Физики, лирики и высокие энергии — подборка стихотворений про атом
75 лет назад, 16 июля 1945 года, в американском штате Нью-Мексико на полигоне Аламогордо был произведен первый в мире ядерный взрыв. Не прошло и месяца, как первые атомные бомбы ВВС США сбросили на Хиросиму и Нагасаки. Человек обзавелся самым грозным в истории оружием. Не остались в стороне от этой вехи и советские поэты. Впрочем, не меньший энтузиазм лириков вызвала работа физиков с мирным атомом. Так что дилемма «физики и лирики» в одноименном стихотворении Бориса Слуцкого, где утверждалось, дескать, «что-то физики в почете, что-то лирики в загоне», не совсем точно отражала ситуацию с теми и другими. Физики вполне уживались с лириками, порой «в одном флаконе».
ФУТУРОЛОГИ ОТ ПОЭЗИИ
Слуцкий написал эти строчки в 1959 году. А ведь еще в 1921-м, когда об оружии апокалипсиса рассуждали лишь фантасты, поэт-символист Андрей Белый, имевший за плечами физико-математический факультет Московского университета, в поэме «Первое свидание» выдал нечто провидческое. Он впервые в русской художественной литературе употребил понятие «атомная бомба», удачно совместив физику и лирику:
Над мглой космической он пел,
Развив власы и выгнув выю,
Что парадоксами Максвелл
Уничтожает энтропию,
Что взрывы, полные игры,
Таят томсоновские вихри,
И что огромные миры
В атомных силах не утихли,
Что мысль, как динамит, летит
Смелей, прикидчивей и прытче,
Что опыт — новый…
— «Мир — взлетит!» —
Сказал, взрываясь, Фридрих Нитче*.
Мир — рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощенной гекатомбой…
* Ницше. — «СР».
Воплощенную же гекатомбу из десятков и десятков тысяч японцев на алтарь войны и, как бы это цинично ни звучало, научно-технического прогресса (последствия ударов по Хиросиме и Нагасаки тщательно исследовали ученые) принесли Штаты. Ленинградская блокадница поэтесса Вера Инбер не преминула отметить этот момент в своем стихотворении «1945–1946», появившемся 31 декабря 1945 года и посвященном передаче полномочий старого, победного 1945-го новому, 1946 году:
Полжизни я провел в бою:
В горах, лесах, степи.
Я победил. А ты мою
Победу закрепи.
Не только молнию и гром
Носил я в кобуре —
Ударил атомным ядром
Я по земной коре.
То был космический удар,
И вихри, и смерчи.
На благо людям грозный дар
Природы изучи.
1946-й прислушался к словам поэтессы: аккурат в апреле того года для развертывания исследований в области мирного использования атомной энергии было принято правительственное решение о создании близ станции Обнинская Московско-Киевской железной дороги Лаборатории «В» — будущего Физико-энергетического института. Так начался путь к ядерной энергетике во имя созидания.
«МЫ ДОВОЛЬНЫ ОТ ДУШИ»
Не был равнодушен в этом плане и знаменитый советский гимнои баснописец Сергей Михалков. Будучи гуру официозно-патриотической поэзии, свой дар он посвятил ядерному оружию СССР, начиная с его испытаний. Так родилась солдатская песня «Про советский атом», музыку для которой сочинил композитор Вано Мурадели:
Мы недавно проводили
Испытанья нашей силе,
Мы довольны от души —
Достиженья хороши!
Все на славу удалось,
Там, где нужно, взорвалось,
Мы довольны результатом —
Недурен советский атом.
Вот так штука!
Всем наука!
Сунься, ну-ка! О-го-го!..
Не ленились,
Потрудились
Для народа своего!
Подтвердил товарищ Сталин,
Что мы бомбу испытали
И что впредь еще не раз
Будут опыты у нас.
Бомбы будут!
Бомбы — есть!
Это надо всем учесть.
В 1951 году на радость меломанам Апрелевский завод грампластинок выпустил запись «Песни про советский атом» в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии им. Александрова. Артефакт эпохи, между прочим. Кстати, в том году ядерное вооружение СССР состояло из 25 атомных авиабомб против 438 у США.
Но Сергей Михалков благополучно дожил до момента, когда по количеству ядерных боеприпасов СССР существенно обогнал США — так, уже в 1977 году против 25,8 тыс. американских у нас их было уже 28,4 тыс. И Михалков не был бы Михалковым, если бы не застолбил этот момент в очередном произведении — конечно, не располагая конкретными цифрами. Собственно, для стихотворения «Наши защитники», рекомендованного даже детским учреждениям (издательство «Малыш» в 1979 году выпустило эту михалковскую книжечку для дошколят), поэт экономно использовал свои же довоенные стихи «Красная армия» — правда, существенно их модернизировав. И это касается не только строчек «Со штыком и пулеметом эти смелые бойцы — наша красная пехота, наши братья и отцы», преобразованных в «С автоматом, пулеметом эти смелые бойцы — наша славная пехота, наши братья и отцы». В осовремененном варианте появилось кое-что более существенное:
Оборона — наша честь,
Дело всенародное!
Бомбы атомные есть,
Есть и водородные.
Но советские ракеты
Мирным людям не страшны —
Знают все — Страна Советов
Против атомной войны!
«ФОРМЫ РАЗЛОЖЕНЬЯ И РАСПАДА»
Разумеется, тема использования ядерной энергии для получения электричества в отечественной поэзии не исчерпывалась упомянутым выше наставлением Веры Инбер. Например, Максимилиан Волошин, уделявший много внимания в своем творчестве тайным силам мироздания, прямо указал в своем стихотворении «Космос» (1923) на возможность использования радиоактивного распада для генерации электричества.
Мы существуем в Космосе, где все
Теряется, ничто не создается;
Свет, электричество и теплота —
Лишь формы разложенья и распада…
Можно поспорить с Максимилианом Александровичем насчет того, что в космосе ничто не создается, но, сам того не подозревая, принцип действия радиоизотопных источников «света, электричества и теплоты» он определил точно. В радиоизотопных термоэлектрических генераторах космических летательных аппаратов и марсоходов используется альфа-распад изотопа плутоний‑238.
Другой популярный поэт, Валентин Берестов, в 1961 году посвятил стихи уже почти свершившемуся — строящейся Белоярской АЭС, на которой возводился первый 100-мегаваттный энергоблок АМБ‑100. Стихотворение так и называется — «Атомная станция».
Широкой просеки пустырь.
Не дрогнут синих сосен иглы.
Тиха, бела, как монастырь,
Обитель атома возникла,
В ее таинственных стенах,
В ее молчании заклятом
Святою жизнью, как монах,
Живет затворник — грозный атом.
Здесь, адской силой наделен,
Но адской воле не послушен,
Земным трудом спасает он
Свою космическую душу.
Он гонит ток в село, и в цех,
И на железную дорогу,
Свой страшный первородный грех
Замаливая понемногу.
Берестов изящно и ненавязчиво, но все-таки указал большому мирному атому на его дембельскую шинель со споротыми погонами.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ
Ну а пальму первенства по части технологически точного изображения поэтическими средствами производственных процессов атомной энергетики следует присудить современной российской поэтессе и драматургу-композитору, члену Союза писателей России и почетной работнице образования РФ Татьяне Мухаметшиной. В 2004 году она написала детское (впрочем, небесполезное и для некоторых взрослых) стихотворение «Ликбез о Балаковской АЭС», начинающееся так: «Крошка сын на стул залез, папу беспокоя: Балаковская АЭС — что это такое?» Папа объяснял вполне доступно, начав с некоторых основ ядерной физики (полностью поэму можно почитать на интернет-портале «Стихи.ру»), указав любознательному отроку на один из четырех энергоблоков-миллионников Балаковской атомной станции:
Посмотри сюда, сынок,
Носит он названье «блок».
Но не брат при этом
Русскому поэту.
Рукотворное творенье,
Очень грозное на вид,
Производит впечатленье
Очень древних пирамид.
Только в тех захороненьях
Жизнь когда-то замерла,
Здесь как раз ее рожденье,
То есть света и тепла.
Это — ядерный реактор,
В нем-то ядра и живут,
И ответственную вахту
День и ночь они несут.
Замурованы, как в клетке,
Им не выбраться отсюда,
Сформированы в таблетки,
Но совсем не от простуды!
Заработает реактор —
И горячая вода
Прямо в парогенератор
Устремится без труда.
Здесь по трубам пробегает,
Нагревая новый слой,
И вполне напоминает
Кипятильник под водой.
А отсюда на турбину
Вылетает чистый пар,
Будто это не машина,
А кипящий самовар.
Вот турбина под давленьем
Завертелась, как юла,
И, конечно же, в движенье
Генератор привела.
Раз виток, еще виток —
Вот и появился ток.
Побежал по проводам,
Чтоб служить исправно нам!
СЛУЧАЙ НА КОРПОРАТИВЕ
Завершая этот небольшой экскурс в отображение ядерных сюжетов советской поэзией, расскажу такой случай. Тридцать с гаком лет назад, находясь в рядах Вооруженных Сил СССР, принимал участие в одном офицерском ресторанном корпоративчике — мальчишнике по случаю бракосочетания однополчанина. На корпоративчик был приглашен наш сосед по офицерскому общежитию — он служил в части, подчиненной 12-му Главному управлению Минобороны, занимавшемуся обслуживанием ядерных боеприпасов. Тогда это была совершенно закрытая тема, и офицеры таких частей гордо называли себя глухонемыми. Так вот, почетный гость изрядно подогрелся и начал декларировать стишата собственного сочинения, привожу по памяти:
Парни мы глухонемые,
Нет ни строчки о нас, ни даты,
И не признает мать-Россия,
Что мы — нейтронные солдаты.
От такого не слишком тонкого намека на профиль той части весь корпоративчик действительно слегка онемел. И лишь виновник торжества, дернув поэта за рукав, промямлил: «Леха, стихи так себе. Ты лучше сядь, закуси чем-нибудь».
Не знаю уж, какой доброжелатель стуканул на Леху (а народу в ресторане, в том числе из других частей, хватало), но потом у него были некоторые неприятности с Особым отделом, который заинтересовала дефиниция «нейтронные».
Что касается строчек и дат, то старлей Леха, как и мы все, не мог предвидеть, что в постсоветской России будет официально и совершенно открыто установлен профессиональный воинский праздник — День специалиста по ядерному обеспечению. Впрочем, эти специалисты все равно остаются «глухонемыми».