Атомная лодка, которой не было

В годы холодной войны в Америке была популярна алармистская байка о том, что на одном из пляжей Флориды обнаружили то ли мятый советский рубль, то ли пачку папирос «Казбек» — ​мол, то была рекогносцировочная высадка на территории США советских диверсантов. И доставила их за океан, а потом домой советская же подводная лодка — ​вероятно, атомная. На самом деле подобные десантные АПЛ, несмотря на множество проектов, в СССР так и не построили.

На трофейном парогазе

После войны в Советском Союзе принялись за разработку десантно-транспортных подлодок, предназначенных для скрытной доставки на вражеское побережье не просто отдельных диверсионно-разведывательных групп, а целых войсковых подразделений с бронетехникой. Речь шла о возможности высадки десанта из-под воды. Впервые эта захватывающая идея посетила головы советских адмиралов еще в 1939 году, но война вынудила отложить ее в долгий ящик.

В 1948-м идею решили реанимировать в ленинградском ЦКБ‑18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Там разработали проект 621 — ​почти 150-метровую десантно-транспортную субмарину с парогазотурбинной установкой, работающую на перекиси водорода. Рабочим телом в турбине служил парогаз из кислорода и водяного пара, образующихся при каталитическом разложении перекиси, плюс продукты сгорания солярки.

Эту установку разработал в Германии инженер Гельмут Вальтер, и немцы во время войны даже приступили к строительству парогазотурбинных субмарин, но обычного назначения, а не десантных. Такая энергетика на подводной лодке являлась в некоторой степени паллиативом атомной, поскольку исключала необходимость всплытия, включения дизелей и подзарядки аккумуляторов подводного хода. Это обеспечивало лодке скрытность и большую дальность плавания — ​но, конечно, не неограниченную, что мог гарантировать только атомный ход.

Проект 621 производил впечатление: при расчетной дальности подводного хода на парогазе 4200 миль (около 7800 км) огромная субмарина могла скрытно доставить, скажем, из Петропавловска-Камчатского на побережье Калифорнии десант численностью 745 человек с десятком танков Т‑34, грузовиками, 14 противотанковыми пушками (все это выгружалось с помощью широкой носовой сходни) и даже тремя самолетами-истребителями прикрытия. Последние должны были стартовать с субмарины с помощью катапульты.

Однако при всей грандиозности проекта даже несколько таких лодок не помогли бы захватить и удержать сколько-либо значимые участки континентального побережья США, да еще в условиях полного господства в океане американских ВМС. Для проведения столь дерзкой стратегической операции их надо было иметь по меньшей мере 50–100, что советская промышленность в еще не оправившейся от войны стране, несущей к тому же огромные расходы на реализацию собственной атомной программы, явно не потянула бы. Да и постройка даже одной субмарины по трофейной немецкой технологии в части турбин Вальтера представлялась крайне сложной задачей. Поэтому проект 621 был отклонен.

Для арктических походов

Однако энтузиасты в ЦКБ‑18 не приуныли и предложили новый подобный проект, 626. Очередная десантно-транспортная субмарина, уже раза в полтора меньше, чем лодка проекта 621, должна была оснащаться не парогазовыми турбинами Вальтера, а дизелями подводного хода, работающего по замкнутому циклу отечественного ученого Евгения Чудакова — ​с использованием кислорода, получаемого, впрочем, опять-таки из перекиси водорода. Лодка могла перевозить четыре-пять средних танков или 165 десантников и разработана была специально для походов подо льдами Арктики с целью обеспечения контроля над побережьем и островами Северного Ледовитого океана. Грузы могли переправляться на берег или прочный лед на перевозимом субмариной самоходном понтоне. Интересный момент: для образования полыньи и всплытия на лодке были предусмотрены специальные электрогрелки, растапливающие лед. Но и этот проект был положен под сукно.

АПЛ неограниченной дальности

К идее десантно-транспортных субмарин, уже неограниченной дальности плавания, способных доставлять морскую пехоту на любой континент планеты, вернулись в 1960-е годы, освоив строительство атомного подводного флота. К этому времени ВМФ СССР приступил к несению боевой службы в Мировом океане далеко от родных берегов, в том числе с морской пехотой на борту, и иметь в его составе подводные десантные корабли представлялось очень заманчивым. Даром, что ли, в документах советского Генштаба были предусмотрены среди прочих северои южноамериканские, африканский, австралийский и даже антарктический театры военных действий?

В 1964–1965 годах ЦКБ‑16 (затем центральное проектное бюро «Волна», впоследствии вошедшее в состав «Малахита») спроектировало и представило главкомату ВМФ эскизный проект 748 атомной десантной подводной лодки.

11-тысячетонная лодка с двумя водо-водяными ядерными реакторами могла бы принять на борт батальон морской пехоты при 10 плавающих танках и 10 бронетранспортерах либо 1,5 тыс. солдат сухопутных войск с личным оружием. При необходимости атомарина могла быть подводным эвакогоспиталем на 530 человек, включая медперсонал. Субмарина должна была, как и в раннем проекте 621, наползать носом прямо на берег и выпускать десант с техникой по специальным аппарелям — ​что называется, не замочив ног.

Минный заградитель

Строительство таких атомных лодок вовсе не было для СССР непосильной задачей. Но ее решению препятствовало отсутствие свободных верфей: они были по горло заняты наращиванием численности ракетных и торпедных АПЛ. Тем не менее ЦПБ «Волна» в 1974 году выступило, с учетом пожеланий флота, с еще более грандиозным проектом 717 атомной десантно-транспортной подводной лодки — ​минного заградителя. При этом был использован опыт работы над десантной АПЛ проекта 748 и доведенным до закладки в Северодвинске подводным транспортным атомоходом проекта 664, предназначенным в первую очередь для снабжения топливом и боекомплектом кораблей и подводных лодок в океане. В 1966 году строительство лодки 664-го проекта прекратили в пользу ракетных атомоходов.

Гигантская (водоизмещение почти 18 тыс. т, почти как у современных американских стратегических ракетных атомоходов типа «Огайо») атомарина проекта 717, будь она построена, обеспечивала бы высадку на любом доступном для десанта побережье батальона морской пехоты с 20 единицами бронетехники либо пары мотострелковых батальонов — ​правда, в этом случае с минимумом техники. Она же могла перевозить 1,2 тыс. т военных грузов или выставить 252 морские мины. Ни один иностранный флот даже не задумывался о таких АПЛ, но по уже указанной выше причине в Советском Союзе их так и не построили.

Что касается зарубежья, то в США, например, дело ограничилось переоборудованием нескольких существующих атомных подводных лодок в носители боевых пловцов и подводных аппаратов. Эти лодки были задействованы в спецоперациях по установке разведывательной аппаратуры и устройств для прослушки советских подводных кабелей связи вблизи наших портов и военно-морских баз. Нужно лишь добавить, что в этом узкопрофильном плане отечественный атомный подводный флот от американцев тоже не отставал.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Технологии
Большие вводные: как платформа E-com помогает ускорить ввод в эксплуатацию
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё