Сотрудники АЭС «Пакш» называют единственную атомную станцию Венгрии, построенную по советскому проекту, национальной гордостью. Четыре блока с ВВЭР-440 вырабатывают 50,6 % электроэнергии в стране. Ожидается, что после ввода АЭС «Пакш-2» с двумя ВВЭР-1200 доля атома достигнет почти 100 %. Вместе с участниками форума-диалога «Атомэко» я съездила в техтур на «Пакш» и даже заглянула в реактор.


На подъезде к станции много зелени: деревья, виноградники, обвитые плющом здания. «Зеленая энергетика», — шутит кто-то в автобусе.

Мы проходим инструктаж, сдаем телефоны и отправляемся на КПП. На входе — знаки: нельзя с животными, напитками, мороженым, а еще с бомбой и пистолетом. Ничего из этого у меня с собой нет, так что уверенно иду вперед.

После досмотра нас провожают к блочному пункту управления четвертого блока. БПУ на станции пять, один учебный. В лифте отметки — метры вместо этажей. Наша остановка — 10 м. В помещение БПУ мы не зашли, но рассмотрели все в деталях из застекленной галереи. Четыре человека сидят за компьютерами: начальник смены, оператор реактора, оператор турбины и оператор электрооборудования. Еще несколько сотрудников ведут профилактические работы на блоке.

КСТАТИ
Энергоблоки № 1–4 подключили к сети в 1982, 1984, 1986 и 1987 годы. Лицензия на эксплуатацию первого истекает в 2032 году. Ее уже продлевали на 20 лет в 2012-м после масштабной модернизации и планируют повторить. У остальных лицензии заканчиваются в 2034, 2036 и 2037 годы — их тоже намерены продлить.
В 2014 году Венгрия и Россия подписали соглашение о строительстве двухблочной АЭС «Пакш-2». Технический проект утвержден этой осенью. Следующий этап — передача лицензионной документации заказчику в марте 2020-го. В июне ее получит регулятор. «У регулятора есть право рассматривать документы 15 месяцев. Исходя из этого, лицензию мы ожидаем во второй половине 2021 года», — сообщил журналистам в Венгрии гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.

На стенах — панели с кнопками, мигающими индикаторами, тумблерами, схемами. Табло показывает, что реактор работает на мощности 505–506 МВт. Ее повысили в 2006-м после модернизации оборудования и усовершенствования топлива, которое поставляет ТВЭЛ. Чехловые тепловыделяющие сборки второго поколения с повышенной ураноемкостью позволили увеличить топливный цикл с 12 месяцев до 15. Венгерская станция — единственная в мире с реакторами ВВЭР-440, работающая в таком режиме.

В центре обучения — настоящий реактор c недостроенной АЭС «Жарновец»

«Мы думали о диверсификации топлива в конце ­1990-х, — рассказывает наш гид Золтан Тот, руководитель группы центра информации АЭС «Пакш». — Был подписан контракт о пробных поставках с British Nuclear Fuels (закрыта в 2010-м. — «СР»). С ней же контракт заключила финская Fortum. Сначала топливо загрузили на второй блок ее АЭС «Ловииса». Туда было поставлено семь перегрузок с 2001 по 2007 год. Как оказалось, у топлива British Nuclear Fuels всего два недостатка — оно хуже и дороже российского. Так что на «Пакше» мы его даже не стали внедрять». Кстати, ТВЭЛ снабжал АЭС «Ловииса» с начала ее эксплуатации в 1977 году и возобновил поставки в 2008-м, после того как выиграл тендер. А в ноябре 2017 года ТВЭЛ и компания MVM, оператор АЭС «Пакш», заключили договор на разработку и внедрение модернизированных ТВС на всех четырех блоках. Это кассеты с увеличенной ураноемкостью и оптимизированным водно-урановым отношением. Такое же соглашение заключено с Fortum в 2018-м.


АЛЕКСАНДР УГРЮМОВ
Вице-президент по научно-технической деятельности, ТВЭЛ

— Новое топливо второго поколения для ВВЭР-440 позволит сделать работу АЭС «Пакш» еще более экономически эффективной при сохранении текущих параметров топливного цикла. Сейчас самая активная часть проекта — мы завершаем (в «Гидропрессе». — «СР») испытания макетных сборок и разработку отчетов по безопасности для лицензирования.

В основе нового топлива для «Пакша» и «Ловиисы» — техническое решение, которое позволит ТВЭЛ создавать эксклюзивный конечный продукт под конкретную стратегию топливного цикла и индивидуальные требования заказчика.

ТВЭЛ также будет изготавливать топливо и для АЭС «Пакш-2» с реакторами ВВЭР-1200. Его готовы делать оба наших завода в Электростали и Новосибирске. У нас уже есть опыт, когда начальную зону для Ленинградской АЭС изготавливали частично на МСЗ, частично на НЗХК. Фабрикационные производства пользуются единой рабочей конструкторской документацией, все процессы унифицированы.


Мы вставляем беруши и идем в машинный зал четвертого блока. Здесь тепловая энергия преобразуется в электрическую. Бросаются в глаза надписи на русском: «Проверить давление пара», «Турбина К-220-44-3».

Следующая остановка — 30 м, реакторное отделение третьего и четвертого блоков. На минуту мне показалось, что я попала на Кольскую АЭС: там тоже ВВЭР 440. Все оборудование — один в один, только венгерское делала Škoda.

Золтан Тот показывает: вот реактор и бассейн перегрузки, бассейн выдержки и колодец. Кто-то из экскурсантов спрашивает об аварии на блоке № 2 в 2003 году, которой был присвоен третий уровень по Международной шкале ядерных событий INES. «На 30 сборках появился конденсат, и так как они проработали всего около года, решили их ремонтировать. Технологию химической очистки предложила Framatome ANP, — рассказывает Золтан Тот. — ТВС переместили в специально изготовленный бак отмывки в колодце № 1 второго энергоблока. Во время работ был нарушен режим охлаждения, и кассеты оказались повреждены. За помощью мы обратились к ТВЭЛ».

К работе привлекли Курчатовский институт, «Гидропресс», НПФ «Сосны», НИИАР, ФЦЯРБ, «Маяк» и НТЦ «Нуклон». Российские специалисты в рекордно короткие сроки устранили последствия, помогли выгрузить поврежденные ТВС — использовали роботов — в специальные пеналы, а затем в бассейн выдержки. Разработали новую технологию ликвидации сборок, вывезли ОЯТ на переработку на «Маяк». Для восстановления работоспособности блока потребовалось 18 месяцев, ликвидация последствий заняла чуть больше 3,5 года, а полностью штатное состояние было восстановлено к 2015-му.

Участники форума «Атомэко» обсудили бэкенд, топливный цикл, перспективные ядерные технологии

На обратном пути нам показывают пункт временного хранения ОЯТ. Облученные сборки сначала помещают в бассейн выдержки на пять лет, а затем перевозят сюда. Каждая ОТВС содержится в чугунном контейнере, где идет охлаждение азотом. Срок эксплуатации хранилища — 50 лет, но он может быть продлен. В год из четырех блоков выгружают порядка 380 ОТВС. А еще образуется примерно 170 м3 твердых и 270 м3 жидких РАО.

Твердые и жидкие РАО относятся к низко- и среднеактивным отходам, поэтому их вывозят в национальное хранилище в Батаапати, рассчитанное более чем на 40 тыс. м3 РАО. «Построено оно по английскому проекту и запущено в 2012 году, — рассказывает Балинт Нос из Puram, национального оператора по обращению с РАО. — В 1997-м сооружен первый модуль, к 2012 году их было 20, сейчас 24. В Батаапати мы размещаем РАО после вакуумной обработки. Отходы помещают в бочки и складируют в контейнеры на глубине 200–250 м. Охлаждение обеспечивается воздушным потоком».

Puram продолжает совершенствовать пункт временного хранения на «Пакше». «Всего мы имеем 27 камер. Раньше в одной можно было разместить только 250 кассет, теперь — 527. Хотим увеличить до 703, — говорит Балинт Нос. — Кроме того, прежде чем на станции будет внедрен новый тип топлива для ВВЭР-1200, мы должны гарантировать его безопасное хранение после эксплуатации. Поэтому мы уже готовимся к получению сертификата для нового типа хранилища».

Последняя остановка — центр обучения ремонтного персонала. Здесь все точь-в-точь как в реакторном зале, даже санпропускник есть. И оборудование не имитация — его приобрели у недостроенной польской АЭС «Жарновец». В общем, пока все осматривались, я сделала то, что было бы невозможно на настоящем блоке, — заглянула в реактор.

ДИАЛОГ
Международный форум-диалог «Атомэко» впервые прошел за рубежом, в городе Пече, по инициативе венгерской стороны. Мероприятие «Росатома» направлено на выстраивание диалога между специалистами атомной отрасли, органами власти, экспертами, экологами, общественностью.


ОЛЕГ КРЮКОВ
Директор по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО, «Росатом»

— В мире накапливается отработанное ядерное топливо, все атомное сообщество озабочено проблемой бэкенда. Наша задача — планомерно увеличивать переработку ОЯТ, вовлекать его компоненты в топливный цикл, извлекать платиноиды, РЗМ, прочие элементы. Для нас ОЯТ — это ценное сырье, а не отходы. На «Атомэко» в Венгрии мы на международном уровне продемонстрировали свои возможности. Мы осваиваем промышленное производство уран-плутониевого топлива, строим опытно-демонстрационный центр по переработке ОЯТ. Этому направлению придается большое значение, и не только в нашей стране. Только с его развитием возможно развитие новой атомной энергетики.


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: