Как заработать с помощью управления спросом

«Росэнергоатом» запустил сайт demand-response.ru для популяризации услуги «Управление спросом». На нем можно изучить механизм, узнать, как с его помощью заработать, и даже посчитать на калькуляторе, сколько именно. Со временем, надеются в концерне, управлением спросом заинтересуются не только крупные потребители, но и домохозяйства, владельцы которых захотят снизить расходы на электроэнергию.

На электроэнергетическом рынке России в середине 2019 года начался эксперимент по управлению спросом. Механизм demand response (с англ. — «реакция на спрос») нужен системному оператору, который обязан ​обеспечивать устойчивость энергосистемы. Если пиковые значения потребления будут ниже, исчезнет необходимость подключать станции, чьи цены на электроэнергию предельно высоки, и плата для конечных потребителей, по замыслу инициатора эксперимента — ​системного оператора — тоже должна снизиться.

Как это работает

Суть demand response заключается в том, что все желающие, от крупных предприятий до физлиц, владельцев квартир,  в определенный момент отключают электроприборы или снижают потребляемую мощность и получают за это вознаграждение.

Участники схемы — ​потребители электроэнергии, системный оператор и агрегаторы. Агрегаторы сообщают потребителям, когда надо снизить потребление, принимают от них сведения о готовности разгрузиться, следят за тем, снизили ли потребители нагрузку в оговоренный промежуток времени, отчитываются перед системным оператором и получают от него деньги за хлопоты.

От «Росатома» агрегаторами выступают «Росэнергоатом», его «дочка» «Атомэнергосбыт» и «дочка» «Новавинда» «Атомэнергопромсбыт».

Всегда готов

Механизм разгрузки складывается из двух составляющих. Первая — ​готовность разгрузиться. Эту готовность надо подтверждать ежедневно за два дня до «события» — ​момента, когда может возникнуть необходимость разгрузки. Механизм действует только в рабочие дни. Например, клиент заходит на demand-response.ru, выбирает вариант — ​есть двухи четырехчасовые интервалы — и оповещает «Росэнергоатом» о готовности снизить мощность. Уведомить можно любым способом, хоть через мессенджер. Агрегатор собирает информацию от всех клиентов и передает системному оператору не позднее девяти утра дня накануне «события».

Вторая составляющая механизма — ​реальная разгрузка. Например, предприятие останавливает производственную линию на ремонт или отключает морозильное оборудование, кондиционеры, вентиляцию. Можно переключиться на локальную электростанцию или накопитель. Третий и основной вариант — ​снижение мощности потребления приборов за счет изменения параметров их работы (скорости вращения механизмов, температуры охлаждения).

Системный оператор решает, ожидается ли пик потребления и нужна ли в тот или иной день разгрузка, исходя из данных по энергокомпаниям, цен на электроэнергию на сутки вперед и других факторов. Примерно в 17:00 накануне «события» системный оператор уведомляет агрегатора, состоится оно или нет. Агрегатор в тот же день (накануне «события») передает информацию о необходимости разгрузиться потребителю. В день «события» потребитель, заявивший о готовности разгрузиться, отключает электроприборы от общей сети — ​«событие» состоялось.

Снижение потребления подтверждают приборы учета. По итогам месяца системный оператор платит деньги агрегатору, а тот — ​потребителю. Деньги потребитель получает с учетом двух компонентов — ​готовности и реальной разгрузки. Формула складывается из максимального дохода за 1 МВт, заявленного объема разгрузки (в МВт), количества дней готовности и дней реальной разгрузки и часов, в течение которых приборы были отключены. То есть чтобы потребитель получил как можно больше денег, он должен быть всегда готов разгрузиться и реально разгружаться всегда, когда скажет системный оператор, на максимальное количество часов. Чем больше дней готовности и разгрузок — ​тем выше сумма.

Пока нет штрафов для потребителя, если он заявил о готовности к разгрузке, но не разгрузился. Нет и вознаграждения за частичную разгрузку — ​если, например, потребитель заявил разгрузку на 10 МВт, а реально разгрузился на 3 МВт. Минимум для снижения — ​10 кВт.

Хлопоты агрегатора

Агрегатор зарабатывает на том, что подает заявку системному оператору на конкурсный отбор — ​в нее он закладывает вознаграждение, которое платит потребителю, и свою маржу. Одобрение получают заявки с наименьшей ценой — ​у системного оператора ограниченное количество денег на вознаграждение. «Если заявить высокую цену, можно промахнуться и не пройти отбор, поэтому «Росэнергоатом» закладывает минимальную маржу», — ​объясняет начальник отдела цифровой энергетики департамента цифровой энергетики и коммерческого диспетчирования «Росэнергоатома» Станислав Ефремов. В общей сложности агрегаторы «Росатома» управляют 12 МВт. Всего на рынке работают больше 20 агрегаторов.

Клуб поклонников demand response растет довольно быстро. В четвертом квартале 2019 года в эксперименте участвовали потребители совокупной мощности 50 МВт, а через год — ​уже 500 МВт. Такой объем действительно позволяет не задействовать станции, чья цена на электроэнергию предельно высока. Задача снизить цену на электроэнергию решается, хотя в целом по рынку эффект незначителен из-за того, что снижается цена только в сегменте «на сутки вперед» и часы, выбранные для разгрузки, как показал эксперимент, не всегда оказываются на самом деле пиковыми. Предполагается, что, когда объем разгрузок вырастет до 4–6 ГВт, можно будет снизить цену не только на электроэнергию, но и на мощность. Пока это невозможно, так как цены на мощность устанавливаются на долгосрочный период.

Однако у агрегаторов есть опасения, что новые потребители не захотят участвовать в demand response, если объем финансирования (около 1,4 млрд рублей на 2020 год) останется неизменным, а количество потребителей вырастет. Тогда деньги придется делить на большее число участников, и размер вознаграждения неизбежно уменьшится. Возможность увеличить финансирование обсуждают участники эксперимента, ФАС и правительство России. По сведениям «Росэнерго­атома», к 2035 году совокупная мощность участников demand response может вырасти до 4–6 ГВт.

Пряники для потребителей

Чтобы привлечь клиентов, «Росэнергоатом» готов сам оформить документы и установить счетчики, если их нет или они старого образца. Также сотрудники концерна помогут определить, на какой объем можно снизить текущее потребление и какой доход получить. В среднем в месяц клиент «Росэнергоатома» получает около 300 тыс. рублей на 1 МВт.

В концерне надеются, что со временем в программе смогут участвовать не только крупные промышленные или коммерческие потребители, но и домохозяйства, например коттеджи или кондоминиумы, и бизнес demand response станет более выгодным и гибким за счет взаимозамещения разгрузок — ​если один не смог разгрузиться, а второй разгрузился даже сильнее, чем обязывался.

Мировой опыт показывает, что крупным потребителям demand response интересен и они готовы снижать нагрузку даже больше заявленного. Результаты второго года трехлетнего исследования Австралийского агентства по возобновляемой энергии (ARENA) показали, что промышленные и коммерческие потребители обеспечили 138,7 % контрактного объема снижения. А вот домохозяйствам этот механизм понравился меньше: они выполняли обязательства лишь на 84,3 %. Одна из причин — ​низкий интерес, другая — ​технологические сложности, например с настройкой режима кондиционеров.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: