На Машиностроительном заводе планируют включить в ДМС пункт о реабилитации переболевших ковидом

Профсоюзу Машиностроительного завода исполнилось 100 лет. Это старейшая профсоюзная организация в отрасли и одна из самых многочисленных — ​в ней состоит около 8 тыс. человек, 96 % сотрудников предприятия. Здесь были заложены основы профсоюзного движения отрасли: на заводе первыми заключили коллективный договор и создали систему добровольного медицинского страхования, с помощью которой оплачивают сотрудникам дорогостоящее лечение. В этом году в договор с руководством завода планируют внести пункт о реабилитации переболевших ковидом.

Машиностроительный завод — ​до революции завод купца Николая Второва по изготовлению боеприпасов — ​национализировали в 1918 году. В конце 1920-го рабочие впервые избрали профсоюзный комитет. Время было непростое: шли массовые увольнения, зарплаты были мизерными. Главной задачей профсоюза было убедить рабочих взять на себя повышенные обязательства, чтобы увеличить производственные показатели. Такова была установка партии в эпоху индустриализации.

Только к 1950-м годам профсоюзное движение в стране из формального превратилось в реальное. Организация МСЗ была в первых рядах: с 1951 года на заводе стали заключать коллективные договоры с четко прописанными обязательствами администрации и сотрудников. В 1958-м появилось «Положение о правах фабричного, заводского и местного комитета профессионального союза». Оно повысило авторитет профкомов и гарантировало улучшение условий труда и быта атомщиков.

Сила Каллистова

«В середине 1940-х завод перестал производить боеприпасы и вошел в первый атомный проект, — ​рассказывает председатель первичной профсоюзной организации МСЗ Валерий Прокопов. — ​Директором завода назначили Анатолия Каллистова. Он организовал и отладил производство урановых блоков, при этом много внимания уделял социальной политике. При нем активно строили жилье для сотрудников, появился машиностроительный техникум, стадион. В 1959 году Анатолия Каллистова избрали главой отраслевого профсоюза. На этом посту он проработал почти 30 лет. Организовал массовое жилищное строительство в атомградах, строительство здравниц, детских лагерей, теплиц, дач, выбил множество надбавок за работу во вредных условиях. Профкомы всех атомных предприятий работали с ним в тесной связке».

Валерий Прокопов в профсоюз вступил, будучи молодым специалистом, в середине 1970-х годов. Тогда все сотрудники были членами профсоюза. «В СССР профсоюз был частью госсистемы, сопровождал человека с рождения до смерти, — ​вспоминает Валерий Прокопов. — ​Организация контролировала и распределяла весь фонд социального страхования, а это миллионы рублей. Решала, где строить культурные и спортивные объекты. Профсоюзы доставали дефицитные товары и путевки в санатории. Отлаженную систему сломала перестройка. В 1990-е инфляция скакала так, что никакая индексация за ней не успевала. Начались задержки зарплат и пенсий. У атомщиков отобрали многие льготы, ветеранов-первостроителей лишили повышенных пенсий. Профсоюз перестал распоряжаться деньгами соцстраха. Повезло, что отраслевой профсоюз в то время возглавили хорошие люди — ​Игорь Фомичев и Владимир Кашкин. Они не дали системе рухнуть».

Лидерам отраслевого профсоюзного движения потребовалось несколько лет, чтобы составить новые правила социального партнерства и согласовать их с Минатомом. Главным документом, регулирующим отношения работодателя и сотрудников, стало «Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке». Впервые его подписали в начале нулевых и обновляют раз в три года.

«Хлебные деньги» и дисконтные карты

Тем временем профсоюзы предприятий решали локальные задачи, но не менее важные. Одно из знаковых достижений профсоюза МСЗ в голодные 1990-е — ​«хлебные деньги». Профком убедил руководителей завода изыскать средства на доплаты для атомщиков-пенсионеров, которым не хватало пенсии на питание. Выплаты составляли до 15 % от пенсии. Также профсоюз разработал и внедрил на заводе схему добровольного медицинского страхования. Затем ее тиражировали по всей отрасли.

«В 1990-е медицина считалась бесплатной, но высокотехнологичные операции можно было сделать только за деньги, — ​продолжает Валерий Прокопов. — ​Дошло до того, что мы ходили с коробкой по цехам, чтобы сотрудники скидывались на помощь коллегам. Тогда профсоюзом МСЗ руководил Владимир Бахтин, он пришел к руководству и сказал: «Завод обеспечивает топливом 1/8 часть всех реакторов мира и имеет огромную прибыль, неужели мы не можем своим людям помочь?» Генеральный директор дал добро. И мы создали систему добровольного медицинского страхования, она действует по сей день. Из ее фондов оплачиваем дорогостоящие операции и лечение».

В последнее десятилетие профсоюз завода запустил ряд образовательных проектов. Например, фабрику процессов «Социальное партнерство», где атомщиков учат отстаивать свои права во время кризисной ситуации на предприятии, и курс «Профсоюз — ​моя налоговая помощь» по оформлению налоговых вычетов за покупку недвижимости, ремонт или медуслуги. Еще одна инициатива — ​введение дисконтных карт, дающих членам профсоюза право на скидку в магазинах, кафе и других организациях города.

«Роль современного профсоюза — ​посредничество между администрацией и персоналом, мы должны уходить от позиции правых и виноватых. Завод выпускает ТВС для реакторов, цикл перезагрузки сборок — ​пять лет, а это значит, что производственный заказ поступает всплесками. То густо, то пусто, — ​говорит Валерий Прокопов. — ​И производительность труда, определяющаяся реализацией продукции, тоже плавает. Наша задача — ​добиться того, чтобы люди не потеряли работу и получали достойные деньги, а топ-менеджер выполнил производственный план».

Самая ответственная задача для председателя профсоюза — ​подписание коллективного договора между работодателем и работниками, считает Валерий Прокопов. Это живой документ, который постоянно меняется. В последнее такое соглашение на МСЗ профсоюз внес 19 поправок. «Увеличение матпомощи на лечение зубов, изменения в правилах охраны труда, размере льгот и компенсаций, повышение зарплат. Каждый из пунктов — ​предмет напряженных переговоров. Пункт, который планируем внести в этом году, — ​реабилитация пострадавших от ковида», — ​резюмирует Валерий Прокопов.


Никита Лихачев
Председатель молодежной комиссии профсоюзного комитета, МСЗ

— В профсоюзе столько креатива и интересных людей. Мы организовываем концерты, праздники, субботники. Под эгидой профсоюза во время пандемии появилось волонтерское движение — ​мы разносили ветеранам продукты и лекарства. Когда людям старше 65 лет запретили выходить из дома, на МСЗ решили оказать им материальную помощь. Мы оперативно собрали пакет документов. Времени было мало, ездили по адресам практически круглосуточно — ​если бы не успели в срок, люди могли остаться без выплат.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: