На Балтийском заводе в Петербурге заложили атомный ледокол «Якутия»
«Росатом» продолжает строить атомоходы. 26 мая на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге заложили четвертый ледокол проекта 22220 – «Якутия». По традиции на днищевую секцию судна установили закладную доску.
Церемонию открыл заместитель гендиректора «Росатома» Вячеслав Рукша: «Строительство серии ледоколов подтверждает первенство России в мирном освоении Арктики. Закладка очередного универсального атомного ледокола — знаковое событие для всех предприятий, связанных с Арктикой. Это вселяет уверенность в будущем атомного ледокольного флота».
Новый ледокол назван в честь региона, примыкающего к Севморпути. «Якутия — самый большой регион не только в России, но и во всем мире. Название судна говорит о масштабе задачи, которая стоит перед страной, — задачи возродить Арктику», — сказал вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов.
«Якутия»-ледокол и Якутия-республика будут играть важную роль в развитии Северного морского пути. Важно расширять и укреплять наше сотрудничество по вопросам создания благоприятных условий подготовки квалифицированных кадров для предприятий судостроения и судоремонта, совместных исследований и разработок», — отметил в своем послании глава Якутии Айсен Николаев.
Проект 22220 принадлежит ЦКБ «Айсберг», эти ледоколы оснащены двумя реакторами РИТМ‑200 тепловой мощностью 175 МВт каждый. Водоизмещение судна — 33 540 т, максимальная ледопроходимость — 2,8 м. Двухосадочная конструкция позволит использовать судно и в арктических водах, и в устьях полярных рек.
На Балтийском заводе в Петербурге заканчивают работу над головным атомоходом «Арктика». Следующие два судна проекта 22220 «Сибирь» и «Урал» будут сданы в 2021 и 2022 году. Контракт на строительство четвертого и пятого был подписан в августе прошлого года, срок их сдачи — 2024 и 2026 год. Общая стоимость четвертого и пятого ледоколов составит 100,1 млрд рублей. Впервые договор на строительство атомных ледоколов заключен по схеме смешанного финансирования: из федерального бюджета выделят 45 %, остальное — средства «Росатома» и коммерческих банков.
«Состоялась закладка третьего серийного универсального ледокола «Якутия». После завершения строительства серии Россия будет обладать крупнейшей в мире группировкой атомных ледоколов. Это по-настоящему уникальные суда, ни одна страна мира не имеет даже одного подобного ледокола», — сказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
«Несмотря на пандемию и непростую экономическую ситуацию, мы продолжаем строить серию ледоколов проекта 22220, это позволит нам сделать важный шаг к раскрытию транспортного потенциала Северного морского пути», — отметил гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка.
У Балтийского завода уже накоплен опыт работы с этими уникальными судами. Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов отметил: «Якутия» будет строиться с учетом новых технических решений и полным, до мельчайших деталей, пониманием всех процессов».
«Что такое новый ледокол для Балтийского завода? Это 6,5 млн часов непрерывной работы, — сказал гендиректор Балтийского завода Алексей Кадилов. — Десятки тысяч человек до конца 2024 года будут обеспечены работой и зарплатой». Стоимость ледокола — 51 млрд рублей. Три четверти суммы достанется подрядчикам и поставщикам — ОКБМ им. Африкантова, Кировскому заводу, «Электрорадиоавтоматике» и др.
Четыре этапа и сдача камбуза
В давние времена у кораблестроителей существовал обычай помещать в корпус судна золотые и серебряные монеты — талисманы, чтобы умилостивить море. Эта традиция эволюционировала: в корпус стали закладывать медали с именами строителей, названием и рангом корабля. Потом стали использовать доски — на них помещалось больше информации.
Прикрепляют такую доску на закладную секцию в праздничной обстановке как символ старта строительства. «Строго говоря, Балтийский завод занимается строительством «Якутии» с января, тогда мы начали резать металл для секций. Но закладка секции на стапеле, где будет сформирован корпус, является первой вехой», — пояснил заместитель директора по производству Балтийского завода Роман Лакша.
Строительство судов проходит в четыре этапа. Первый — заготовительный, на нем изготавливают секции, из которых будет составлен корпус судна. После закладки первой начинается следующий этап, стапельный, когда корпус собирают из секций на стапеле. У атомных ледоколов проекта 22220 закладная — днищевая секция с пристыкованными к ней скуловыми. Параметры конструкции — 29 м в ширину, 12 м в длину и 2,5 м в высоту. Формирование корпуса будет вестись в две стороны — в нос и корму. «Корпус насытят системами и оборудованием, окрасят. В общей сложности корпус c надстройкой атомного ледокола состоит из 372 секций. В пиковые моменты численность сотрудников на стапеле будет достигать 1 тыс.», — рассказывает Роман Лакша. В ходе формирования корпуса в него загружается реакторная установка.
В ноябре 2022 года «Якутию» спустят на воду. Начнется третий, достроечный этап. Устанавливается надстройка, заканчивается погрузка оборудования и монтаж, отделка помещений и др. Достроечный этап у «Якутии» завершится осенью 2023 года. На четвертом, сдаточном этапе проводят швартовные, ходовые и ледовые испытания. Итогом станет подписание приемного акта и передача ледокола заказчику в декабре 2024 года.
«Помимо четырех официальных этапов у судостроителей есть и неофициальные. Например, сдача камбуза. Когда мы достраиваем и сдаем камбуз, там обязательно проводим торжественный ужин для руководителей строительства и представителей контрагентов. Угощаем жареной картошкой с котлетами, приготовленными на камбузе», — улыбается Роман Лакша.
Следом — «Лидер»
Шестым новым атомным ледоколом в парке «Атомфлота» станет «Лидер», головной в проекте 10510. Его построит комплекс «Звезда», который создается в городе Большой Камень Приморского края консорциумом во главе с «Роснефтью». Контракт на строительство головного ледокола был подписан 23 апреля этого года, ввод судна в эксплуатацию запланирован на 2027 год.
«Лидер» будет оснащен двумя реакторами типа РИТМ‑400 тепловой мощностью 315 МВт каждый. Он сможет преодолевать льды толщиной более 4 м. Ледокол будет совершать регулярные проводки в восточном районе Арктики, это откроет новые возможности для коммерческих высокоширотных маршрутов. Водоизмещение судна составит 69,7 тыс. т. На строительство головного «Лидера» из российского бюджета выделено 127,576 млрд рублей. Планируется построить три ледокола проекта 10510.
В РИТМЕ‑200
Производство реакторной установки РИТМ‑200 для ледокола «Якутия» уже началось. «Уникальная особенность РИТМ‑200 — интегральная компоновка: все оборудование размещается в корпусе. За счет такой схемы установка в 1,7 раза легче, в два раза компактнее и почти на 20 % мощнее используемых в настоящее время реакторов типа КЛТ», — говорит гендиректор «Атомэнергомаша» Андрей Никипелов. Одна топливная загрузка для РИТМ‑200 эквивалентна 540 тыс. т арктического дизельного топлива. Перезагрузка происходит раз в семь лет. Вес одного реактора составляет 147,5 т, высота — 7,3 м, диаметр — 3,3 м.
На предприятиях «Атомэнергомаша» настроена полная производственная цепочка — от проектирования до отгрузки. Разработчик проекта, а также изготовитель крышки реактора и внутрикорпусных устройств — ОКБМ им. Африкантова. Корпус реактора и окончательная сборка выполняются в Подмосковье, на «ЗиО-Подольске».
РИТМ‑200 также является основой для создания стационарных и транспортабельных АЭС малой мощности, в том числе плавучих энергоблоков. Безопасность реакторной установки обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. Парогенерирующий блок надежно работает при воздействии бортовой качки ледокола с амплитудой колебаний 45°, а также килевой качки. Срок службы энергетической установки этого типа — 40 лет.