Центральный проектно-технологический институт топливной компании «ТВЭЛ» в апреле заключил государственный контракт на проектные и изыскательские работы для создания Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»). О том, как проектируют установку в пяти городах и что происходит на стройплощадке под Новосибирском, «СР» рассказал генеральный директор ЦПТИ Михаил Тарасов.

— Насколько проект по созданию Сибирского кольцевого источника фотонов важен для института?

— Национальный проект класса мегасайенс является для ЦПТИ одним из приоритетных. При реализации таких масштабных задач мы получаем не только загрузку персонала, но и новые компетенции. Это важно для развития и ЦПТИ, и «Росатома» в целом. Однако при всей своей уникальности «СКИФ» соизмерим по масштабам и уровню сложности с другими проектами, которыми занимается наш институт. Учитывая сжатые сроки реализации, работы на площадке мы начали до заключения госконтракта, когда участие ЦПТИ уже стало очевидным.

— Что сейчас происходит на месте сооружения ЦКП «СКИФ»?

— На площадке в наукограде Кольцово мы проводим инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрогеологические и инженерно-экологические изыскания. Работают четыре буровые установки. Уже пройдено около 3 тыс. погонных метров скважин из 6 тыс. запланированных. Идут полевые опытные работы, статическое зондирование грунтов. Выполнена топографическая съемка в масштабе 1:500. Проводится сейсморазведка и наблюдения за колебаниями грунтов. Высокоточные исследования нужны для прогноза движения земной поверхности. Эти факторы мы будем учитывать при проектировании, поскольку синхротрон — ​объект высокочувствительный. Результаты инженерных изысканий станут исходными данными для проектирования.


СОСТАВ ЦЕНТРА КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ «СКИФ»

• Основной корпус с источником синхротронного излучения и инженерной частью, включающей линейный ускоритель (линак), бустерный синхротрон (бустер), каналы транспортировки электронных пучков от линака до бустера и от бустера до основного кольца и каналов вывода пучков синхротронного излучения.

• Лабораторный корпус.

• Административно-офисное здание с инфоцентром.

• Корпус с участком стендов и испытаний.

• Вспомогательные здания и сооружения (энергоблок, корпус инженерного и противопожарного обеспечения и т. д.).


— Что сделано в части проектирования?

— Разработаны три варианта архитектурного облика ЦКП «СКИФ». Это внешний вид, визуальная концепция проекта. Создана схема генерального плана центра коллективного пользования с перечнем зданий и сооружений. Разработаны технологические планировки вспомогательных объектов. До конца года нам предстоит провести комплексные инженерные изыскания на площадке строительства, разработать комплект проектной документации на основании цифровой информационной модели. Прохождение государственной экспертизы проектной документации — ​до середины 2021 года.

— Какие подразделения ЦПТИ работают над проектом и как они взаимодействуют?

— В ЦПТИ создана структура управления проектно-изыскательскими работами под руководством главного инженера проекта. Определены руководители по направлениям — ​главный технолог, главный архитектор, главный конструктор и т. д. Основной объем проектирования распределен между центральным офисом ЦПТИ в Москве и филиалами в регионах — ​Новосибирске, Глазове, Ангарске, Новоуральске. За каждым филиалом закреплены свои объекты. Работники филиалов сами предложили свои услуги — ​сложные проекты дают профессиональный рост.

Задействовано уже более 100 человек, и мы постепенно увеличиваем количество технологов, инженеров по архитектурно-строительной части и инженерному обеспечению, сметчиков. Для эффективного взаимодействия проектировщиков применяется корпоративная система управления проектами, защищенный информационный веб-портал и система управления инженерными данными.

На площадке сооружения «СКИФа» в наукограде Кольцово под Новосибирском

Мы применяем технологии BIM-проектирования — ​информационного моделирования, которое позволяет управлять объектом на всех стадиях его жизненного цикла. В результате будет создана цифровая информационная модель ЦКП «СКИФ», или BIM-модель.

— Что будет представлять собой эта цифровая модель?

— Это будет совокупность всей архитектурно-конструкторской, технологической информации об объекте. Все части проектной модели — ​архитектурная, конструкторская, отопление, водоснабжение, вентиляция и т. д. — ​объединены в информационную среду. Это дает понимание и визуализацию решений, позволяет обнаружить геометрические конфликты и исключить коллизии между конструкциями и инженерными системами, а также инженерных систем между собой.

Например, сейчас мы находимся на этапе проектирования «П» — ​«проектная документация», где определяются основные технологические и технико-экономические показатели проекта. С точки зрения цифровой модели результатом стадии «П» станет геометрический и информационный облик «СКИФа». Геометрический будет включать модели генерального плана, площадочных инженерных сетей, объектов энергетического комплекса, модели зданий и сооружений, систем и оборудования.

Информационный облик — ​это базы данных, информация о каждом элементе модели, будь то окно или сложный агрегат ускорительной установки: технические характеристики, стоимость и количество, данные о технологических, электрических подключениях и контрольно-измерительных приборах.

Благодаря веб-порталу и системе управления инженерными данными цифровая модель ЦКП «СКИФ» будет доступна всем участникам проекта в онлайн-режиме.

Более того, мы планируем знакомить коллег из других организаций, участвующих в проекте, с цифровой моделью «СКИФа» с помощью технологий виртуальной реальности. В режиме коллективного просмотра, надев шлемы виртуальной реальности, участники смогут совершать совместные прогулки по площадке и зданиям центра «СКИФ», создавать примечания для группы проектировщиков. И это будущее ЦПТИ проектирует уже сегодня.


Справка

ЦКП «СКИФ» с источником синхротронного излучения поколения 4+ создается в рамках национального проекта «Наука» в наукограде Кольцово под Новосибирском. По расчетным пользовательским параметрам ускорительный комплекс не будет иметь аналогов в мире. Установка позволит с рекордной точностью изучать материю на атомарном уровне и получать фундаментальные знания в сфере биологии, химии, медицины и в других областях науки. Синхротрон и обеспечивающую инфраструктуру планируют создать до конца 2023 года, а начать исследования на первых шести экспериментальных станциях ЦКП — ​до конца 2024 года.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: