В здоровом антителе: как проходит вакцинация от COVID-19 в отрасли
К началу февраля привиты больше 30 тыс. сотрудников отрасли и жителей атомградов. Недавно сделал первую инъекцию глава «Росатома» Алексей Лихачев, многие руководители производств тоже продвигают кампанию по вакцинации личным примером. Как идет вакцинация на предприятиях ТВЭЛ и какие вопросы волнуют прививающихся, выяснила наша корреспондентка.
Вакцина на пятерку
На Новосибирском заводе химконцентратов прививки ставят без отрыва от производства — в медпункте главного заводского здания. Перед кабинетом небольшая очередь: в каждой ампуле пять доз.
Сначала медсестра измеряет температуру, давление и рассказывает о простых правилах безопасности: три дня после процедуры лучше не принимать алкоголь (как и за три дня до), избегать перегрева, переохлаждения, больших физических нагрузок. После укола нужно полчаса провести под наблюдением медсестры, одна из возможных побочных реакций — аллергический приступ. Но это редкость. В первую неделю вакцинации на НЗХК привили более 120 человек, ни одному плохо не стало.
«Вакцину храним в холодильнике при минусовой температуре: от 18 до 24 градусов. На разморозку ампулы уходит пять — семь минут, повторно замораживать препарат нельзя, — поясняет процедурная медсестра Екатерина Сухинина. — Мы сейчас используем «Спутник V». Противопоказания — диабет и гипертония в период обострения, нужно дождаться ре-миссии. Побочный эффект тот же, что и при прививках от гриппа: головные боли, легкое недомогание, иногда температура. Я очень надеюсь, что вакцинация купирует эпидемию ковида».
Инженер отдела главного технолога цеха № 30 Галина Говоруха записалась на вакцинацию в первых рядах. Ее дочь врач, она и убедила всю семью сделать укол. «Муж привился, дети тоже собираются, но позже, у них антитела, они недавно переболели, — рассказывает Галина Говоруха. — Психоза по поводу эпидемии у меня нет, маску ношу, дезинфицирую руки, но я езжу на работу в общественном транспорте, поэтому могу заразиться».
Убежать от третьей волны
На НЗХК вакцинацию начали одними из первых в отрасли, сразу после новогодних каникул. «Продолжительность больничного с диагнозом «ковид» — от трех недель. И даже после переболевшие еще долго не могут полноценно трудиться, — говорит заместитель главного инженера по ядерной, радиационной, промышленной безопасности и экологии НЗХК Валерий Белов. — Я испытал это на себе. Заразился осенью и только сейчас пришел в норму. Для предприятия 2020 год стал серьезным испытанием. Мы приобрели технические средства, чтобы организовать работу на удаленке, термометры, средства защиты, платили за тестирование. Вложения в профилактику ковида мне кажутся рациональным шагом. Очень хочется жить и работать спокойно».
Для начала предприятие самостоятельно закупило 330 доз вакцины, в первую очередь привили критически важный персонал и управленцев высшего звена. После того как президент Владимир Путин дал поручение с 18 января организовать масштабную вакцинацию, прививают всех желающих. Тесты на антитела делают за счет НЗХК, а затраты на вакцину взяло на себя государство.
«Несмотря на то что мы постоянно выявляли носителей вируса, у 40 % желающих привиться есть антитела, то есть они были носителями и распространителями заболевания, сами того не ведая, — продолжает Валерий Белов. — Их будем вакцинировать позже. Мы настоятельно рекомендуем всем сотрудникам воспользоваться этой возможностью. В числе первых в процедурный кабинет вошел главный инженер завода Сергей Буймов. Он перенес прививку хорошо. Стремимся к тому, чтобы у нас около 80 % сотрудников имели иммунитет. Тогда, как нам пояснили врачи-инфекционисты, эпидемия будет побеждена».
На Сибирском химкомбинате на вакцинацию записались 600 сотрудников. Прививки делают в поликлинике Северской клинической больницы. «Вакцинация нужна всем жителям страны, это единственный способ защититься, — убежден заместитель технического директора СХК по охране труда, ядерной и радиационной безопасности, охране окружающей среды и производственному контролю Константин Изместьев. — Если нет противопоказаний, надо делать прививку обязательно».
Цель — коллективный иммунитет
На Уральском электрохимическом комбинате также планируют привиться порядка 600 человек, это около 30 % коллектива. «Первыми были работники разделительного производства, службы главного энергетика, цеха промышленного водоснабжения, сменный персонал, — рассказывает руководитель службы охраны труда УЭХК Евгений Мартюшев. — Следующая категория — руководители и лица, исполняющие их обязанности. С учетом того, что у нас уже переболели около 500 человек и у них есть антитела, мы ожидаем, что благодаря вакцинации сформируется коллективный иммунитет».
Ведущий специалист по связям с пресс-службами и СМИ УЭХК Ольга Таран решение о том, делать ли прививку, принимала несколько дней. Почитала о «Спутнике V» в интернете, списалась с прошедшими вакцинацию коллегами из других атомных городов. Убедилась: надо прививаться. «В моей семье ковидом никто не болел, — рассказывает Ольга Таран. — Нет никого из группы риска. Но я на всю жизнь запомню прошлый июль, когда болел, казалось, весь Новоуральск. Мы чувствовали себя такими беззащитными. Это было ужасно. Постоянное чувство страха раздражает. Я сдала тест на антитела — отрицательный. Вечером после прививки было небольшое недомогание, но температура не поднималась. На другой день чувствовала себя отлично. Через две недели вторая прививка, я должна быть здоровой, когда придет время делать инъекцию. Зато потом можно будет расслабиться. Даже если заболею, то в легкой форме».
Это был тяжелый год
Заместитель гендиректора по управлению персоналом Электрохимического завода Ирина Дуборезова вспоминает: «В первую волну на предприятии заболели всего два десятка человек, зато вторая, что называется, накрыла — более 200. Невыявленных случаев наверняка было еще больше. Я сначала не понимала, насколько это страшно. Помню шок, когда только поговорила по телефону с сотрудником с положительным ПЦР-тестом — он был в порядке, шутил, а утром следующего дня его в госпитале поместили на ИВЛ. Всего за несколько часов 50 % поражения легких. В пик эпидемии из производственного процесса выпадали до 100 человек в день — это и заболевшие, и вынужденные уйти на самоизоляцию. Приходилось перестраивать смены, перераспределять обязанности».
К появлению вакцины на ЭХЗ готовились: с середины декабря начали составлять списки желающих, развернули информационную кампанию. С представителями клинической больницы № 42 ФМБА проработали графики процедурных кабинетов. Уже в первые дни после каникул в листе ожидания значились 390 человек. «На заводе первой сделала прививку я, — рассказывает Ирина Дуборезова. — Меня засыпали вопросами о самочувствии. Терпеливо отвечала, что все хорошо, никаких побочных действий нет. Личный пример оказался убедительным, народ пошел прививаться. Работа с ФМБА отлажена. У нас четыре кабинета открыты с понедельника по субботу. Пока прививают «Спутником V», когда появится вакцина от «Вектора», думаю, хлынет второй поток желающих — этот препарат многие ждут. Уже начали составлять списки».
На ЭХЗ ведут внутреннюю статистику, как люди переносят вакцину. Из 200 человек, привитых в первые две недели, только у двоих поднялась температура.