АЭХК получил лицензию на вывод из эксплуатации ядерных установок
В июле Ангарский электролизный химический комбинат получил лицензию на вывод из эксплуатации ядерных установок предприятий отрасли. И сразу приступил к выполнению заказов. Ранее комбинат мог проводить такие работы только на собственных объектах (на фото бывшие корпуса диффузного производства комбината). Новая лицензия от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору позволит АЭХК расширить бизнес и получить дополнительную прибыль. А «Росатому» — подготовить уникальное предложение, востребованное у зарубежных клиентов.
С 2010 года АЭХК накопил солидный опыт по выводу из эксплуатации ядерных объектов и установок. Специалисты предприятия получили его на собственной площадке — бывших корпусах диффузионного производства. «Идет вывод из эксплуатации диффузионного оборудования, установленного еще в советское время, и корпуса № 804, — рассказывает директор АЭХК Александр Дудин. — Объем работы огромный. Представьте, нужно полностью демонтировать здание длиной 1 км и шириной 70 м».
Чистые цели
«В процессе вывода из эксплуатации образуются разные отходы, — говорит заместитель генерального директора по техническому развитию и качеству Сергей Герцог. — Мы разделяем их на два вида: радиоактивные и нерадиоактивные. Одну часть нерадиоактивных отходов сдаем на полигон, а другую, в основном это строительные конструкции, пускаем в дело: дробим и затем используем для засыпки котлована, образующегося после демонтажа зданий. Радиоактивные строительные и металлические отходы уменьшаем в объеме, этот процесс называется кондиционированием, паспортизируем, помещаем в специальные контейнеры, гарантирующие их безопасное хранение, и передаем Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами. НО РАО помещает их в пункты приповерхностного захоронения. Это отходы четвертого класса опасности. Мы уже передали более 100 м3 РАО, будем продолжать и дальше».
Работы по утилизации проводятся под наблюдением контролирующих организаций. «Весь объект, все, что было загрязненное, будет убрано, на месте корпусов будет чистая площадка», — добавляет начальник отдела по подготовке к выводу из эксплуатации АЭХК Александр Герасименко.
В центре событий
На вывод из эксплуатации собственных объектов АЭХК до 2030 года получит около 14 млрд рублей в рамках федеральной целевой программы. Благодаря наработанным техническим навыкам комбинат стал одним из четырех центров компетенций ТВЭЛ. Задача этих центров — создавать технологии по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии, выработавших свой ресурс. В ближайшее время в России таких объектов появится очень много.
«Центры по выводу из эксплуатации ядерных объектов сосредоточены на Сибирском химическом комбинате, Ангарском электрохимическом комбинате, во ВНИИНМ им. Бочвара и Центральном проектном технологическом институте, — рассказывает директор программы по управлению выводом из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов ТВЭЛ Василий Тинин. — Блок науки приступил к разработке современных безопасных и эффективных технологий по выводу из эксплуатации ядерных установок. ЦПТИ наращивает компетенции по инженерно-радиационным обследованиям и создает современные методы проектирования работ по выводу из эксплуатации. А два комбината развивают компетенции по проведению работ на объектах, то есть отвечают за обучение людей, которые будут все это делать».
Получение новой лицензии — очень важный этап для АЭХК, это дает возможность перейти на следующий уровень. «Лицензия дает нам право проводить широкий перечень работ по выводу из эксплуатации на других производствах, — рассказывает Александр Дудин. — Зарабатывать на выводе из эксплуатации бывших ядерных производств, зданий, установок — это перспективный бизнес. В 2018 году было создано 25 новых рабочих мест, до конца 2019 года планируем набрать еще сотрудников. Мы уже заключили договоры на выполнение работ по выводу из эксплуатации более чем на 800 млн рублей. Срок выполнения контрактов — три года».
По новой лицензии специалисты АЭХК уже выполняли часть работ по выводу из эксплуатации на Сибирском химическом комбинате.
«На СХК мы участвовали в выводе установки М‑2079, на ней предприятие перерабатывало высокообогащенный уран в низкообогащенный в рамках российско-американской программы «Мегатонны в мегаватты», — говорит Александр Герасименко. — Следующий объект, на который мы хотели бы зайти, — корпус № 242 Машиностроительного завода. Там нужно выводить из эксплуатации остановленные установки по обращению с низкообогащенным ураном. НОУ — это вообще наша специализация. Выполняя работы на различных площадках, мы расширяем компетенции. У нас открыт инвестиционный проект по отработке технологий в области вывода из эксплуатации, направленный на развитие современных референций, отвечающих требованиям рынка. Будем создавать у себя принципиально новые переделы». Например, рассматривается возможность реализации на предприятии проекта по созданию технологии пирометаллургической дезактивации металла.
Первый на вершину
С 2010 года АЭХК получал опыт по выводу из эксплуатации ядерно опасных объектов и приведению их площадок в безопасное состояние. Теперь задач стало на порядок больше. «После 2021 года в России и в мире произойдет значительный рост количества выводимых из эксплуатации объектов, — говорит Василий Тинин. — К этому времени нужны будут умения, персонал, техника и технологии. Есть три четких сегмента этого рынка: остановленные АЭС, радиационно опасные объекты и исследовательские реакторы. Если мы отработаем технологии в своей стране, сможем сформировать комплексное продуктовое предложение и для других стран. Работы по выводу из эксплуатации выполняются в рамках федеральной целевой программы, рассчитанной до 2030 года, она предусматривает серьезное финансирование».
У федеральной целевой программы внушительный бюджет. Только на работы по выводу из эксплуатации предприятий ТВЭЛ выделено около 30 млрд рублей. Василий Тинин отмечает, что самая сложная задача для центров компетенций — разработать решения для вывода из эксплуатации радиохимических производств. Таких работ не проводил еще никто в мире. Затем надо будет готовиться к выводу химико-металлургического производства, работавшего с плутонием. Компетенции нужно наработать в ближайшее десятилетие.
«Рынок вывода из эксплуатации еще не охвачен, его структура только создается, и тот, кто первый на эту вершину взойдет, получит первые разрешения, построит оборудование, тот и будет играть одну из лидирующих ролей не только в России, но и в мире», — убежден Александр Герасименко.