Полярные звезды: кто присматривает за 22 маяками на Севморпути

Маяки придумали тысячи лет назад. Они давно стали не только средством навигации, но и романтическим символом: им посвящают песни и стихи, их изображения коллекционируют, по ним проводят экскурсии. В ведении «Росато­ма» — ​22 маяка в акватории Севморпути. Мы узнали у специалистов Гидрографического предприятия, чем отличаются северные маяки от южных, от чего зависит цвет сигнала, когда на СМП появятся новые навигационные сооружения и какой «атомный» маяк самый красивый.

Что считать маяком

Это капитальная постройка башенного типа, зрительное средство навигационного оборудования (СНО), являющееся дневным и ночным ориентиром. Маяки, как правило, расположены обособленно и ярко окрашены, чтобы выделяться на окружающем фоне.

В отличие от других СНО — ​например, навигационных знаков, — ​маяк всегда оборудован источником света. «Дальность видимости маяка — ​не менее 10 морских миль (чуть больше 18 км. — «СР»). Но может быть и больше, это зависит от рельефа и маршрутов судов: например, если суда движутся далеко от побережья, свет маяка нужен мощнее», — ​объясняет Борис Васильев, главный специалист отдела СНО Гидрографического предприятия.

Что показывает

«Всем показывает свет — ​здесь опасно или нет», — ​писал про маяки Владимир Маяковский. На самом деле эти строки относятся лишь к маякам с секторным освещением. Сектора таких маяков светят разными цветами и обозначают опасности для судна: например, подводная гряда камней будет освещаться красным цветом, а безопасный участок — ​зеленым.

На СМП большинство маяков — ​с круговым освещением: они светят одним цветом и нужны для того, чтобы мореплаватели могли точно определить свое местоположение. При этом огонь разных маяков может быть разного цвета: белого, красного, зеленого, желтого и даже синего. «Цвет каждого маяка выбирается с учетом дальности видимости огней. Например, возле населенных пунктов преобладают белые огни, там белый огонь маяка будет малоприметен — ​поэтому выбирают красный. А в районе расположения высотных сооружений, вершины которых по требованию авиационной безопасности должны быть обозначены красным огнем, маяк будет светить другим цветом», — ​рассказывает Борис Васильев.

Еще маяки с круговым освещением могут светить не постоянно, а с проблесками: световой сигнал разной интенсивности подается через определенные интервалы. Это нужно, если несколько маяков расположены рядом: зная проблесковый период, который является индивидуальной характеристикой маяка, капитан сможет отличить маяки друг от друга.

Заброшенный маяк, мыс Лихачева
Как устроен

Главная часть маяка — ​конечно, источник света. В древности на вершине маяков разводили огромные костры, свет от которых усиливался с помощью системы зеркал. Затем начали использовать керосинные и ацетиленовые горелки. В начале XIX века была изобретена линза Френеля — ​такие линзы многократно увеличивали силу света горящего фитиля. Позже на маяках стали появляться электрические фонари, в XX веке применялись лампы накаливания. Сейчас используются светодиодные лампы — ​их нужно менять раз в 10 лет.

Раньше огонь на маяке поддерживал смотритель. Теперь все автоматизировано. На маяках в акватории СМП смотрителей не было никогда. Это связано в первую очередь с удаленностью и труднодоступностью маяков, а также с тяжелыми условиями работы на Крайнем Севере. Маяки на Севморпути с 1960‑х годов работали на радиоизотопных источниках питания — ​РИТЭГах. В 1990‑е вышел срок их службы, и РИТЭГи заменили ветряными генераторами и солнечными панелями. «С ветряками оказалось сложнее, они требовали частого технического обслуживания и чаще ломались. Сейчас все маяки на Севморпути работают на солнечных панелях», — ​говорит Борис Васильев. За долгий полярный день аккумуляторы накапливают нужное количество энергии и заряжают фонари маяков на всю полярную ночь. Для этого используются кислотные и щелочные аккумуляторы, специально подготовленные для работы при низких температурах, а их количество рассчитывается исходя из потребности в электроэнергии.

Северные башни

Конструктивно северные маяки мало чем отличаются от остальных. Разве что материалом: на побережье в основном это кирпич и дерево — ​металл в арктическом климате быстрее разрушается. В акваториях портов ставят металлические конструкции, но со специальным покрытием.

Строительство маяков на северных морях началось еще во времена Петра I. На Белом море есть маяки, которым больше полутора веков. На Северном морском пути маяки появились гораздо позже — ​в 1930‑е годы, когда началось промышленное освоение СМП. Сейчас в акватории Севморпути находятся 1022 единицы СНО, из них 22 — ​маяки.

Кто за ними присматривает

В России все маяки находятся в ведении трех структур. За маяки на СМП отвечает «Росатом», за остальные маяки на побережьях морей — ​Минобороны, за речные маяки — ​Минтранс.

Подведомственные «Росатому» сооружения обслуживают сотрудники Гидрографического предприятия: проводят техобслуживание, ремонтируют и красят, проверяют заряд батарей, при необходимости меняют светооптическое оборудование. Все маяки СМП труднодоступные, добраться до них непросто. Весной, пока не сошел лед, используется санно-­тракторный поезд — ​трактор-­вездеход, к которому прицеплены сани с жилым блоком. В летнюю навигацию обслуживание производят с помощью судов. Судно подходит к побережью в районе расположения маяка, и на берег высаживается лоцмейстерский отряд — ​специалисты, отвечающие за исправность навигационного оборудования.

Техобслуживание нужно проводить ежегодно, но не всегда это возможно. «Причины разные, в основном плохие метеоусловия: например сильная волна, которая не дает высадиться на берег, — ​рассказывает Борис Васильев. — ​А бывает и так, что на острове отряд встречает белый медведь. Деться животному летом некуда: будет здесь жить, пока не встанет лед. В этом случае обслуживание переносится на следующий год: время на работы ограничено периодом летней навигации, а жизнь сотрудников важнее».

Маяк на острове Вилькицкого — один из самых фотогеничных
Новым маякам быть

Специалисты Гидрографического предприятия анализируют изменения в режиме судоходства и появившиеся навигационные опасности, собирают заявки от капитанов. После этого может быть принято решение о строительстве нового маяка. Затем на месте проводят инженерно-­изыскательские работы, пишут техзадание, и только после этого начинается строительство.

«Сейчас на СМП идет оптимизация средств навигационного оборудования, — ​объясняет Борис Васильев. — ​Там, где маяки и другие СНО не нужны, их упраздняют. Там, где появляются новые маршруты, ​например в местах новых разработок, ​устанавливаются и новые СНО». Сейчас есть планы по установке новых навигационных знаков в районах строительства портов на побережье акватории СМП — ​терминала «Утренний», порта Бухта Север, универсального морского терминала в районе мыса Наглейнын, грузового порта-хаба Булунского района.


ТОП-5 МАЯКОВ СЕВМОРПУТИ

Самый высокий — ​маяк на острове Муостах, 34 м. Расположен в акватории моря Лаптевых, в бухте Тикси. Дальность действия — ​17 миль. В переводе с якутского «муостах» — ​«рогатый».

Самый исторический — ​маяк — памятник Дежневу, высота 10 м. Установлен в 1956 году в Беринговом проливе в четырех милях западнее крайней восточной точки России — ​мыса Дежнева. Дальность действия — ​14 миль. На одной из сторон памятника в небольшой нише находится бюст Дежнева, под ним — ​памятная доска. Кстати, этот маяк — ​самый восточный памятник в стране.

Самый красивый (выбор сотрудников Гидрографического предприятия) — ​маяк на острове Вилькицкого, высота 32 м, дальность действия — ​17 миль. Расположен в акватории Карского моря. Назван в честь гидрографа и геодезиста Андрея Вилькицкого.

Самый северный — ​маяк на северной оконечности острова Дунай-­Арыта, в группе островов Дунай в северной части дельты реки Лены, в море Лаптевых. Его высота — ​33 м, дальность действия — ​17 миль.

Самый «гендиректорский» — ​створ на мысе Лихачева. Высота переднего створного светящего знака — ​9 м, дальность действия — ​8 миль. Высота заднего створного светящего знака — ​11 м, дальность действия — ​8 миль. Мыс назван в честь вице-адмирала русского флота Ивана Лихачева — ​знаменитого однофамильца главы «Росатома» Алексея Лихачева.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (508)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (508)

О программе перспективных исследований и международном сотрудничестве —  стр. 8

В «Росэнергоатоме» проходят онлайн-соревнования
по безопасности — стр. 12

Несбывшиеся прогнозы развития советского атомпрома: что не учли аналитики ЦРУ —  стр. 15

Скачать
История Люди
Взрывная энергия Георгия Цыркова: 100 лет со дня рождения ученого
История
Несбывшиеся прогнозы развития советского атомпрома
События
Ударим по астероиду: новости недели, которые стоят внимания
Главное Технологии
В «Росатоме» разрабатывают программу исследований на МБИРе до 2040 года
События Технологии
Как решить проблему переработки композитных материалов
Показать ещё