10 интересных фактов из истории ГХК

Горно-химическому комбинату 26 февраля исполнилось 70 лет. Он был и остается уникальным предприятием, аналогов которому в мире нет. Производственные мощности комбината расположены в скальных породах на глубине 200 м. По подземным тоннелям туда ходят электрички. На предприятии работает единственная в мире подземная ТЭЦ. К юбилею «СР» собрала 10 интересных фактов из истории ГХК.


ВОСТОЧНАЯ КОНТОРА

В открытой переписке в 1950–1960-е годы комбинат называли Восточной конторой Главгорстроя СССР. Это условное наименование впервые упоминается в июне 1950 года в приказе Первого главного управления при Совете Министров СССР об организации дирекции строящегося предприятия (комбината № 815). Наименование еще долго использовали в неофициальной речи.


ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ВЗРЫВОВ

Во время горных работ в подземной части ГХК провели десятки тысяч подрывов. В твердых гранитных породах за 10 лет была создана подземная выработка, по площади соизмеримая с тоннелями московского метро, проложенными за 30 лет в рыхлых породах.


СВОБОДА В НАГРАДУ ЗА РАБОТУ

В первые годы на строительстве подземных объектов комбината и Железногорска работало немало заключенных. За перевыполнение производственного плана им сокращали срок: день на стройке считали за три. Кроме того, по выходе на свободу бывшие заключенные получали хорошие подъемные для обустройства вольной жизни.


РАЗМЕРОМ С МНОГОЭТАЖКУ

Первый реактор АД разместили в специальной камере, построенной в скальном массиве. Камера — ​это помещение, в котором мог бы свободно разместиться 17-этажный дом. Ее длина — ​более 100 м, высота — ​55 м, ширина — ​20 м.


ЭЛЕКТРИЧКИ ВНУТРИ ГОРЫ

Поначалу грузы на место строительства комбината возили паровозы по специально построенной для этого железнодорожной ветке. В середине 1950-х началась электрификация железной дороги от Железногорска до комбината и в тоннелях предприятия. Зимой 1956 года в тоннели ГХК вошел первый электровоз, а с 1957-го начали регулярно ходить электрички. За сутки перевозили более 10 тыс. работников комбината.


РЕАКТОР В ЧЕСТЬ БЕРИИ

Первый реактор ГХК имел конструкторский индекс ЛБ‑120 («Лаврентий Берия»). Берия был главным куратором атомного проекта СССР, руководителем Спецкомитета при Государственном комитете обороны. После смерти Сталина в 1953 году Берию объявили врагом народа и расстреляли, а реактор переименовали в ОК‑120 («особая конструкция»). В дальнейшем реактор называли «аппарат» или АД.


ЕЛЕНА, ОЛЬГА, ТАТЬЯНА И ЛЕОНИД

Из соображений секретности оборудование для реактора в документах не называли своими именами, а присваивали сборкам и деталям конструкторские индексы и даже имена. Например, верхняя защита реактора называлась схемой «Е» («Елена»), нижняя опорная конструкция — ​схема «О» («Ольга»), баки боковой водяной защиты — ​«Л» («Леонид»), нижняя конструкция — ​«Т» («Татьяна»).


ПОДЗЕМНАЯ АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

В начале 1964 года АДЭ‑2 стал первым реактором, начавшим работать сразу в энергетическом режиме с подключением к единственной в мире подземной ТЭЦ. Она утилизировала тепло, образующееся в реакторе, вырабатывая при этом электрическую энергию. Почти полвека АДЭ‑2 снабжал Железногорск теплом и электричеством. В 2010 году его остановили.


ТЕЛЕВИЗОРЫ ВМЕСТО ПЛУТОНИЯ

В конце 1980-х объемы оборонного заказа сократились, и ГХК пришлось осваивать новые неядерные производства. В то время комбинат производил блоки развертки и преобразования для телевизоров «Рассвет» и баки для пастеризации молока, а также особо чистые материалы — ​галлий, арсенид галлия, теллур, алюминий. Однако в дальнейшем в связи с уменьшением потребностей рынка все эти производства были закрыты.


СУХОЕ ХРАНИЛИЩЕ

На ГХК находится ХОТ‑2 — ​единственное в стране хранилище отработанного ядерного топлива, охлаждаемое воздухом. Сухое хранилище гораздо безопаснее и экономически эффективнее хранения ОЯТ по мокрой технологии. Сухое хранилище ввели в строй в 2015 году.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: