У «Росатома» нет прямого конкурента в области строительства атомных станций

Об этом заявил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев 14 сентября в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Он также заверил, что во второй половине XXI века наступит время промышленного использования термоядерной энергии и что атомная энергетика может занять 25% рынка производства электроэнергии в России.

«Росатом» такой один

«Лобового, прямого, конкурента у нас нет, потому что в мире не осталось ни одной организации с полным, замкнутым ядерным циклом, которая готова от проектирования до работы с отработавшим ядерным топливом предложить услугу, включая строительство, инжиниринг, эксплуатацию и так далее», — заверил глава «Росатома». — Конкурировать приходится с консорциумами — объединениями компаний из разных стран: Франции, США, Южной Кореи и Японии. Особняком стоит энергетика Китая. В Поднебесной разные компании работают над разными проектами на базе разных типов станций».

Алексей Лихачев также перечислил блоки, которые строит «Росатом». Всего в портфеле зарубежных строек — 36 блоков в 12 странах. По его словам, сразу после эфира с ведущим «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым он улетит на переговоры в Узбекистан, где госкорпорация планирует построить двухблочную АЭС.
Алексей Лихачев также напомнил, что на Белорусской АЭС 8 августа стартовал этап физпуска. Затем — выход на минимально контролируемый уровень и набор мощности с последующим подключением к сети. Строительство второго блока продолжается с соблюдением графика.

Солнце на земле

По словам Алексея Лихачева, в мире растет конкуренция между учеными коллективами и странами за способность первыми «зажечь у себя солнце» — поддерживать реакцию термодерного синтеза приемлемое для использования в промышленности количество времени. Разработками в области термоядерной энергетики занимаются Китай, Россия, европейские страны. Россия, например, участвует в международном проекте ITER. Его цель — подтвердить практическую возможность промышленного использования термоядерной энергии.

Выгоды термоядерной энергетики гендиректор «Росатома» описал с помощью образа: при переходе от ископаемого топлива к ядерному вагону эквивалентна чайная ложка. В переходе от ядерных технологий к термоядерным — та же пропорция.

«Я думаю, что это вторая половина столетия – использование в промышленных уже масштабах термоядерной энергии», — предположил Алексей Лихачев.

Доля атомной энергетики

«На горизонте 20-25 лет мы будем стремиться к цифре 25% генерации», — заявил гендиректор «Росатома». Он заверил, что на встрече с российским президентом Владимиром Путиным в июне нынешнего года тот посоветовал «двигаться вперед».

В 2019 году доля атомной энергетики в общем энергобалансе России составила 19%. В 2020 году с учетом общего снижения производства электроэнергии эта доля может увеличиться до 20%.

«Развитие атомной энергетики в России сдерживается не возможностями «Росатома», а прогнозом потребностей в электроэнергии. «У нас идет постоянная дискуссии с Минэнерго о том, какое количество нужно на ближайшие полтора-два десятилетия», — объяснил Алексей Лихачев. — Поэтому пока у нас тема номер один — это замещение выбывающих блоков».

Для замещения «Росатом» построил и запустил два новых блока на Нововоронежской АЭС, и блок на Ленинградской АЭС. Второй блок замещения на ЛАЭС сейчас достраивается. Развернута стройка на Курской АЭС, два новых блока будут построены и на Смоленской АЭС.

«Мы, конечно, за speed up, за то, чтобы как можно больше блоков строить внутри России: это же рабочие места, это высокотехнологичное строительство», — пояснил свою позицию гендиректор «Росатома». Свои слова он подкрепил примером с Белорусской АЭС. На строительстве станции работают до 11 тыс. человек. На этапе эксплуатации на самой станции будут работать до 3 тыс. человек плюс еще примерно столько же потребуется для обеспечения АЭС транспортными, логистическими, охранными и иными услугами.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: