзаказу, снабжаем отечественные и зарубежные промышленные предприятия, учреждения науки и медицины. За последние два года не отложили ни одного рейса в России или за рубежом. Хотя порой было сложно: режимные ограничения, между рейсами — ​две недели карантина. А у нас сотрудники постоянно в разъездах. Пришлось учиться планировать перевозки не на год вперед, как всегда, а на три месяца. Каждую неделю проводили медосмотры водителей и сопровождающих, влились в прививочную кампанию. Длинные рейсы, которые раньше делали только железнодорожным и автотранспортом, начали дробить: часть пути по морю, часть по железной дороге, часть по автомобильной трассе».

Страховка на дорогах

Несколько секций и круглых столов были посвящены аварийному реагированию, оценкам риска при перевозках и контролю следования грузов. Как раз накануне форума департамент ядерной и радиационной безопасности отправил в рейсы по разным направлениям 40 единиц транспорта с ядерными материалами.

«Центральная площадка Аварийно-технического центра «Росатома» находится в Санкт-­Петербурге, а по всей стране есть филиалы, — ​говорит Сергей Райков. Они нужны, чтобы подстраховать экипажи во время опасных ситуаций и не допустить, чтобы пострадала окружающая среда. Все водители, отправившиеся в рейс, понимают: случись беда — ​в любой точке страны им придут на помощь. Для нас предмет особой гордости то, что наши аварийные службы оттачивают мастерство только на учениях и тренировках. Им ни разу не пришлось работать в реальной ЧС».

Слова Сергея Райкова подтверждает и зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. В своем докладе он сообщил, что за более чем 70‑летнюю историю массовых перевозок радиоактивных материалов в стране не было ни одного случая серьезного радиологического воздействия. «Это свидетельство высочайшего уровня безопасности в атомной отрасли, — ​подчеркнул он. — ​Это труд десятков тысяч людей — ​инженеров, рабочих, организаторов атомной отрасли, развитие которой поддерживается президентом и правительством России. Совет Федерации продолжит оказывать содействие «Росатому» в области развития ядерной энергетики в нашей стране и за рубежом, в том числе в принятии всех возможных мер, направленных на повышение безопасности транспортирования радиоактивных материалов».

Для участников и гостей форума был организован техтур в Аварийно-технический центр. Подразделение создано для аварийно-спасательных и других неотложных работ при радиационных авариях. Входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На базе АТЦ «Росатома» действует учебно-методический центр подготовки спасателей «Атомспас».


СПРАВКА

Департамент по ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности «Росатома» отвечает за организацию и обеспечение безопасности транспортирования ядерных и других радиоактивных материалов. Участвует в разработке норм и правил перевозок, проводит экспертизы безопасности и сертификацию транспортных упаковочных комплектов, обеспечивает аварийную готовность к ликвидации последствий аварий при перевозках радиоактивных материалов. Федеральные правила по ядерной и радиационной безопасности при перевозках радиоактивных материалов на всех видах транспорта соответствуют рекомендациям МАГАТЭ.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Технологии
Морской коктейль: что ловят сорбентами крымские радиохимики
Технологии
Повелители искусственного солнца: ученые научились управлять плотностью плазмы
Люди
Научиться управлять ​страной и самолетом: о чем мечтают победители пятого сезона «Лидеров России»
Федеральный номер «Страна Росатом» №8 (616)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №8 (616)

О чем мечтают победители пятого сезона «Лидеров России» — стр. 6

О Корочке Дау, Мусеньке Люсеньки и Ане птицы-Капицы — стр. 7

Скачать
Научное приложение «СР Лаборатория» №1–2 (108–109)
Скачать
Научное приложение «СР Лаборатория» №1–2 (108–109)

Морской коктейль: что ловят сорбентами крымские радиохимики — стр. 3

МИФИ делает микроэлектронику все миниатюрнее — стр. 6

Скачать
Новости
«Росатом» стал лучшей просветительской компанией 2023 года
Показать ещё