Консервы РАО: как Сибирский химический комбинат ликвидирует ядерное наследие
Виртуальный технический тур по объектам Сибирского химкомбината для атомщиков и журналистов организовали портал фцп-ярб2030.рф и ТВЭЛ. Темой просветительского мероприятия стали результаты многолетней работы по консервации открытых хранилищ жидких и твердых радиоактивных отходов на СХК. Эту задачу предприятие выполняет в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016–2020 годы и на период до 2030 года».
Техтур прошел в формате видеоконференции. Сначала участники смотрели запись видеоэкскурсии по площадкам радиохимического завода комбината, где размещались жидкие и твердые РАО. Съемка проходила в конце октября. В ролике показаны участки, где раньше располагались бассейны с жидкими радиоактивными отходами Б-1, Б-2, Б-25, а также хранилище твердых радиоактивных отходов
(площадка 16) и комплекс по переработке низкоактивных радиоактивных сбросных вод заводов СХК и Опытно-демонстрационного центра по выводу из эксплуатации уран-графитовых реакторов (площадка 13). Затем эксперты комбината отвечали на вопросы.
То, как СХК нарабатывал компетенции во время консервации открытых хранилищ жидких и твердых РАО, интересовало всех присутствующих — журналистов, членов общественного совета «Росатома», руководителей региональных общественных приемных госкорпорации и представителей общественных организаций. В техтуре приняло участие 30 человек.
Бассейны не для купания
С 1960-х годов на комбинате образовывались жидкие РАО, различные по солевому составу и уровню активности. Их помещали в открытые хранилища, сконструированные таким образом, чтобы радионуклиды не попадали в открытую гидросеть — реки, озера и другие водоемы. Два хранилища, бассейны Б-1 и Б-2, находились в промышленной зоне радиохимического завода, в них накапливались отходы завода с начала 1960-х до 1982 года. Третий бассейн, Б-25, функционировал с 1962 до 2015 года, там хранились ЖРО с химико-металлургического завода.
Первым законсервировали бассейн Б-2. Работы начались в 1991 году. Акваторию бассейна перекрыли, локализовали основную часть накопленных в пульпе и донных отложениях радионуклидов, потом засыпали грунтом.
«Во время работ по консервации было важно не ухудшить радиационную обстановку, проектные решения были направлены на исключение рисков выхода РАО за пределы объектов, — говорит исполняющий обязанности директора радиохимического завода СХК Владислав Лаврентьев. — Территория была разграничена на условно грязную и чистую зоны. В первой была акватория бассейна, во второй — площадка перегрузки. В грязной половине работала специальная техника со свинцовыми вставками, защищавшими персонал, а в чистой — обычная техника, подвозившая грунт и песок. Мы создали надежные многоступенчатые барьеры безопасности, например подземные глиняные экраны, исключающие распространение радионуклидов за пределы хранилищ, системы дренажа и мониторинга. Работы закончились в 2012 году. Уникальность технологии отсыпки бассейна подтверждена патентом».
Избавиться от пульпы
Технические решения, созданные инженерами радиохимического завода СХК для первой консервации, стали лучшей разработкой в области экологии среди предприятий ТВЭЛ по итогам 2013 года. Этот опыт помог при консервации бассейнов Б-1 и Б-25, позволил провести работы быстрее и дешевле, чем на первом объекте. Их консервация завершилась в 2020 году. Во всех трех случаях накопленные РАО надежно изолированы от окружающей среды.
«Для контроля целостности защитных барьеров выполняется мониторинг радиационной безопасности законсервированных хранилищ. Все показания — температура в теле бассейна, уровни гамма-фона — выводятся оператору и отслеживаются в круглосуточном режиме онлайн с помощью наблюдательных скважин, — продолжает Владислав Лаврентьев. — Исследования подтверждают, что радионуклиды не распространяются за пределы хранилищ, экологическая обстановка благоприятная, гамма-фон на территории бассейнов не превышает нормативных значений для Томской области».
Хранилище твердых радиоактивных отходов комбината законсервировали в 2019 году. РАО локализовали в сооружениях, построенных на площадке. По периметру хранилищ установили наружный защитный экран, обустроили наблюдательные скважины.
В комплексе по переработке низкоактивных радиоактивных сбросных вод с заводов СХК и Опытно-демонстрационного центра по выводу из эксплуатации уран-графитовых реакторов сейчас идет реконструкция. В процессе реорганизации изменится принцип работы с ЖРО: вместо того чтобы
отправлять жидкие отходы в пульпохранилища ПХ-1 и ПХ-2, их начнут кондиционировать, разделяя на твердую и жидкую составляющие. Твердые РАО передадут Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами, а жидкие очистят. Их можно будет сбрасывать в открытую гидросеть.
До конца года на СХК закончится строительство нагнетательного трубопровода и здания с технологическим оборудованием для переработки ЖРО. Уже возведен узел двухступенчатого ионного обмена для очистки жидких радиоактивных отходов до допустимого уровня. Масштабная реконструкция комплекса по переработке низкоактивных сбросных вод позволит исключить из процесса пульпохранилища ПХ-1 и ПХ-2 и подготовить к выводу из эксплуатации водохранилища с низкоактивными отходами ВХ-3 и ВХ-4. Отработав технологии по ликвидации наследия первого атомного проекта на своих объектах, СХК планирует помочь в этом другим предприятиям атомной отрасли.
КОММЕНТАРИЙ
Олег Муратов
Член общественного совета «Росатома», ответсекретарь Северо-Западного отделения Ядерного общества России
— Основные проблемы, которые возникли на СХК, как и на других предприятиях ядерного комплекса, были связаны с ядерной оружейной программой. В настоящее время эта программа сокращена, поэтому и многие проблемы ядерного комплекса тоже сокращены. Решение экологических проблем, связанных с ядерным наследием, началось, когда была принята первая федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Главное, что было решено в рамках первой и второй ФЦП, — ядерное наследие нужно ликвидировать.